Бывший ведущий популярнейшей автомобильной телепрограммы Tор Gear Джереми Кларксон, уволенный вещательной корпорацией Би-би-си за нарушение этических норм, намерен отправиться в мировое турне. Программа будет выходить в живом концертном исполнении, но уже без использования бренда Би-би-си. Первое шоу состоится в Белфасте, затем последуют Австралия, ЮАР, Норвегия. Кроме того, Би-би-си разрешило Кларксону поработать на первом телеканале вещательной корпорации в популярной юмористической программе, однако он отказался участвовать в ее апрельском выпуске. Пока о возобновлении автомобильной телепрограммы на Би-би-си в другом формате речи не идет.
Программа Top Gear ("Высшая передача") транслировалась в двухстах странах и вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая популярная телепередача в мире. Ее аудитория насчитывала 350 миллионов человек. Это самая популярная и самая рентабельная программа телевидения Би-би-си; еженедельно ее смотрели пять миллионов человек, она приносила корпорации ежегодный доход в 50 млн фунтов.
У ее ведущего 54-летнего Джереми Кларксона репутация грубоватого, если не хамоватого, саркастичного шоумена, человека, пренебрегающего политкорректностью и журналистской этикой. Тем не менее его шуточки и непосредственные манеры привлекали миллионы поклонников во всем мире. Причиной увольнения послужила драка, которую Кларксон учинил 4 марта в графстве Северный Йоркшир после съемок очередной серии своей программы. Вернувшись поздно вечером в отель, Кларксон обнаружил, что остался без горячей пищи и, обвинив в этом своего продюсера Ойсина Таймона, начал его избивать. В результате тому пришлось обратиться к врачу.
Би-би-си провело тщательное внутреннее расследование, после которого генеральный директор корпорации Тони Холл заявил: Кларксон "перешел черту, избил коллегу, сопровождая свои действия нецензурными оскорблениями, нарушив тем самым обязательные для сотрудника Би-би-си стандарты приличия и уважения". Гендиректор заявил, что контракт Кларксона не будет продлен. Коллеги Кларксона по программе Джеймс Мэй и Ричард Хаммонд объявили, что уходят из Би-би-си вместе с ним.
Во всем мире начался сбор подписей в поддержку Джереми Кларксона и с требованием не увольнять популярного телеведущего. Было собрано миллион подписей, которые доставил к штаб-квартире Би-би-си на легком танке один из участников программы Top Gear, автогонщик Стиг. В связи с тем, что Ойсин Таймон отозвал свою жалобу, полиция решила не возбуждать уголовное дело по факту рукоприкладства. Профессор Ливерпульского университета и декан его факультета журналистики Крис Фрост комментирует в интервью РС увольнение Джереми Кларксона. Профессор Фрост – глава Совета по этике Национального союза журналистов Великобритании.
Даже не будь этой потасовки с продюсером, Би-би-си пришлось бы его уволить в ближайшее время и без этого повода. Кларксон просто не оставил Би-би-си другого выбора
– Если судить по поведению Джереми Кларксона в прошлом с точки зрения журналистской этики, то вырисовывается довольно противоречивая фигура. Его репутация включает привычку говорить в эфире вещи, которые его коллеги просто не смеют себе позволить. И прежде всего потому, что на британском телевидении существуют этические стандарты, которые регулируются как законом, так и хартией Би-би-си. Тем не менее мало кто мог представить, что Кларксон зайдет так далеко, как в этом случае. На Би-би-си он давно воспринимался как нарушитель спокойствия и этических норм. Ему неоднократно делали выговоры, незадолго до этого инцидента администрация объявила ему "последнее предупреждение", но с него как с гуся вода – ему все было нипочем. Думаю, что даже не будь этой потасовки с продюсером, Би-би-си пришлось бы его уволить в ближайшее время и без этого повода. Кларксон просто не оставил Би-би-си другого выбора.
Профессор Фрост считает, что в значительной мере на решение Би-би-си уволить Кларксона повлиял скандал с другим знаменитым и не менее популярным, чем Кларксон, телеведущим, Джимми Сэвилом, обвиненным в педофилии. Скандал разразился лишь после его смерти, хотя администрации вещательной корпорации многое было известно еще во время его работы. Когда три года назад вскрылся масштаб преступлений Сэвила, на Би-би-си обрушился поток обвинений в трусости и неспособности расстаться с несущей золотые яйца курицей. Британский эксперт уверен, что на этот раз руководство Би-би-си решило недвусмысленно продемонстрировать, что с "синдромом Сэвила" навсегда покончено.
– На протяжении последних нескольких лет у Би-би-си был очень трудный период. Итоги расследования преступлений Джимми Сэвила, которое ведется уже несколько лет, будут опубликованы через месяц – где-то в мае. Тогда мы узнаем об этом деле намного больше, но уже сейчас ясно, что высокопоставленные руководители Би-би-си допустили в его ходе серьезные ошибки, за что и поплатились своими постами. Поэтому не удивительно, что нынешняя администрация корпорации повела себя в отношении Кларксона с оглядкой на дело Сэвила. Впрочем, выходки Кларксона в эфире в последние годы с неизбежностью вели к его увольнению. Инцидент с дракой просто переполнил чашу терпения Би-би-си. У гендиректора корпорации не оставалось другого выбора, как уволить Кларксона. Конечно, руководство Би-би-си нервничало, поскольку над ним довлели ошибки пятилетней давности.
Анализируя особенности преданной Кларксону аудитории программы Top Gear, британский эксперт приходит к выводу, что она преимущественно адекватна традиционным консервативным ценностям и филистерскому психическому складу ее ведущего. Их мировоззрение и мирочувствование идеально совпадают. Это главная причина, по мнению профессора Фроста, шквала зрительских атак на руководство Би-би-си с требованиями вернуть любимого ведущего.
Публика восторженно воспринимает Кларксона как человека, стремящегося сохранить традиционные консервативные ценности, убеждения и предрасудки, которые ей свойственны
– Джереми Кларксон, которому сейчас уже за пятьдесят, начинал журналистскую карьеру в местных газетах графства Йоркшир. Но по крайней мере последние 12 лет он развивал и пестовал программу Top Gear. Это он превратил ее в успешный и сверхпопулярный международный телебизнес. Что касается его зрительской аудитории, то по преимуществу это белые мужчины среднего возраста. Они представляют тот сегмент британского общества, который на протяжении последних двадцати лет испытывает серьезные фрустрации в связи с психологическим давлением, вызванным идущей модернизацией. В Британии в это время происходили серьезные социальные и культурные перемены. Эта публика восторженно воспринимает Кларксона как человека, стремящегося сохранить традиционные консервативные ценности, убеждения и предрассудки, которые ей свойственны. Она чувствует поддержку с его стороны. Но одновременно стиль поведения Кларксона в эфире подвергается критике со стороны либеральной части общества, которая воспринимает Кларксона как некое ископаемое ушедшей эпохи, не желающее идти в ногу со временем.
Профессор Фрост считает, что на поведение Джереми Кларксона влияла существующая на британском телевидении (и не только на телевидении) практика безнаказанности для селебритиз – знаменитостей со сверхпопулярными программами. Знаменитости прекрасно осознают, что опасения руководства утратить огромную аудиторию и снизить рейтинг прочно охраняют их от административных репрессий. Они пользуются этим и позволяют себе поведение, выходящее за пределы трудовой и журналистской этики.
– За звездами телеэкрана внимательно следят миллионные армии фанатов. Это они делают погоду на телевидении, позволяя себе многое из того, на что рядовые телеведущие никогда не решатся. Возьмем, к примеру, популярнейшего ведущего Рассела Бранда, которого лет пять тому назад Би-би-си отстранила от работы за непристойные выходки в собственном шоу, или другую знаменитость – Джонатана Росса. Оба они были отстранены от работы на несколько месяцев, что практически не повлияло негативно на их карьеру, скорее наоборот. Другие, менее именитые телеведущие в аналогичной ситации навсегда потеряли бы работу. Поскольку за этими людьми огромные аудитории зрителей и гиперпопулярность, они позволяют себе выходки, которые рядовые ведущие не могут себе позволить.
С профессором Фростом солидарен и другой ведущий британский эксперт в области журналистской этики, профессор Лондонского университета и председатель комитета по этике Медийного исследовательского центра этого университета Анджела Филлипс:
Суперзвезды используют свою власть и популярность для выкачивания денег, зарабатывая астрономические суммы
– В большинстве медийных проектов, особенно в сфере развлечений, где появляются талантливые и популярные ведущие, они быстро обретают огромную власть благодаря своей популярности. Би-би-си пытается разработать какое-то трудовое соглашение, которое позволяло бы ей увольнять сверхпопулярных сотрудников, злоупотребляющих этой властью, которая, по существу, значительнее, чем власть организации, в которой они работают. Надо сказать, что эта проблема актуальна не только для средств массовой информации. В футболе, например, возникла такая же ситуация. Конечно, эти суперзвезды используют свою власть и популярность для выкачивания денег, зарабатывая астрономические суммы. Кроме того, они, как и в случае с Джереми Кларксоном, спекулируя на популярности, используют безнаказанность для злоупотребления своей властью, и зачастую это выливается в антисоциальное поведение. И сейчас очень многие организации в сфере массмедиа пытаются разработать какие-то правила для укрощения своих селебритиз, – отмечает профессор Филлипс.