Краснодарский эколог, член совета "Экологической вахты по Северному Кавказу" Евгений Витишко, осужденный на три года по так называемому "делу дачи Ткачева", объявил голодовку. Таким образом Витишко протестует против того, что Верховный суд России отказался рассматривать его жалобу на замену условного срока реальным.
Летом 2012 года краснодарский эколог вместе со своим коллегой Суреном Газаряном были осуждены на три года условно по обвинению в порче имущества – забора, который, предположительно, принадлежал губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву. В канун Олимпийских игр в Сочи, в феврале 2014 года, Евгению Витишко изменили приговор с условного на реальный из-за "систематических нарушений" и отправили в колонию-поселение на три года. Сурен Газарян Россию покинул.
31 марта Кирсановский суд Тамбовской области начал рассматривать ходатайство Евгения Витишко об условно-досрочном освобождении. Администрация колонии не поддержала это прошение, поскольку за полтора года в исправительном учреждении эколог получил несколько взысканий, среди которых, например, как выяснилось в суде, взыскание за "проявленную халатность при прополке помидоров". 15 апреля суд вернется к рассмотрению прошения Витишко. Адвокат эколога Сергей Локтев в интервью Радио Свобода рассказал подробнее о требованиях голодающего Евгения Витишко и о его шансах на условно-досрочное освобождение:
– 7 апреля Евгений Витишко объявил голодовку. Основные его требования связаны с тем, что Верховный суд отказал в рассмотрении его жалобы на постановление Туапсинского городского суда о замене условного наказания на реальное с направлением его в колонию-поселение. На сегодняшний день единственная надежда на освобождение – только УДО.
– Если говорить об УДО, как вы оцениваете прошлое заседание и чего вы как защитник ожидаете от следующего, есть ли какие-то шансы?
Все восемь взысканий, которые на него наложены с мая 2014 года, связаны с его активной гражданской позицией
– На прошлом судебном заседании тенденция была положительная. Суд удовлетворил практически все наши ходатайства, в том числе о приобщении психологического заключения по личности Евгения Витишко. Согласно этому заключению, дальнейшее пребывание Витишко в условиях пенитенциарной системы нецелесообразно, так как его личность уже сформирована, она не носит криминального характера. Также в суд был вызван специалист, составивший это заключение, – Владимир Рубашный. Кроме этого, было удовлетворено ходатайство о вызове в судебное заседание сотрудников исправительного учреждения, которые составляли характеристику на Витишко и которые выносили Витишко взыскания. Пока ситуация складывается так, что суд идет навстречу Витишко. Каких-либо отказов, противодействия по отношению к защите пока не было. Как дальше пойдет ситуация, сказать сейчас трудно.
– Насколько я понимаю, вы довольно регулярно видитесь с Евгением Витишко. Расскажите о том, как он живет в колонии, какие условия, как он себя там чувствует?
– Быт у него построен следующим образом: в столовой он не питается, питался тем, что ему передают родственники и друзья. Ведет активную гражданскую деятельность даже в условиях изоляции. Мы считаем, что все восемь взысканий, которые на него наложены с мая 2014 года, связаны с его активной гражданской позицией. Началось это после того, как он обратился в прокуратуру Тамбовской области с заявлением об избиении осужденных сотрудниками УФСИН. После этого на него и начались гонения. Сейчас он активно занимается писательской деятельностью, отправляет краткие очерки и рассказы знакомым, которые публикуют их в интернете. Естественно, отбывание наказания на нем тяжело сказывается, несмотря на то что он всегда в приподнятом настроении, и я никогда от него не слышал никаких жалоб и стенаний по поводу того, что ему тяжело. Всегда он улыбается, бодр, активен.
– Но вы тоже разделяете мнение, что его активность в колонии может стать препятствием для условно-досрочного освобождения, поскольку представители колонии говорят о взысканиях и возражают против его освобождения?
– Да, мотивировка у сотрудников УФСИН следующая: коль скоро у Витишко есть восемь взысканий, которые не погашены, не перекрыты какими-либо поощрениями, он не имеет права на условно-досрочное освобождение в связи с его "отрицательным поведением". В целом он характеризуется как положительный, открытый, дружит со всеми категориями осужденных, с администрацией вежлив, тактичен и т.д. Но тут же идет формулировка, что "он не подчиняется законным требованиям администрации исправительного учреждения". Мы задавали вопрос представителю колонии: "Витишко постоянно не подчиняется?" На это нам ответили, что в целом он выполняет все требования отбывания наказания, сотрудник колонии так и не смог пояснить, с чем связана формулировка про неподчинение. Доходило даже до смешного. Мы спрашивали: "Почему нет поощрений? Что, Витишко нигде не участвует?" "Участвует", – отвечали. "А почему тогда нет поощрений?" Выяснилось, что в спортивных мероприятиях первое место не занял, соответственно, не за что человека поощрять. В конкурсе "Калина красная" участвовал, но первое место опять не занял, соответственно – нет поощрений. Такая интересная позиция у ФСИН. По Уголовно-исполнительному кодексу, если в течение года осужденного более не привлекают за нарушения и не выносят ему новых взысканий, то он считается не имеющим взыскания. У нас ситуация немного другая: у нас за год, начиная с мая месяца, идут одно за другим взыскания. Часть из них Евгений обжаловал в судебном порядке, по части жалоб ему отказали, другие еще находятся на стадии судебного рассмотрения, я пока не готов ответить, какое по ним может быть принято решение.
Это не пустая бравада. Евгений – человек слова, и если он донес до общественности, что он будет голодать, то так и будет происходить
– Если я правильно понимаю, с отказом Верховного суда рассмотреть жалобу Евгения Витишко, по сути, потеряна последняя возможность обжаловать в России замену условного срока на реальный. Какие будут дальнейшие действия? Вы будете обращаться в ЕСПЧ?
– Это должен решать Евгений, возможность такая есть. Будет ли он им пользоваться или нет, пока сложно сказать. Давайте оставим это вопрос на более позднее время, когда я встречусь с Евгением и он мне даст какие-то пояснения. Но я полагаю, что если сроки не пропущены, то мы будем обжаловать.
– Но голодовку он намерен пока держать? Как минимум до заседания по УДО?
– Да, это не пустая бравада. Евгений – человек слова, и если он донес до общественности, что он будет голодать, то так и будет происходить: к сожалению, он будет отказываться от приема пищи. Я еще попытаюсь как-то поговорить с ним, чтобы он этого не делал, потому что я опасаюсь за его здоровье. Но решение принимать ему, – заключает адвокат Евгения Витишко Сергей Локтев.
В Верховном суде России Евгений Витишко оспаривал решение Туапсинского городского суда, принятое 20 декабря 2013 года. Тогда суд по представлению ФСИН постановил изменить экологу условное наказание на реальное. К судье Верховного суда Валентину Кузнецову жалоба Витишко поступила 18 марта, а через два дня, 20 марта, он постановил отказать в рассмотрении.
Добиться изменения Туапсинского городского суда пыталась также и прокуратура Краснодарского края, которая выступила против заключения Евгения Витишко в колонию. Дело дошло вновь до Верховного суда, однако затем жалоба была отозвана.
Срок наказания для Евгения Витишко исчисляется с момента замены ему условного срока на реальный, поэтому, если Тамбовский суд откажет ему в УДО, экологу придется провести в колонии еще около полутора лет.
Коллеги и соратники Евгения Витишко считают, что в этом деле есть политическая подоплека и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев через уголовное преследование мстит Евгению Витишко за активную гражданскую позицию. В поддержку эколога неоднократно высказывались правозащитные организации. Центр "Мемориал" признал его политическим заключенным, а международная организация Amnesty International назвала его узником совести.