В России задумались о том, что делать с "неправильными" русскими, находящимися вне юрисдикции РФ. В борьбе с тлетворным влиянием Запада кремлевские солдаты информационных войн запросто могут заблокировать нежелательный профиль в "Фейсбуке".
Владелец рижской галереи Happy Art Museum, художник Дагс Видулейс рассказал Радио Свобода, почему атака хакеров на его интернет-идентичность оказалась разрушительной.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– В нашей семье четыре поколения культурных работников. Дедушка – полковник деникинской армии и дирижер. Отец – директор оперного театра. Мать – член Союза композиторов. У бабушки по субботам собирались на обед советские офицеры, каждый играл на каких-то инструментах. Я вырос в тепличной атмосфере дома культуры, без нее не могу жить.
Одной рукой нас из российского посольства поддерживают, а другой стирают наш профиль со всеми доказательствами дружбы и братства
С другой стороны, жена и мать моих детей Галина Максимова – москвичка. Она изучила латышскую культуру и язык и окончила здесь Академию художеств. Наша семья – своего рода мост из Москвы в Ригу. Какие бы ни происходили политические распри и метания из одного союза в другой, в человеческом, культурном и духовном пространстве мы все равно одно целое. Уже десять лет наша галерея тоже служит мостом между странами. Мы участвовали в ярмарке "Арт-Москва" и в прошлом году организовали ярмарку "Арт-Рига", в которой участвовали московские галереи. Я годами не смотрю телевизор, чтобы не подчиняться пропаганде как с одной, так и с другой стороны. В последнее время каждый день какие-то конкретные контакты, разговоры искушают на агрессивное взаимодействие. Но я решил руководствоваться словами Мамардашвили: не враг вызывает подозрение, а подозрение рождает врага.
Официальные фонды нас обходят стороной, потому что латвийское государство поддерживает проекты по сохранению и развитию латышского искусства. Средства массовой информации подчиняются идеологическим требованиям заказчика. Русские латвийские каналы нас освещают выборочно, а латышское телевидение и вовсе игнорирует потому, что мы идем против тренда. С тех пор как мы начали деятельность, которая не очень совпадает с государственной миссией, мы были вынуждены использовать социальные сети. Мы зарегистрировали профили в "Фейсбуке", "Твиттере", "Линкедин" и не особенно старательно рассылали пресс-релизы в СМИ. Те, кто на нас подписан в соцсетях, даром попадал на наши мероприятия и концерты. Изобразительное искусство больше не может конкурировать с кино и интернетом, поэтому мы решили создать дискуссионный клуб, дающий пищу для ума. Дискуссии жестко модерировали, чтобы дисциплинировать аудиторию. Этот формат приносит плоды, вокруг нас формируется интеллектуальное сообщество, к нам приезжают весьма именитые гости: искусствоведы и критики, философы, ученые и общественные деятели из Латвии, России, США, Швейцарии. Например, недавно у нас выступала Ирина Прохорова.
– Ваше интеллектуальное сообщество называется "Евроклуб". Оно изначально задумывалось как политическое объединение русских с ориентацией на европейские ценности?
– Наш "Евроклуб" родился одновременно с галереей задолго до того, как Ходорковский создал объединение под таким названием. Во время нынешнего политического кризиса европейские ценности стали основным двигателем и концепцией развития, точкой сплочения. Мы же пытались создать интегрированное культурное пространство до того, как эти идеи приобрели политическое звучание. У нас было три рабочих языка: латышский, русский и английский. Если в зале сидят россияне, которые не понимают латышского языка, мы им переводим. Но большинство наших слушателей – трехъязычные люди. В этом и состояла идея клуба – мы вне национальности, вне политики, вне цензуры, мы как бы лаборатория, которая переплавляет эти ценности в одно.
– Когда же в повестку включилась политика?
– Когда в Крыму происходили известные события, для нас наступил трудный момент: мы пытались понять, должен ли "Евроклуб" реагировать как политическая организация, некий союз. Для меня такой выбор актуален до сих пор. После убийства Немцова мы организовали круглый стол на тему "Россия после Немцова", в котором участвовали представители как пророссийской, так и прозападной точек зрения, латвийские журналисты, общественные деятели и философы. Обсуждение было очень демократичным, слово давалось всем, была возможность выслушать друг друга. На российском телевидении очень качественные журналисты, но диалога не получается, нет навыков выслушивать собеседника. А наш формат с самого начала подразумевал такое умение.
Ночью мы получили сообщение от "Фейсбука" о том, что кто-то вошел в наш профиль и сменил пароль
Одну из наших последних дискуссий на экономическую тему снимал канал RTVi. Журналисты взяли интервью у докладчика, российского экономиста Александра Солодова, который эмигрировал в Латвию по политическим соображениям, и включили его в сюжет про российскую политическую эмиграцию в Балтии. На той же неделе у нас побывала группа НТВ, интервьюировала модератора "Евроклуба", латвийского журналиста Игоря Ватолина. Он отвечал на вопрос, как латвийское общество относится к американской оккупации Латвии в данный момент. Так это прозвучало в трактовке канала НТВ. Ватолин ответил, что местные русские серьезно настроены защищать территориальную целостность Латвии и не хотят возвращаться в лоно российской государственности. Телевизионщики явно не ожидали услышать такой ответ.
– А что за казус произошел с "Фейсбуком"?
– Мы не продаем билеты, но у нас плотное расписание. Один день в неделю мы предоставляем помещение русской театральной студии, другой – студии рисунка, третий – заседание "Евроклуба", бывают кинолектории, кроме того, постоянно меняются выставки. Мы открыты всю неделю без выходных, у нас своего рода общественная гостиная. Поэтому уже в первый год существования нашего профиля в "Фейсбуке" мы набрали разрешенные пять тысяч друзей, и еще тысяча стояла в очереди. Треть этих друзей – руководители московских учреждений: Курехинского центра, галерей, музеев, библиотек, Союза художников, Союза композиторов. Еще треть – латвийские интеллектуалы, и, наконец, западные пользователи "Фейсбука": журналисты, канал Art Channel, французское телевидение, музеи и галереи. В "Линкедин" у меня несколько тысяч контактов, в "Твиттере" 53 тысячи фолловеров, в Draugiem.lv, "латвийском Фейсбуке", тоже много. В Google+ мы зарегистрировали профиль, когда этот сервис существовал еще в бета-версии, и далеко оторвались даже от крупных учреждений, на нас подписаны 10 тысяч разных музеев, которым мы высылаем материалы. Все это синхронизировано с "Фейсбуком".
Меня уже предупреждали, что "троллей на зарплате" из друзей, получающих нашу рассылку, надо удалять, так как они могут написать энное число жалоб на то, что мы якобы распространяем враждебную или оскорбительную информацию, и нам заблокируют профиль. Но я пропагандировал абсолютную терпимость. Я отслеживаю обратную связь, мне интересны люди, которым интересны мы, в том числе и тролли, и представители российской государственной политики, отражающие посольское мнение. Мне казалось, зачем нас блокировать, мы всех только радуем. На юбилей Пикуля организовали вечер его памяти, приезжали из России генералы, очень консервативные коммунисты. Даже сейчас в зале у нас висит выставка художника из Новгорода, на самом видном месте – картины 70-х, изображающие демонстрации 1 и 9 мая. Это тоже мило, напоминает детство. Поэтому нам казалось, что нам некого бояться, что мы остров дружбы и любви, где нет этих противоречий, как бы люди ни искали.
Пропали все материалы за 10 лет: выставки, письма людей, комментарии, фотографии, архив, отражавший все, что в жизни идентифицировалось с нашей деятельностью
Тем не менее наш профиль стерли. Мы выложили трейлер дискуссии о политических сценариях развития России после убийства Немцова и сюжет RTVi. Ночью мы получили сообщение от "Фейсбука" о том, что кто-то вошел в наш профиль и сменил пароль. Профиль сына тоже взломали. Но мы были за городом и смогли зайти в интернет только через два дня. Затем "Фейсбук" сообщил, что за нарушение правил пользования наш профиль удаляется. Что в нем происходило после взлома, мы не знаем, и не узнаем: в "Фейсбуке" не с кем переписываться, он не дает никаких способов оправдаться.
Я сделал для себя такой вывод: "Фейсбуком" можно пользоваться как инструментом в "командных" политических играх. Можно найти интересные новые ходы и вести информационные войны, даже испытывая, наверное, спортивный интерес. Теперь вместо активного профиля у нас осталась только страница, мы лишились обоюдной связи. Пропали все материалы за 10 лет: выставки, письма людей, комментарии, фотографии, архив, отражавший все, что в жизни идентифицировалось с нашей деятельностью. Все это было на виду. Сами как личности мы вообще никому не интересны, к тому же наше преследование чревато юридическими последствиями. Достаточно уничтожить нашу электронную идентичность законными методами. Теперь, к примеру, мы хотим пригласить людей на "Арт-Ригу", а личных связей больше нет, а чтобы их возобновить, потребуется масса времени. Мы думали, диск можно потерять, а "Фейсбук" – это как банковский сейф для фотографий, комментариев, текстов. Оказалось, все не так.
– А вне виртуального мира, в реальной жизни вы не замечали, что к вам проявляют интерес люди "оттуда"?
– Конечно, посольские работники ходят к нам на открытия выставок, мы этим и гордимся. И даже просто за чашкой кофе у нас сидят люди, которые хоть погон и не носят, но видно, что на службе. Это суперинтеллектуалы с отличным образованием МГИМО, которые умеют ценить хорошие шутки, хорошее искусство, сами имеют коллекции, прекрасные собеседники, несмотря на имеющиеся в данный момент политические противоречия.
– У них нет задачи зачищать такие площадки, как ваша?
– Думаю, нет. Нас сейчас пригласили на мероприятие в Калугу, в свободную экономическую зону, где, как я понимаю, люди ищут пути выхода из кризиса и сотрудничества с Западом для путинской администрации. А мы как штрейкбрехеры со стороны Запада. Мы не государственная организация, но охватываем широкий круг лидеров мнений. На любой стороне – российской, американской, европейской, – есть разные силы, которые по-разному видят перспективы. Есть очень разные подходы. Одной рукой нас из российского посольства поддерживают, а другой стирают наш профиль со всеми доказательствами дружбы и братства.