Марина Тимашева: опера «Боярыня Морозова» написана светло и строго

Марина Тимашева о Родионе Щедрине: «Только исключительный талант, огромная эрудиция, интерес к русской истории, любовь к людям и сострадание к ним могут привести к созданию такого произведения»

30 октября в Московской консерватории состоялась концертная премьера хоровой оперы Родиона Щедрина «Боярыня Морозова».


Родиону Щедрину 74 года, он москвич. Окончил Московскую консерваторию, работал в Союзе композиторов, выступал как пианист, преподавал в консерватории. Автор балетов «Конек-Горбунок», «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», опер «Лолита» и «Мертвые души», многочисленных фортепианных произведений и концертов.


О Родионе Щедрине говорит обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева: «Что нового можно сказать о Родионе Константиновиче Щедрине? Таким обаянием обладал, на моей памяти, разве что Олег Ефремов, а из ныне живущих — Кирилл Лавров. Это обаяние — природное, но, говорят, что природе надо помогать. Интеллект, талант и душевное благородство — неплохие помощники.


Родион Щедрин кажется очень добрым, приветливым человеком, но умеет быть и другим. Там, где речь идет о принципиальных вещах, о нечистоплотности в делах, о непорядочности, он проявляет другие свойства мужской натуры. Может и с лестницы за шиворот спустить.


Родиона Щедрина судьба одарила по-царски — супругой, Майей Михайловной Плисецкой, самым совершенным созданием Творца. На мировой премьере оперы "Боярыня Морозова" зал приветствовал прекрасную пару овацией. А второй овацией — уже в финале — самого композитора.


Родион Щедрин кажется верным другом, попросил его руководитель Камерного хора Московской Консерватории сделать ему подарок на день рождения, и Щедрин пишет русскую хоровую оперу и представляет ее мировую премьеру не где-нибудь, а в Москве, на юбилейном вечере Бориса Тевлина. Сам Щедрин в детстве пел в хоре, и об этом не забывает. Для хора — и в прежние времена и теперь — Родион Щедрин пишет дивные партии.


Музыка его принадлежит нашему времени, в том нет сомнения, в ней много вполне авангардных решений, но при этом, она совершенно демократична и позволяет себя воспринимать человеку даже без музыкального образования. Это значит, что мелодии не легки для исполнения, но их легко слушать. Музыка эта еще и деликатна. Вообразите, сколько истерики, взвинченности и гнева можно было извлечь из самой истории ареста, пыток и страшной смерти боярыни Морозовой. Ничего подобного вы не услышите — только боль, страдание и тихий стоицизм. Сама по себе история, страшнее не придумаешь, а то, как она воплощена в музыке — светло и строго и, я бы сказала, по-христиански.


Только исключительный талант, огромная эрудиция, интерес к русской истории, любовь к людям и сострадание к ним могут привести к созданию такого произведения».