Рынок нефти смотрит на Восток

По прогнозам Международного энергетического агентства, к концу 2015 года общемировой спрос на нефть превысит уровень ее нынешнего предложения

Спада добычи в США он уже не ждет

Мировые цены на нефть, после двух резких спадов за последние семь дней – 2 и 8 апреля, вернулись к средним уровням марта. Баррель нефти эталонного сорта Brent, подешевев на новостях о предварительном международном соглашении с Ираном по его ядерной программе на 4%, с тех пор подорожал на 5,5%, почти отыграв потери двух последних недель. Возвращение на рынок иранской нефти – если и когда санкции, действующие в отношении этой страны, будут отменены – способно еще больше увеличить нынешнее превышение предложения нефти в мире над реальным спросом на нее. В своем апрельском обзоре Министерство энергетики США, сохраняя текущий прогноз объемов добычи в Иране, тем не менее, отмечает, что окончательное соглашение с Ираном может привести к снижению нынешних прогнозов средней цены на нефть Brent в 2016 году (75 долларов за баррель – после 59 долларов в 2015 году) сразу на 5-15 долларов. 8 апреля цены на нефть вновь резко упали – на сообщениях о том, что ее резервные запасы в США выросли до очередного рекордного уровня, а их прирост за неделю оказался максимальным за последние 14 лет. Однако в четверг цены вновь повысились, отыграв уже к середине дня половину падения накануне. В целом же разрыв между избыточным предложением нефти в мире и спросом на нее постепенно сокращается – именно за счет роста спроса.

Падение цен на сообщениях о предварительном соглашении с Ираном оказалось кратковременным. Рынок, судя по комментариям участников, исходил из того, что в сколько-нибудь значимых объемах дополнительная нефть из Ирана может появиться на нем лишь в 2016 году. И уже на следующий день Brent отыграла спад накануне, а еще через день подорожала вновь.

Даже столь масштабный вывод скважин из эксплуатации не повлиял на общий объем добычи нефти в США

Как представлялось – на воскресном заявлении Саудовской Аравии, крупнейшего участника ОПЕК, о том, что она вновь повысит отпускные цены для стран Азии. Точнее, на треть сократит в мае ту скидку, которая действовала в апреле. Тогда как еще в марте за счет скидки цены саудовской нефти для этих стран оказались минимальными за последние полтора десятка лет. На этих новостях Brent тут же подорожала почти на 2%.

Вряд ли эти действия Саудовской Аравии можно считать более значимым фактором для рынка, если говорить о факторах фундаментальных, чем последние события вокруг Ирана, отмечает нефтегазовый аналитик инвестиционной компании “Уралсиб Кэпитал” в Москве Алексей Кокин. Однако, по его словам, как некий индикатор того, как именно Саудовская Аравия воспринимает ближайшее будущее мирового рынка нефти, эти действия, безусловно, важнее тех сигналов, пока – довольно противоречивых, которые поступают из Ирана.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Экономическая среда: рынок нефти смотрит на Восток


“Некоторая убежденность, пусть, возможно, и временная, но все же убежденность Саудовской Аравии в улучшении конъюнктуры на рынке воспринимается на нем с определенным оптимизмом, – поясняет Кокин, – все же саудовцы знают свой рынок лучше, чем кто-то либо еще”.

Коль скоро сокращения производства нефти в мире ожидать не стоит, на первый план выходят перспективы ее потребления

Решение Саудовской Аравии проявится на рынке уже вскоре, отсюда – и реакция цен на него, в отличие от соглашения по Ирану: еще неизвестно, когда именно оно может быть подписано, сколько времени потребуется для полной отмены западных санкций и восстановления прежних объемов экспорта иранской нефти, добавляет нефтегазовый аналитик австрийского банка Raiffeisen Андрей Полищук.

“Если соглашение состоится, цены на нефть, безусловно, могут упасть, но вряд ли уже это падение окажется существенным, – продолжает аналитик. – Скорее, цены и в этом году, и в следующем будут постепенно восстанавливаться”.

Достижение соглашения с Ираном, несомненно, окажет на нефтяной рынок немалое влияние: ведь объем перепроизводства нефти в мире уже составляет до 1,5 млн баррелей в день (при текущем общемировом спросе, по оценкам Международного энергетического агентства, в 92,7 млн баррелей ежедневно. – РС), отмечает руководитель отдела сырьевых рынков аналитического управления немецкого Commerzbank во Франкфурте Евгений Вайнберг. И рынок не особенно реагировал пока на такие перспективы лишь по причине всей неопределенности ситуации с иранским соглашением.

И главное – сможет ли нынешний рост спроса компенсировать сложившийся в мире избыток нефти?

С другой стороны, сокращение Саудовской Аравией своих скидок, безусловно, оказывает рынку поддержку, тем более – на фоне конфликта в Йемене, продолжает аналитик. По его словам, Аденский залив традиционно контролировался Саудовской Аравией и близкими к ней союзниками, и в случае возникновения неких рисков для выхода нефтяных танкеров через этот залив к Красному морю ситуация на нефтяном рынке может резко осложниться.

“Поэтому, на мой взгляд, рынок реагировал скорее на текущие события в Йемене, чем на решение Саудовской Аравии вновь сократить скидку в ценах на свою нефть, – поясняет Вайнберг. – Но с учетом сложившегося перепроизводства нефти в мире динамика на понижение цен в среднесрочной перспективе может сохраниться”.

Среди новейших факторов такой перспективы – изменение в целом отношения нефтяного рынка к динамике нефтедобычи в Северной Америке, прежде всего в Соединенных Штатах. Рост мировых цен на нефть в первые три месяца года и был во многом связан с резким сокращением в последнее время количества действующих буровых установок в США, на долю которых, по данным американской нефтесервисной компании Baker Hughes, в марте приходилось 43% всех таких установок в мире (1110 из 2557).

Большинство хедж-фондов и других инвестиционных компаний, присутствующих на рынке нефти, по-прежнему ставят пока на повышение цен, и в этом – его огромный потенциал

С очередного пика, отмеченного в сентябре 2014 года, количество этих установок в США сократилось в целом к началу апреля на 42% (с 1930 до 1110). Причем темпы этого сокращения резко ускорились после ноябрьского решения стран ОПЕК не снижать квоты собственной добычи, несмотря на явный избыток нефти в мире. Это и привело к чуть ли не двукратному падению цен – с 80 долларов за баррель Brent в середине ноября до 47 долларов в конце января.

Однако к весне темпы сокращения парка установок в США стали снижаться. Если еще пару месяцев назад в отдельные недели здесь могли закрывать по 80-100 действующих скважин, то в последнюю неделю марта таких оказалось только 12, напоминает Евгений Вайнберг. “И то, что рынок фактически перестал обращать внимание на эту динамику, объясняется тем, что даже столь масштабный вывод скважин из эксплуатации не повлиял на общий объем добычи нефти в США”.

Более того, в этих условиях рынок фактически не отреагировал и на давно ожидавшееся, по идее, событие. В последнюю неделю марта, по данным Министерства энергетики США, добыча нефти в стране, впервые с сентября 2008 года, действительно сократилась – с 9,42 млн баррелей в день на предыдущей неделе до 9,38 млн баррелей. Впрочем, спад оказался недолгим. Уже в первую неделю апреля уровень ежедневной добычи в США вновь превысил 9,4 млн баррелей.

Но тогда возникает другой вопрос: а куда, собственно, уходит та самая “избыточная” нефть, которая сегодня не потребляется?

Добыча в США не сокращается, так как буровые установки на месторождениях, которые рентабельны и при нынешних ценах на нефть, продолжают работать, говорит Андрей Полищук, поэтому прежней реакции рынка на очередные сообщения о сокращении их общего количества в стране теперь ожидать не стоит".

Темпы замедления добычи нефти в США оказались значительно меньшими, чем еще недавно ожидал рынок, и теперь этот фактор в каком-то смысле отошел на второй план, соглашается Алексей Кокин. А на первый выходят ситуация вокруг Ирана, волнения в Ливии или конфликт в Йемене. “Влияние сокращения буровых установок в США проявится позднее, возможно – с лета этого года”.

Сокращение добычи нефти в США окажется, скорее, минимальным, и его влияние на рынок будет соответствующим, полагает Евгений Вайнберг: “Если при нынешнем перепроизводстве нефти в мире в 1-1,5 млн баррелей в день добыча и сократится на 100-200 или даже 300 тысяч баррелей, большого значения для общего баланса на рынке это иметь не будет”.

Рынок реагировал скорее на текущие события в Йемене, чем на решение Саудовской Аравии

В марте среднесуточная добыча нефти в США составила 9,3 млн баррелей, к июню она снизится, и это снижение продлится до сентября, после чего ожидается ее новый рост – такой прогноз содержится в последнем отраслевом обзоре Министерства энергетики США, представленном 7 апреля. Его авторы предполагают, что средний уровень добычи нефти в стране составит в 2015 году 9,2 млн баррелей в день, а в 2016 году – 9,3 млн.

Для сравнения, очередной пик американской нефтедобычи был пройден в декабре 2014 года – 9,32 млн баррелей в день. В последний раз столько нефти добывалось в стране в конце 1972 года.

Коль скоро сокращения производства нефти в мире ожидать не стоит, на первый план выходят перспективы ее потребления, замечает Андрей Полищук. И главное – сможет ли его нынешний рост компенсировать сложившийся в мире избыток нефти?

Если еще пару месяцев назад в отдельные недели в США могли закрывать по 80-100 действующих скважин, то в последнюю неделю марта таких оказалось только 12

Если исходить из текущих оценок Международного энергетического агентства, то разрыв между предложением нефти в мире и реальным спросом на нее с осени прошлого года сократился примерно на треть – имеются в виду оценки среднего уровня спроса в прошлом году и прогнозируемого на 2015 год.

С одной стороны, такие приблизительные оценки могут отражать лишь некую методологическую погрешность в расчетах, и как бы они не оказалась больше самого разрыва, иронизирует Алексей Кокин. С другой стороны, их можно трактовать и как свидетельство некой убежденности экспертов в том, что спрос на нефть будет постепенно догонять ее предложение.

Но тогда возникает другой вопрос, продолжает Кокин: а куда, собственно, сегодня уходит та самая “избыточная” нефть, которая не потребляется? Скорее всего, она скапливается в неких хранилищах – в том числе и в США, что наглядно подтверждается последней статистикой по резервным запасам нефти в стране. “Но рано или поздно все действующие мощности ее хранения в мире будут так или иначе задействованы, – говорит эксперт, – что может привести в какой-то момент к масштабным распродажам этих запасов и, соответственно, временному падению цен”.

Рынок не особенно реагировал пока на такие перспективы лишь по причине всей неопределенности ситуации с иранским соглашением

Спрос на нефть действительно нарастает и в США, и во многих развивающихся странах, и даже в Европе – на фоне расширяющихся продаж новых автомобилей, отмечает Евгений Вайнберг. Поэтому и разрыв между спросом и предложением постепенно сокращается. Более того, несмотря на внушительное перепроизводство нефти в мире, нефтяной рынок сохраняет и не меньший оптимизм, которого не убавилось в последние месяцы даже при двукратном падении цен.

Большинство хедж-фондов и других инвестиционных компаний, присутствующих на рынке нефти, по-прежнему ставят пока на повышение цен, поясняет Вайнберг, и в этом – его огромный потенциал. Но, если цены не станут повышаться в ближайшем будущем или среднесрочной перспективе, этим оптимистам не останется другого выхода, как сокращать свои позиции на нефтяном рынке.

“В такой ситуации цена Brent, не исключено, может упасть даже ниже 40 долларов за баррель – при условии, если к тому времени не произойдет неких радикальных перемен как в спросе на нефть, так и в ее предложении. Пока, увы, спрос не настолько динамичен, чтобы перекрыть избыточное предложение”, – заключает аналитик Commerzbank.