Зачёт за MOOC

О российской национальной платформе открытого образования

В апреле Минобрнауки объявило о том, что национальная платформа онлайн-образования начнёт работать меньше, чем через полгода. При этом курсы с неё будут засчитываться по основным образовательным программам во всех российских университетах. Эксперт журналв Edutainme Алексей Морозов узнал у руководства восьми вузов, задействованных в создании платформы, как это изменит будущее российского образования.

«Задача амбициозная — встать на уровень таких платформ, как Coursera и EdX, сформировать узнаваемый на мировой арене бренд, распространяя в дальнейшем не только курсы на русском, но и мультиязычный контент» — поясняет ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. «Студенты сами смогут выбирать — в каком университете им изучать тот или иной курс, получат возможность учиться у лучших преподавателей страны», — уточняет ректор Национального исследовательского технологического университета МИСиС Алевтина Черникова, сменившая на этой должности нынешнего министра образования и науки Дмитрия Ливанова.

Руководители ИТМО и МИСиС также, как и шести других самых престижных российских вузов — ВШЭ, МГУ, МФТИ, СПбГУ, СпбГПУ и УрФУ — сформировали в конце 2014 года под эгидой Рособрнадзора и Министерства образования и науки Совет по открытому образованию. На приуроченном к этому заседании не шло речи о создании национальной платформы онлайн-курсов. Дмитрий Ливанов лишь отметил, что «Совет станет механизмом поддержки взаимодействия между университетами в области использования качественного образовательного контента в онлайн-образовании». И только чуть больше, чем через три месяца стало известно, что уже к первому сентября 2015 года вышеупомянутые восемь вузов должны запустить платформу для онлайн-курсов. Каждый университет вложит в проект не менее 50 миллионов рублей и подготовит к новому учебному году не менее четырёх курсов в формате MOOC (Massive Open Online Course). MOOC — образовательная технология, позволяющая организовать обучение до нескольких десятков тысяч человек одновременно.

Каждый из восьми университетов вложит в проект не менее 50 миллионов рублей и подготовит к сентябрю по четыре курса в формате MOOC

«В первую очередь нужно создать качественные курсы, которые будут обеспечивать результаты обучения аналогичные очным курсам в ведущих вузах. Необходимо поменять отношение в нашей стране к дистанционному обучению, доказать, что оно может быть эффективным и удобным. Следующий шаг — предоставить студентам возможность выбора онлайн-курса как альтернативы традиционному изучению курсов в любом университете. Параллельно с этим не менее важно сделать так, чтобы вузам было выгодно использовать качественные курсы при реализации своих образовательных программ», — делится планом действий директор Центра новых образовательных технологий при Уральском федеральном университете Василий Третьяков.

Основная проблема на подготовительном этапе, по словам ректора ИТМО «состоит в проведении административно-организационных решений, позволяющих студентам любых вузов засчитывать дистанционные курсы по очным образовательным программам. Здесь, безусловно, нам поможет Министерство, именно поэтому правление Совета по онлайн-образованию возглавил министр образования и науки». Ректор НИТУ МИСиС также отмечает это сотрудничество в качестве одного из главных преимуществ: «В отличие от большинства зарубежных образовательных платформ, мы в реализации данного проекта нацелены на внедрение онлайн-обучения в реальный образовательный процесс на государственном уровне».

Ситуация, когда сразу несколько ведущих вузов в тесном сотрудничестве с государством создают единую национальную платформу онлайн-образования уникальна. В США EdX является инициативой Массачусетского технологического института и Гарварда, а Coursera — двух профессоров компьютерных наук из Стэнфорда, Эндрю Нг и Дафны Коллер. В Китае тоже нет официального ресурса для онлайн-курсов. Есть локализованный EdXXuetangX, платформа с лаконичным доменом Chineese MOOCs — результат союза Пекинского университета с крупнейшей в мире компанией по интернет-продажам Alibaba, ну и ещё два крайне популярных в Поднебесной агрегатора онлайн-курсов с непроизносимыми названиями Genshuixue и Qingtajiao. В испаноязычном мире существует несколько амбициозных мультинациональных платформ, например, MiriadaX и Platzi, но ни одна из них не является официальной площадкой онлайн-образования для отдельно взятой страны.

Доступ ко всем размещенным на российской платформе курсам слушателей будет бесплатным. Платить, возможно, придётся только за услуги, связанные с проведением очного экзамена или идентификации личности, чтобы курсы засчитывались действительно тем, кто их просмотрел и усвоил. Честно выполнившие онлайн-программу студенты смогут получить зачёт за прослушанные на платформе онлайн-курсы в своих вузах, даже если альма-матер не входит в перечисленную восьмёрку.

При каждом из восьми вузов (дальше — больше) будут созданы аттестационные центры, в которые смогут приходить сдавать экзамены те, кто желает документально подтвердить своё онлайн-образование. «Сделано это, — как нам сказал директор центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ Денис Янышев, — в первую очередь для идентификации ученика по принятым в нашем государстве удостоверениям личности, будь то паспорт или военный билет». Таким образом, можно говорить о появлении в нашей стране официальных микродипломов — сертификатов о прохождении MOOC с национальной платформы открытого образования — которые можно будет принести в учебную часть для зачёта или дополнить им своё резюме.

Не может не радовать, что нововведение, в первую очередь, расширяет полномочия студентов в управлении образовательным процессом. «Внедрение подобного формата образовательного процесса позволяет увеличить практическую часть обучения за счет переноса теоретической части в онлайн, широко используя технологию обучения „24/7“, то есть мы предоставим студенту возможность проходить теоретический курс в удобное ему время», — отмечает ректор НИТУ МИСиС Алевтина Черникова.

Распределение ролей

Основное направление национальной платформы открытого образования — перевод в систему онлайн-обучения базовых дисциплин, изучаемых с 1-го по 3-й курс бакалавриата. Она будет осуществлять взаимосвязь всех участников проекта: университетов, создающих обучающие курсы, университетов, которые используют курсы и встраивают их в свои образовательные программы, а также студентов.

К 1 мая 2016 года 8 вузов-учредителей планируют подготовить и разместить на образовательной платформе порядка 100 обучающих курсов

По заявлению Алевтины Черняковой «к 1 мая 2016 года 8 вузов-учредителей планируют подготовить и разместить на образовательной платформе порядка ста обучающих курсов». Создаваться курсы будут на материальной базе самих университетов, каждый из которых обладает в той или иной степени опытом создания онлайн-курсов. Так, у МГУ есть платформа Университет без границ, а у МФТИ — сайт с коллекцией видеолекций ведущих преподавателей.

При этом на готовящемся ресурсе собираются размещать не только специально разработанные для этого дистанционные курсы, но и уже опробованные на других образовательных платформах. «ВШЭ — единственный из российских университетов, который уже разместил более двадцати онлайн-курсов на международных образовательных платформах. — говорит проректор Вышки Сергей Рощин, — Наша работа в области контроля качества разработки курсов может быть полезна всем участникам проекта». Вышка отдаст на откуп все 22 MOOC, подготовленных для Coursera и планирует продолжать готовить новые курсы, сконцентрировав свои усилия на управленческих и социально-экономических науках. Университет МИСиС придумает курсы по материаловедению, физической химии, термодинамике, сопротивлению материалов, основам конструирования. МГУ отвечает за фундаментальные предметы — физика, математика и химия. ИТМО создаст курсы по информационным технологиям, при чём, разрабатывая их, обещают ориентироваться не только на студентов, но и на школьников. Приоритетная область для УрФУ — базовые курсы для будущих инженеров, такие как высшая математика, инженерная механика, электротехника и электроника.

«Единых требований к курсам специально не разрабатывалось, — говорит Денис Янышев из МГУ, — кроме самых общих соображений насчёт формата: это небольшие видеолекции по 10-20 минут и письменные работы с перекрестным оцениванием в качестве упраженений. Ученикам предложат самим проверить работы друг друга, что фактически является ещё и небольшой, но педагогической практикой. Все остальные компоненты могут варьироваться: если это курс по физике или химии, то необходимо больше иллюстраций, а если это курс от какого-то „звёздного“ преподавателя, то тогда и простая запись лекции может быть достаточно увлекательной».

Задачу построения архитектуры технического решения взял на себя Физтех. На сегодняшний день сформирован общий список требований к системе, учитывая основные пользовательские сценарии, на их базе спроектирован черновой вариант структуры ресурса и проведено сравнение ряда систем поддержки обучения. Руководитель Лаборатории инновационных образовательных технологий МФТИ Тарас Пустовой уточняет: «Итогом стал выбор Open EdX в качестве базового решения. Но необходимо понимать что мы не просто „взяли эдэкс“, а спроектировали систему, где Open edX является важной, но не единственной частью. И задумана она так, чтобы реализовывать те сценарии обучения, сбора и анализа информации электронных портфолио, хранения и предоставления доступа к персональным данным, которые отвечают вызовам современности и видению вузов-участников».

Что касается Ассоциации, то она будет открыта для вступления новых вузов. Правда, пока участники договорились, что первые два года в неё никто не войдёт. Ректор ИТМО Владимир Васильев объясняет парадокс тем, что «первым делом надо наладить организационные моменты, сформулировать основания для проведения экспертизы контента, найти оптимальные способы распространения учебных материалов через открытую электронную площадку и, конечно, подготовить нормативную базу для засчитывания онлайн-курсов по образовательным программам российских вузов».

Политика онлайн-образования

К сожалению, даже онлайн-образование не осталось в стороне от геополитического кризиса последнего года. Президенту EdX Ананту Агарвалу, который незадолго до этого приезжал выступать в Москву, пришлось в январе этого года лишить жителей Крыма доступа к платформе: «Образованный мир — лучший мир. Мы надеемся получить разрешение от Управления по контролю за иностранными активами Казначейства США, но пока, с большим сожалением, вынуждены заблокировать доступ ко всем онлайн-курсам на EdX для жителей Крыма». При этом ранее Агарвалу удавалось отстоять слушателей из Ирана, Кубы и Судана.

После прецедента вокруг темы онлайн-курсов возникло достаточно сильное напряжение. На встрече Дмитрия Медведева с представителями компаний, занимающихся образованием, один из участников высказывал опасения касательно западных MOOC-платформ: «EdX ставит себе задачу учить миллиард человек через некоторое время. С нашей точки зрения, это, в том числе, угроза национальной безопасности, потому что уже несколько десятков тысяч российских студентов просто платят туда, соответственно, деньги, и мы уверены, что нам нужно максимально быстро вырастить таких национальных чемпионов у себя». В ответ председатель правительства заметил, что «импортозамещение в сфере знаний — это смешно», но идею создания конкурентоспособного ресурса начали обсуждать на самом высоком уровне.

Ну и помимо престижа для страны онлайн-обучение способно экономить бюджетные средства, одновременно вовлекая большее количество людей в образовательный процесс. На организованном Высшей Школой Экономики круглом столе «Пути развития образования в условиях экономической турбулентности» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов приравнял распространение MOOC с гутенберговской революцией: «появление онлайн-курсов можно сравнить с переходом от переписывания книг в средневековых монастырях к их массовой печати, настолько они делают экономичнее и эффективнее задачу передачи качественного образовательного контента». Поэтому создание национальной онлайн-базы открытого образования вполне сочетается и с идеей экономической оптимизации высшего образования, к которой то и дело возвращаются российские чиновники.

P.S.

Учитывая все вводные и, особенно, тот факт, что на создание платформы отведено всего пять месяцев, можно было бы сказать: шансы получить в итоге пузырь и лучший образовательный ресурс страны примерно равны. Но мы в Edutainme предпочитаем «всегда смотреть на светлую сторону жизни» и поэтому верим, что 1 сентября 2015 года сможем без угрызений совести написать о запуске самой крутой платформы для онлайн-курсов в мире. И о том, что у всех российских студентов официально появилась возможность перенимать знания от самых выдающихся преподавателей вне зависимости от их места жительства и результатов ЕГЭ.