Встреча президентов России и Грузии Владимира Путина и Михаила Саакашвили возможно состоится в ходе будущего саммита глав государств СНГ. Об этом накануне договорились на встрече в Москве министры иностранных дел двух стран Сергей Лавров и Гела Бежуашвили. Чтобы попасть в Москву, грузинскому министру пришлось лететь через территорию Азербайджана, а по прибытию в первую очередь предстояло комментировать сообщения российских СМИ о том, что президент Путин отказался от встречи с ним.
Он выразил полное недоумение этой информацией, поскольку, по его словам, отказываться было не от чего: такая встреча и не планировалась. После встречи министров иностранных дел стран - членов Организации черноморского экономического сотрудничества, на которую он собственно и прилетел, Гела Бежуашвили должен был встретиться со своими российскими коллегами. Ведущий специалист государственной канцелярии Грузии Ника Лагидзе также рассказал Радио Свобода, что грузинская сторона о встрече с президентом России не просила.
Накануне вечером, как и было запланировано, министр иностранных дел Грузии провел встречи с Сергеем Лавровым и Игорем Ивановым. Однако тот факт, что вместо оговоренного часа министры беседовали два, говорит, что переговоры были трудными. Зато после них господин Бежуашвили бы полон оптимизма: «непреодолимых препятствий в наших отношениях нет. Все можно преодолеть - нужно проявить политическую волю», - заявил он.
По его мнению, нужно избавляться от стереотипов в отношениях двух государств: «Стереотипами я называю вот эти методы давления, которые используются, я считаю, что это неправильно. Будем договариваться. У нас нормальные отношения, человеческие между странами».
О взаимоотношениях между Москвой и Тбилиси Гела Бежуашвили говорил накануне и в интервью западным СМИ. По его словам, Грузия заинтересована в возобновлении диалога с Россией, конечной целью которого будет отмена введенных Россией экономических санкций. «Наша цель - показать как нашему обществу, так и европейским партнерам, что правительство Грузии и в безвыходной ситуации готово перейти на режим диалога, чтобы перевести конфликтную ситуацию в цивилизованный формат», - сказал он.
Российская сторона после переговоров была скупа в оценках: «С российской стороны в очередной раз было подробно разъяснено, на каких условиях российско-грузинские отношения могли бы вернуться в нормальное русло» - говорится в сообщении, размещенном на сайте МИД России.
По мнению московского политолога Михаила Делягина, Кремлю не следует готовить двустороннюю встречу президентов: «Сомневаюсь в целесообразности этой встречи сейчас. Я думаю, что должно пройти время. Грузия должна показать, что она подчиняется резолюции Совета Безопасности ООН на деле, а не на словах. Путин может встретиться с Саакашвили, например, в рамках какого-нибудь саммита глав СНГ. Почему - нет? Сейчас с ним наедине?... А о чем с ним говорить? Не знаю, есть ли тема для разговора сейчас».
Пессимистично настроен в отношении возможной встречи на высшем уровне и один из лидеров Республиканской партии Грузии Леван Бердзенишвили: «Ничего хорошего я не жду. Я не уверен, что этот визит хоть что-либо принесет. По крайней мере, грузинская сторона сделала этот шаг. Но сейчас никаких решений, наверное, не будет. Мне кажется, что требуется определенное время для такой встречи. Сейчас российский президент не склонен думать, что он должен встретиться с грузинским президентом. Грузинский президент обещал, что он готов встретиться на любом уровне, но я не уверен, что это взаимно. Дело в том, что есть уже определенная личная обида. Скорее всего, великие страны будут участвовать в этих переговорах, потому что Грузия с Россией сейчас договориться не могут».
Директор неправительственной организации «Кавказский институт мира, демократии и развития» политолог Гия Нодия, напротив, полагает, что Москва и Тбилиси уже в ближайшее время могут перейти от конфронтации к диалогу: «Я надеюсь на какие-то улучшения, может быть, в смысле территориальных коммуникаций между правительствами. Сейчас фактически у нас не работает в нормальном режиме посольство России в Грузии. Очень сложно просто перемещаться рядовым гражданам из России в Грузию и обратно. Конечно, экономические отношения, экономические контакты находятся в очень плохой ситуации. По каждому из этих направлений возможен даже при наличии разногласий прогресс. Что касается таких принципиальных политических вопросов, то в этом смысле, наверное, трудно будет достичь принципиального улучшения».
По мнению Гии Нодии, фактор Абхазии и Южной Осетии по-прежнему будет мешать взаимоотношениям между Москвой и Тбилиси: «Россия говорит о том, что она собирается рассматривать изменения в Косово как прецедент для Абхазии. Для Грузии это неприемлемо».