Более двух тысяч человек приняли участие в так называемом «Русском марше», который прошел в Москве у памятника Льву Толстому. В отделения милиции по пути на патриотический митинг попали более 300 человек. На самой акции, которая вместо запланированных трех часов продлилась всего час, обошлось без инцидентов.
Усиленные наряды милиции и ОМОНа в День народного единства и согласия расположились по кольцевой линии московского метрополитена. Именно по ней планировали двинуться главные участники «Русского марша», активисты Движения против нелегальной иммиграции и партии «Народная воля».
Конечной целью патриотических сил являлся сквер у памятника Льву Толстому, недалеко от станции метро «Парк культуры». Там и сконцентрировались основные силы столичного и подмосковного ОМОНа.
На выходе из подземки всех без разбору обыскивали. К полудню, времени начала митинга, в сквере уже насчитывалось более двух тысяч человек. На «Русский марш» шли в основном молодые, многие - с масками на лицах. Площадь перегородили сотни милиционеров, неподалеку припарковались машины с бойцами ОМОНа.
Для того, чтобы посмотреть и послушать организаторов, требовалось пройти через металлодетекторы. Уже через пять минут после начала митинга памятник автору трилогии «Война и мир» завесили имперскими черно-желто-белыми флагами и плакатами. «Мы не фашисты, не надо нас путать с немецкими оккупантами, - заявляли участники акции, - мы настоящие русские». Уже через 15 минут после начала митинга к памятнику Льву Толстому стянули усиленные наряды милиции, но наплыв желающих принять участие в марше не сокращался. В небе над площадью появился милицейский вертолет, а к выходу из метро «Парк культуры» подогнали автомобиль с водометом.
В это время, по словам организаторов митинга, и произошла первая провокация: кто-то отключил электричество, и выступавшим пришлось взять в руки мегафоны. Восстановить звук удалось уже через 10 минут, после чего лидер партии «Народная воля» Сергей Бабурин смог-таки призвать к «возвращению наших понятий», что, по его представлению, является «условием возвращения России к ее историческим границам».
Пройти маршем по городу, также как и в прошлом году, народно-патриотическим силам запретили власти Москвы. Однако марш все-таки состоялся. В час дня организаторам объявили, что пора заканчивать. Лидер Движение против нелегальной иммиграции Александр Белов заявил, что это очередная провокация, так как митинговать им разрешили все три часа. Тут же появилась информация, что идеолога ДПНИ намерены задержать и сопроводить в отделение милиции. Белов в окружении молодых людей крепкого телосложения спустился с трибуны и направился в сторону метро. По сути, с этого момента и начался русский марш. Лидер ДПНИ с мегафоном в руках возглавил колонну.
Уже на эскалаторе метро охрана Александра Белова сообщила ему, что удалось подслушать разговор по рации между милиционерами, которые собирались задержать человека в черных очках и кожаном плаще (именно так и выглядел на митинге лидер ДПНИ). В считанные секунды кожаный плащ заменили спортивной курткой, очки отправились в карман, а на голове появилась вязаная шапочка. Перевоплощение Александра Белова помогло ему избежать общения с милицией и назойливыми фотографами, но не позволило избавиться от корреспондента радио «Свобода», которого интересовало, почему вместо запланированных трех часов выступить разрешили только час. По словам лидера ДПНИ, в этом виноват заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Сурков.
«Бабурину лично позвонил Асланбек Дудаев, который скрывается под псевдонимом Владислав Сурков, и сказал ему, что если Бабурин даст мне слово, он распустит партию», - утверждал Белов.
Патриотически настроенная молодежь разъехалась по городу. В то же время большинство из 300 задержанных отпустили из отделений милиции.