Примечание редакции
Павел Карназыцкий в 2019 году выслан с территории Украины по обвинениям в распространении антиукраинской пропаганды. Этот текст опубликован Радио Свобода в 2015 году в рамках широкой общественной дискуссии, цель которой заключалась в представлении разных точек зрения на актуальные проблемы, и не совпадает с позицией редакции.
Когда я в очередной раз слышу обвинения в адрес Украинской православной церкви в том, что она недостаточно национальная и не выступает в поддержку каких-то национальных интересов (или, того хуже, обвиняется в недостаточной преданности государству), хочется напомнить, что по закону церковь отделена от государства. Это означает, что и государство отделено от церкви, и не вправе от нее чего-то требовать. "Богу – Богово, кесарю – кесарево" – именно этими словами ответил Иисус фарисеям, искушавшим Его выступить против того, чтобы платить дань Риму. Иисус принес иудейскому народу Новый Завет, освобождение от смерти, а не возглавил борьбу с захватчиками в оккупированной римлянами стране. Евангелия дают ответ, как подобает вести себя христианину, а не патриоту своей родины. В Новом Завете мало упоминается про национально-освободительное движение, охватившее тогда Израиль, – лишь вскользь, и то лишь там, где это было непосредственно связано с попытками вовлечь в этот процесс Иисуса Христа. Случайно ли, что, давая поучения на все случаи жизни, Учитель упустил войну или специально указал на ее незначительность в своей Миссии?
Мало кто задумывался о том, почему первосвященники так легко подбили толпу просить освобождения приговоренного к смерти преступника Вараввы, а не Пророка, которого всего лишь за неделю до этого древний город встречал как царя. Кем был этот Варавва? Простым разбойником или лидером национального освободительного сопротивления? Ведь обвинялся он как раз в убийстве римлян. Почему толпа предпочла убийцу человеку, не совершившему никакого зла? Может быть, потому, что царь царей разочаровал иерусалимскую толпу тем, что не возглавил борьбу против римских оккупантов, которой ждали от него горожане? Сын божий неоднократно демонстрировал пренебрежение к царствам земным, так как пришел бороться за человека. Вспомните – в момент искушения что предлагал ему враг рода человеческого? Именно царские короны, которыми создатель вечной церкви пренебрег.
Из Евангелия можно судить, что Христос не был патриотом земного Иерусалима, потому что пришел вещать об Иерусалиме небесном. Подобает ли Его Церкви после таких явных откровений служить земным царствам больше, нежели людям, подобает ли звать к войне, когда сам учитель демонстрировал пренебрежение к национальному вопросу, принимая воду из рук доброй самаритянки? Господь пребывал с мытарями и грешниками, и для него не было и нет изгоев, не было и нет границ для проповедования слов истины. Множество земных царств пало за то время, пока стоит Его церковь. Библия прямо указывает на врага рода человеческого как на князя мира сего, а святые открывают, что все конфликты на планете возникают его стараниями. Втягивать людей в напрасную и бессмысленную войну означает служить разжигателям конфликта, на какой бы стороне ни сражались его участники.
Человеку, а не государству призвана служить истинная церковь, потому не нужно лишний раз подтверждать тезисы политиков, когда есть более важная задача
Иисус пришел на землю ради человечества в целом и каждой личности в отдельности. Его не интересовали государства, потому как все их границы временны. В деяниях апостолов записано, что нет более ни эллина, ни иудея. Этим апостолы указали на незначительность земных противоречий во имя сохранения единства человека с Богом. В Завет не хотят вникать те, кто выбирает служение кесарю за земные блага, которые им сулил кесарь. В этой связи возникает вопрос: а как же дух святой и как он допускает такое искажение основ христианской веры? Он что, покинул безумный мир и удалился восвояси?
Святой Дух никогда не перестает, как это и было обещано Иисусом! Он не покидал свою Церковь, другое дело, что люди пошли искать Его не там, где завещал Христос. Господь наделил человека свободой выбора и правом владеть собственной судьбой. Люди отворачиваются от Бога, но никак не Бог от людей; одни это делают осознанно, другие – поддавшись искушению или отчаянию. Бог стал человеком не для того, чтобы обустроить тот мир последствий трагедии, на которые человечество обрекло себя. Он стал богочеловеком для того, чтобы на Его великой жертве возникла церковь как путь для возлюбленных детей, "блудных сыновей", к возвращению домой. И церковь основана и оставлена на земле исключительно для единственной цели: помочь человеку вернуться к своему Творцу. Враги же делают все, чтобы задержать это возвращение, помешать ему, отвлечь не только человека, но и церковь на суету тленную, преграждая тем самым путь в отчий дом.
Человеку, а не государству призвана служить истинная церковь, потому не нужно лишний раз подтверждать тезисы политиков, когда есть более важная задача. Папа Иоанн Павел II просил прощения за крестовые походы и за инквизицию. Это лишний раз доказывает то, что дух не перестает и зовет вернуться из зоны заблуждения, и при желании человек может его услышать. Но то, что даже у канонической церкви нашлось, в чем раскаяться, доказывает, что роль духа – не навязать свою волю, а помочь человеку отыскать истину, выбор же пути остается за человеком. Путь к Богу открывается исключительно через покаяние. Ведь для того, чтобы человек вернул себе свободу, ему нужно освободиться от заблуждений, добровольно принятых кандалов. Сотни лет понадобилось католической церкви, чтобы понять, что ее огонь и меч послужили против веры. Обустраивая земной порядок, церковь помешала собственной пастве в достижении главной задачи всех людей – вернуться к Богу.
Православная церковь исторически развивалась иначе: первые христиане соборно боролись с ересью, истину доносили словом, устраняя сомнения, истребляя ложь, но при этом сохраняя любовь к людям. Обошлось без костров инквизиции. Титула "первый среди равных" патриархи удостаивались исключительно благодаря умению вести диалог. Православный святой, преподобный Серафим Саровский озвучил точный план для спасения мира: "Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи". Политика недопустима в жизни церкви. Мы имеем примеры, когда вмешательство светской власти в вопросы веры рушило единство церкви и приводило к расколам и войнам. Так было везде, где только воля Божья толковалась на заказ сильных мира сего. Сильны они зачастую пособничеством врага рода человеческого, потому как идут к цели, оправдывая любые средства…
Пал Израиль, и пал Рим, а Иисус и церковь его остались. Нет больше ни эллина, ни иудея, исчезли целые народы, менялись политические карты, но вера не переставала быть. Человеку, а не государству призвана служить истинная церковь, потому не нужно лишний раз подтверждать тезисы политиков, когда есть более важная задача. Тот, кто не хочет слышать слова Иисуса "Богу – Богово, кесарю – кесарево", пусть извлекает уроки из истории и не бьет политическим копытом в сферах, не принадлежащих миру сему.
Павел Карназыцкий – киевский блогер
Высказанные в рубрике "Блоги" мнения могут не отражать точку зрения редакции