В апреле США на ближайшие два года возглавят Арктический совет – международную организацию, в которую входят восемь стран, имеющих береговую линию в Северном Ледовитом океане.
В связи с изменением климата и общим ухудшением американо-российских отношений экономическое и стратегическое значение Арктики повышается, но адекватного ответа на действия России у США пока нет.
Созданный в 1996 году Арктический совет долгое время оставался на периферии общественного внимания. Однако в последние годы интерес к организации явно повысился. Стремительное потепление сделало Арктику регионом, пригодным для экономической эксплуатации. Эксперты расценивают происходящее как открытие нового океана впервые за 500 лет. Там, где раньше был лед, теперь вода. Это создает новые судоходные пути и дает доступ к минеральным ресурсам. В Арктике находится примерно 13 процентов неразведанных мировых запасов нефти и 30 процентов неразведанных залежей природного газа. Однако возможность получения прибыли сопряжена и с высоким риском. В Арктике приходится работать с ограниченной картографической поддержкой, методы прогнозирования толщины льда и движения айсбергов не отличаются точностью. По мере роста экономического значения Арктики растет и конфликтный потенциал.
Перелом в отношении к Арктике стал очевидным в мае 2013 года, когда на министерской сессии Арктического совета в Швеции было принято решение о приеме в совет в качестве наблюдателей сразу шести государств. В число наблюдателей Арктического совета сегодня входят такие далекие от Северного полюса государства, как Индия, Китай, Сингапур, Италия и Испания. За несколько дней до министерской сессии Белый дом опубликовал Национальную стратегию США в Арктике, главная цель которой, как заявил госсекретарь Джон Керри, – обеспечить мир и безопасность в регионе. "Безопасная и хорошо управляемая Арктика, отмеченная духом международного сотрудничества и отсутствием конфликтов, является ключевым политическим приоритетом для Соединенных Штатов, – сказал он. – Америка стала арктической страной всего около 150 лет назад, когда другой государственный секретарь, Уильям Сьюард, имел дальновидность купить Аляску, тем самым драматически изменив не только географическую карту, но и наши возможности, наш ландшафт, наши ресурсы и наше национальное самосознание".
В начале этого года Арктика стала яблоком раздора между президентом и Конгрессом. В январе Барак Обама сообщил о своем намерении объявить неприкосновенными новые обширные территории на Аляске. Он сделал это в форме видеоклипа, зачитав свое послание на фоне арктических пейзажей.
"Национальный заповедник дикой природы Аляски – изумительное место, первозданное, нетронутое. Это место обитания северного оленя и полярного медведя, всех видов морских животных, неисчислимого количества видов птиц и рыб. Столетиями там живут также коренные жители Аляски. Однако этот мир весьма хрупок. Вот почему я горжусь тем, что Министерство природных ресурсов разработало всесторонний план защиты этих заповедных земель. Мы определили новые территории, включая береговые равнины, которые подлежат защите. Я намерен призвать Конгресс поддержать этот план и объявить эти места заповедной зоной, чтобы сохранить это чудо для будущих поколений", – говорит президент США в ролике на YouTube.
Однако члены Конгресса от Аляски приняли новую инициативу президента в штыки. Они считают, что этот шаг препятствует экономическому развитию штата. Сенатор Лиза Мурковски заявила, что делегация Аляски в Конгрессе не допустит расширения заповедной зоны. По ее мнению, администрация Обамы фактически объявила войну Аляске и нанесла экономике штата удар под дых.
Тем временем активизировала свою деятельность в Арктике и Россия.
В апреле 2014 года президент Путин провел специальное заседание Совета Безопасности, посвященное Арктике, на котором заявил, что этот регион традиционно был и остается в сфере особых интересов России, поскольку в нем "сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности: военно-политический, экономический, технологический, экологический и ресурсный". "Так, по оценкам экспертов, общие запасы топливно-энергетических ресурсов арктической части Российской Федерации превышают 1,6 триллиона тонн, а континентальный шельф содержит около четверти всех шельфовых запасов углеводородного сырья в мире", – отметил президент РФ. А посему "объекты нефтегазодобычи, погрузочные терминалы, трубопроводы должны быть надежно защищены от террористов и иных потенциальных угроз. Мелочей здесь быть не может", – заявил Путин и приказал "детально отработать" все вопросы безопасности "в рамках межведомственных учений и тренировок, в которых должны регулярно участвовать и подразделения Минобороны, и МЧС, и других служб". В качестве еще одной меры для повышения надежности охраны арктических рубежей Путин предложил усилить морскую составляющую пограничной группировки ФСБ России. "Одновременно следует укреплять военную инфраструктуру. В частности, речь идет о создании в нашей части Арктики единой системы базирования надводных кораблей и подводных лодок нового поколения", – заявил российский президент.
В отличие от многих других указаний Владимира Путина, эти не остались голой фразой. С 16 по 21 марта в Арктике, а точнее, на архипелагах Новая Земля и Земля Франца-Иосифа прошли масштабные военные учения, в которых участвовали 38 тысяч военнослужащих, более 50 кораблей и подводных лодок, 110 самолетов. Западные наблюдатели называют это ответом на динамику военных маневров НАТО в Восточной Европе.
Сенатору Лизе Мурковски пришлось говорить о войне уже не в фигуральном, а в прямом смысле. На слушаниях в комитете по делам вооруженных сил, где обсуждалась бюджетная заявка Пентагона на 2016 финансовый год, она обратилась с вопросами к командующему сухопутными силами США генералу Рэю Одиерно, в котором подчеркнула, что "русские создают шесть новых бригад, четыре из которых будут размещены в Арктике". Это стало причиной письма всей делегации от Аляски на имя министра обороны, в котором говорится, что вместо сокращения численности войск США на Аляске командованию Сухопутных сил, возможно, следует сделать прямо противоположное, а именно увеличить свое присутствие на Аляске. "Генерал, не могли бы вы подробнее рассказать о российской активности в Арктике? Зачем это господину Путину?" – спросила сенатор. Генерал ответил, что, разумеется, повышенная активность России является предметом внимания. Однако, по словам Одиерно, военные "ждут стратегии, как нам себя вести в отношении Арктики". Ее должно разработать Северное командование, которое отвечает за этот регион. И когда стратегия будет готова, можно будет определить, каким будет вклад сухопутных войск в эту стратегию.
Сенатора и генерала тревожит необходимость сокращения оборонных расходов в соответствии с законом о секвестре. Закон, принятый в 2011 году, предусматривает сокращение численности сухопутных сил США с 570 до 450 тысяч к 2017 году. Около 80 тысяч человек уже сокращено. Более того, у США практически нет ледокольного флота – в составе Береговой охраны США лишь два таких судна, и лишь одно из них способно к продолжительному пребыванию за Полярным кругом. Однако оно приспособлено для научных исследований, и срок его списания уже миновал. В то же время ледокольный флот России насчитывает 40 судов, в том числе четыре с атомным двигателем. Еще 11 ледоколов, включая крупнейший в мире атомный, должны быть построены к 2017 году.