Массовые беспорядки в Балтиморе, в результате которых были разграблены несколько магазинов, сожжено больше десятка зданий, уничтожено больше сотни автомобилей, вызвали во вторник резкие комментарии президента Обамы и критические вопросы относительно запоздалой и нерешительной реакции местных властей на действия толпы, занимавшейся грабежами и поджогами.
В понедельник в Балтиморе прошли похороны 25-летнего афроамериканца Фредди Грея, погибшего неделю назад при невыясненных обстоятельствах от перелома позвоночника вскоре после его ареста полицейскими. Его смерть спровоцировала серию мирных протестов, проходивших несколько дней. Но в понедельник события начали развиваться по совершенно другому сценарию. Сразу после окончания занятий в школах города в три часа дня неизвестные зачинщики в социальных сетях бросили клич с призывом к беспорядкам, призвав устроить Purge или "чистку". Так называется популярный у подростков фантастический фильм, повествующий о празднике, во время которого его герои безнаказанно могут совершать любые преступления.
Первые беспорядки произошли около торгового центра, где несколько сотен возбужденных подростков начали задирать немногочисленных полицейских, забрасывать их камнями и бутылками, а потом, не получив должного отпора, перешли к грабежу магазинов и подожгли полицейскую машину. В дело вступили группы молодежи в других районах города. К утру, когда в город, наконец, было введено подкрепление из подразделений национальной гвардии, а полиция начала действовать более жестко, были сожжены пятнадцать зданий, более ста пятидесяти автомобилей, разграблено неизвестное пока количество торговых точек. 20 полицейских получили ранения, арестовано около 250 человек.
Во вторник ранним утром наступило спокойствие, потрясенные горожане начали очищать улицы от последствий ночных погромов, худших с 1968 года, а власти города, страны, комментаторы начали разбираться в том, что произошло. Одним из самых сильных стало заявление президента Барака Обамы, назвавшего участников беспорядков "преступниками" и "бандитами".
"Они не протестуют, они не пытаются сделать публичное заявление, они воруют, они поджигают здания, помимо всего, они разрушают и подрывают бизнесы. К ним необходимо относиться как к преступникам. Подобное насилие отвлекает внимание от законных протестов, свидетелями которых мы были в последние дни. Их участники выражают законное беспокойство жителей Балтимора. Насколько я понимаю, сейчас лидеры законных протестов организуют людей для того, чтобы организовать очистку города после того, что здесь совершила кучка преступников и бандитов", – сказал президент Обама.
Большинство американских комментаторов, как и президент, провели четкую черту между действиями участников беспорядков, вызвавшими всеобщее осуждение, и теми, кто мирно протестовал против действий полиции. Но, в отличие от президента, который поддержал реакцию на эти события властей города и штата Мэриленд, пресса критикует мэра и полицию за неадекватный ответ на происшедшее в ночь на вторник.
"Власть, которая не может защитить граждан от бесчинствующих банд, подрывает фундамент своего собственного существования", – пишет газета The Wall Street Journal. По мнению газеты, число полицейских, находившихся на улице, было явно недостаточным, и полиция была вынуждена отступить под градом камней, двадцать полицейских получили травмы. Газета упрекает мэра Балтимора в том, что город слишком поздно запросил полицейские подкрепления у властей штата. "В этой истории содержится предупреждение официальным лицам в других городах, которые могут испытывать искушение подыграть тем, кто нарушает закон, протестуя против социальной несправедливости. Первая обязанность власти – защитить законопослушных граждан от беззакония".
Отвечая на упреки в бездействии, представители полиции объясняли во вторник, что они не хотели выдвигать значительные силы против четырнадцати-пятнадцатилетних школьников, опасаясь, что излишняя демонстрация силы может распалить страсти. Защищаться пришлось и мэру города – сорокапятилетней афроамериканке Стефани Роулингс-Блэйк, которая, по словам губернатора штата Ларри Хогана, в течение нескольких часов отказывалась просить помощь у штатных властей. В прессе широко цитируется ее заявление о том, что городские власти пытались защитить тех, кто мирно протестовал, также предоставив "пространство тем, кто был настроен на разрушение". Отметая упреки, мэр посетовала на "кабинетных" критиков, не понимающих, сколь сложно было организовать ответ на неожиданно возникшие беспорядки. "Мы не сидели сложа руки, мы активно действовали, работали, пытаясь держать кризисную ситуацию под контролем", – заявила мэр Балтимора.
По счастливому стечению обстоятельств, в результате беспорядков в понедельник ночью никто серьезно не пострадал. К следующей ночи город готовился основательно. В Балтимор были введены две тысячи национальных гвардейцев, в ключевых местах, где толпа бесчинствовала прошлой ночью, были организованы полицейские кордоны. Вечером, после наступления комендантского часа, полиции удалось в некоторых случаях с помощью слезоточивого газа рассеять несколько сотен демонстрантов, пытавшихся устроить акции неповиновения на улицах. Были арестованы несколько человек. Как говорили в интервью местным телеканалам жители города, они надеются, что беспорядки остались позади.