От Харри Карни, Сержа Халова и до Джерри Маллигана

Серж Чалофф

Первый апрельский урожай: баритон-саксофонисты

Вот они! Страшные дни апреля! Летние дети! Харри Карни, Дорис Дей, Скотт ЛаФаро, Джерри Маллиган, Джон Пиццарелли, Билли Холидей, Виктор Фелдмэн, Фредди Хаббард, Хэрби Хэнкок, Бэсси Смис… И это только начало! Не все компонуется и складывается в рифму в этой картинке. Завсегдатаи нашего клуба догадываются, кто выйдет на авансцену, а кто останется у стойки бара. Впрочем, главное правило всё тоже: импровизация! То есть – никаких правил!

Всё верно: весна гуляет по Парижу в распахнутом пальтишке. Глаза слепые от счастья, липкая веточка форзиции в руке. Боттичелли отдыхает в санатории, в Ницце. Весна что-то напевает на узких улочках Латинского, школяры сбегают с уроков, студенты на террасах кафе тупо смотрят на экраны ноутбуков. Что-то будет! Точно! Что-то будет! Но не все заметят, обратят внимание. То есть обратят – когда будет поздно.

Вот, на всякий случай адрес, по которому можно спастись, адрес нашего клуба, клуба «Времени Джаза»: короткие волны «Свободы», спутники HotBird и AsiaSat-7 и наш сайт www.svoboda.org. В дверях клуба с микрофоном в руке (это микрофон?) – ваш ДС.

Harry Carney - I Don't Stand a Ghost of a Chance with You – 5:48 (Harry Carney with Strings - Clef Rds)

«I Don't Stand a Ghost of a Chance with You», «Я не выношу и призрака мысли о том, что с тобою у меня есть хоть какой-то шанс…» - весьма длинное название и еще длиннее перевод стандарта 1932 года Виктора Янга, прославленного Бингом Кросби, но со словами – Нэда Уашингтона. В данном случае первый сегодняшний юбиляр, родившийся в День Дурака, первый большой, если не великий, баритон-саксофонист Харри Карни. Джимми Хэмилтон – кларнет. Оркестр Ральфа Бёрнса. 14 декабря 1954 года.

Джимми Хэмилтон и Харри Карни. Ноябрь 1946

​«- В течение десятилетий, - пишет Йоахим Берендт, - Харри Карни оставался фигурой монополизировавший баритон-саксофон в степени, которая никому и не снилась. В 1926 году Дюк Эллингтон получил (официальное) разрешение от родителей шестнадцатилетнего Харри, которые позволяли Дюку оставить талантливого юношу в оркестре. Харри Карни играл у Дюка до самого конца, до смерти Эллингтона в 1974 году, и сам скончался через пять месяцев после смерти Герцога».

Харри Карни был в мире баритон-саксофонистов фигурой адекватной Коулмэну Хокинсу в мире с более высокой конкурентностью – тенор-саксофонистов. Ужимая фразу, скажу: он был Коулмэном Хокинсом баритон-саксофона.

Харри Карни родился в Бостоне, Массачусетс, 1 апреля 1910 года.

Harry Carney - Take The A Train - 4:52 (Harry Carney with Strings - Clef Rds)

«Take the A Train», конечно же, это позывные Уиллиса Коновера на «Голосе Америки» с присказкой – «Time for jazz!». Но прежде всего это, сочиненная Билли Стрейхорном, увертюра и концовка концертов оркестра Дюка Эллингтона. Впервые тема была записана 15 января 1941 года. Причина – радиоконцерты в те годы шли LIVE и по закону композиции должны были быть зарегистрированы Американским Обществом Композиторов и Издателей (ASCAP). Дюк попросил Билли Стрейхорна и своего сына Мерсера, которые были членами параллельного творческого союза «BMI», написать для радиоконцертов совершенно новый репертуар. Вот так и родилась знаменитая песенка «Поедем на поезде линии «Эй».

Тот же состав оркестра Харри Карни и Ральфа Бёрнса. Труба – Рея Нэнса он же на скрипке; Лирой Ловет – рояль; Джимми Хэмилтон – кларнет; Билли Баэр – гитара; Уенделл Маршал – контрабас и Луи Беллсон – ударные. 14 декабря 1954 года.

«Как бы это не показалось странным, но нервные подвижные фразы бибопа, исполняемые на этом большом саксофоне, - продолжал Йоахим Берендт, - вывели на сцену целую плеяду баритонистов и в первую очередь внука русско-еврейских иммигрантов Сержа Халова, который озвучил на баритон-саксофоне всё то, что «Птица» Паркер творил на альт-саксофоне…»

Напомню - вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-7 или с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в щедро политой дождями Лютеции – ваш ДС.

Serge Chaloff - I've Got The World On A String – 6:45 (Serge Chaloff - Blue Serge – Capitol)

«I've Got The World On A String», «Я держу мир на ниточке…» Харольда Арлена, настоящее имя, еще один потомок иммигрантов – Хаим Арлук. Баритон-саксофон Сержа Халова. Его имя и американцы, и французы произносят как Серж Чалофф. Сонни Кларк – рояль; ЛиРой Виннегар – контрабас и Филли Джо Джоунс – ударные. Лос-Анджелес, 4 марта 1956 года.

Но Серж родился в ноябре, а нас интересует апрель! В апреле, 6 апреля, на свет появился третий великий баритон-саксофонист, один из основателей стиля cool Джерри Маллиган, Джеру.

Gerry Mulligan - Taurus Moon – 6:04 (Gerry Mulligan - Mulligan – Columbia)

«Taurus Moon», «Луна в созвездии Тельца…» - композиция Джерри Маллигана, его же и квинтет. Джеру – баритон-сакс; Дейв Сэмюэлс – вибрафон; Майк Сантьяго – гитара; Джордж Дювивье – контрабас и Боб Роузенгардед – ударные. Судя по всему, Франция – 1958 год.​

Джерри Маллиган

Джерри Маллиган в моем апрельском неотрывном календаре. Он родился 6 апреля 1927 года в Квинс Виллэдже, штат Нью-Йорк. Отец его был ирландский кровей, мать немецко-ирландских. У рыжего Джерри была афроамериканская няня, проще – негритянская няня: Лили Роуз. Как и положено, она пела ему колыбельные, а когда Джеру подрос, он пристрастился проводить целые дни в доме Лили Роуз. Одна из причин – у няньки было механическое пианино и оно играло Фэтса Уоллера. И это не все! Музыканты-джазмены, игравшие в городке, обычно останавливались (все та же проблема расизма и сегрегации) в домах афроамериканцев. И мальчонка Джеру был их любимчиком. До тех пор, конечно, пока не подрос!

Gerry Mulligan - Prelude in E Minor – 4:11 (Gerry Mulligan - Night Lights – Mercury)

«Prelude in E Minor», «Прелюдия ми-минор» Фредерика Шопена в аранжировке Джерри Маллигана. Джерри – баритон-сакс; Арт Фармер – флюгельгорн; Боб Брукмайер – тромбон; Джим Холл – гитара; Билл Кроу – контрабас и Дейв Бэйли – ударные. Сентября 63 года, Nola Penthouse Studios, Нью-Йорк. Не смотря на то, что Джерри Маллиган в огромной степени был отцом кула, он крепко и надежно был погружен в мейнстрим.

Еще один «деннорожденный»; дата все та же – 6 апреля, но – 1929 года:

Andre Previn - One O'Clock Jump – 6:05 (Andre Previn - Old Friends – Telarc)

«One O'Clock Jump» - Каунта Бейси. Впервые я услышал вопли: - One O'Clock Jump! - с трибун ЦДСА в Москве в 1962 году. Это искушенная и знающая публика страны, в которой джаз порицался и в серьезном смысле отсутствовал, просила оркестр Бенни Гудмэна сыграть эту пьеску Каунта Бейси! В данном случае родившийся 6 апреля 1929 года в Берлине Андреас Людвиг Привин, известный миру классической музыки и миру джаза, как Андрэ Прэвин: американский пианист, композитор, аранжировщик и дирижер классических оркестров.

С ним играли: Мандэл Лоуи – гитара и Рей Браун – контрабас. Запись была сделана 24 августа 1991 года на летнем фестивале La Jolla. Фестиваль этот был задуман и учрежден дирижером кливлендского оркестра Николаем Соколовым в 1941 году. La Jolla – это фестиваль камерной музыки и Андрэ Превин, как никто другой подходит к формату этого фестиваля, ибо прописан и в джазе, и в классике.

Превин учился в берлинской, затем в парижской консерваториях; в 1939 году его семья, спасаясь от угрозы нацизма, бежала в Америку. В Калифорнии Превин продолжил занятия у Марио Кастельнуово-Тедеско, но (это вечное НО!) услышал Арта Тейтума и до шестидесятых годов играл с джазменами и лишь потом вернулся к Шарлю-Камилю Сен-Сансу и Эдуарду Элгару. Андрэ Превин руководил знаменитым лондонским симфоническим оркестром.

Финишная прямая вашего личного «Времени Джаза». Слушайте нас на коротких «Свободы» или же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже – ваш ДС.

Вот пианист, который свингует чуть заметнее, чем 86-летний Андрэ Превин, да простит мне эту дерзость мэтр! Это Дюк Джордан, который дотянул до солидных 84-х лет. Родился же он, как и Харри Карни в День Дурака, первого апреля 1922 года в Нью-Йорке. Вот Дюк со своей более чем знаменитой композицией «Jordu»

Duke Jordan – Jordu – 5:18 (Duke Jordan Trio - Two Loves – SteepleChase)

«Jordu», похоже на «Jeru» - кличку Маллигана; в данном случае Jordu – кличка Джордана. Дюк, фортепьяно, играл с Мадсом Уиндингом – контрабас и Эдом Сигпэном – ударные. Запись сделана в Копенгагене 2 декабря 1973 года. Дюк Джордан входил в классический квинтет Чарли Паркера. Он играл с Коулмэном Хокинсом, Роем Элдриджем, Стэном Гетцем, Джином Аммонсом, Кенни Дорэмом, Барни Уиленом, но почти на двадцать лет прекратил выступать и записываться, переехав в Копенгаген.

Как вы наверняка заметили, ваш ДС старается уместить как можно больше новорожденных джазменов этой первой недели апреля в сегодняшнее «Время Джаза». Вот еще один и последний на этот раз, закрывающий нашу программу:

Стэнли Таррентайн

Stanley Turrentine - More Than You Know – 6:08 (Stanley Turrentine - ZT's Blues - Blue Note)

«More Than You Know», «Ты не можешь себе представить: я влюбился в тебя так, как я уверен, ты не можешь себе представить…» - песня -стандарт 1929 года Винсента Юманса, музыка, и Билли Роуза, слова (отсутствуют). Стэнли Таррэнтайн – тенор-саксофон и лидер; Томми Флэнэгэн – рояль; Грант Грин – гитара; Пол Чэмбэрс – контрабас и Арт Тейлор – ударные. Хакэнсак, Нью-Джерси, то есть гостиная-столовая дома родителей Руди ван Гелдера. 13 сентября 1961 года.

Стэнли Таррэнтайн родился 5 апреля 1934 года в Питсбурге, штат Пенсильвания. Его отец был саксофонистом, мать – пианисткой. Старший брат – Томми – трубачом. Стэнли начинал с ритма-и-блюза и добрался до фьюжн. Он играл с такими котами, как Фредди Хаббард, Милт Джэксон, Джордж Бэнсон, Боб Джеймс, Ричард Ти, Идрис Мухаммэд, Рон Картер, Эрик Гэйл, называя лишь некоторых. У него было две клички: «Mr. T.» и «The Sugar Man» - Стэнли был сластеной.

На этом наше время, «Время Джаза», истекло. Звукорежиссер этого выпуска Наталья Аркадьева, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Подкасты последних передач вы найдете всё по тому же адресу www.svoboda.org. Всех вам благ, весеннего настроения, чао, бай-бай!