Совет телережиссерам: помните слова Арсена Григоряна

У режиссерского пульта так много кнопок, что у некоторых "художников" руки сами тянутся к ним

В начале 90-х годов, когда родилась футбольная Лига чемпионов, УЕФА раз в год собирал представителей телевидения тех стран, чьи команды участвуют в проходящем розыгрыше. Обсуждали возможности лучшего показа игры, пытались выработать основные принципы, исключить из трансляции лишнее, ненужное.


Телевизионные режиссеры и менеджеры – люди разговорчивые, так что дискуссии обычно затягивались. Во время одной из них, помню, самым лаконичным оказался Арсен Григорян из Гостелерадио СССР. Он произнес лишь три слова: «очень много повторов». И это оказалось самым точным завершением обсуждения.


В то время телевизионные технические новинки сыпались, как из рога изобилия, и УЕФА очень беспокоило их частое и бессмысленное использование, перекрывающее игру. Некоторое время УЕФА за этим внимательно следил. Репортажи Лиги стали образцом для трансляций других видов спорта.


Но совещания эти прекратились. Замечания, присылаемые в телекомпании по факсу, исчезли. В то же время число клубов-участников турнира увеличилось, появились телекомпании-дебютанты со своим подходом к показу футбольных матчей. Безмерно выросло количество камер, показывающих игру. Режиссеры почувствовали себя «художниками», готовыми предложить зрителям монументальное творческое полотно. К примеру, включить в репортаж «новеллу» о тренерах, которая состояла из постоянного показа их лиц, жестикуляции, непрекращающихся указаний. Развитие комбинаций при этом прерывалось, уникальный эпизод мог остаться «за кадром». И бережно оберегаемый УЕФА показ игры свои позиции сдавал…


Во вторник и среду на прошедшей неделе мне удалось посмотреть семь матчей Лиги и должен с огорчением отметить: «художников», сидящих за пультом становится все больше. Брать бы всем пример с английских режиссеров, по традиции работающих спокойно, хорошо разбирающихся в игре, и только на ней сосредоточенных. В паузах за «убойными» кадрами они не гонятся, а предпочитают показать усталое лицо игрока, его реакцию на развивающиеся события, общение с партнером.


А вот буйный темперамент не дает покоя испанцам. Были в матче «Барселона» - «Челси» великолепные режиссерские находки. Помните, как в экстазе рухнул на колени Жозе Моуриньо после того, как Дидье Дрогба сравнял счет? Но нужно ли было три-четыре раза показывать с разных точек спор Джона Терри с судьей или намечавшуюся потасовку, когда в ход едва не пошли кулаки. А как чесались руки у режиссера канала «Спорт», чтобы нажать на кнопку и, отвлекая зрителя от футбола, дать ему насладиться «художественной самодеятельностью» спартаковских болельщиков в матче с «Интером», синхронно подпрыгивающих, раскачивающихся, наклоняющихся, хлопающих в ладоши, воскрешая забытую ныне производственную гимнастику…


Но почему-то режиссерам редко приходит в голову последить, записать, а потом в паузе повторить дриблинг или набор финтов кого-то из лучших мастеров. Или, к примеру, крупно держать в кадре одного вратаря во время углового, а затем при случае показать замедленно все его действия в данной ситуации…


Ведь так важно – особенно в России – прививать болельщикам хороший вкус и тонкое понимание футбола.


В последнее время я так часто говорю о режиссуре, потому что убежден: в спортивном телевидении режиссер выходит на первое место, оттеснив комментатора. Размеры экрана, мощные объективы, разнообразные повторы, графика – все это дает зрителю возможность во всем разобраться самостоятельно, во многом просто не соглашаясь с ведущим репортаж. Жаль только, что режиссеры не спешат занять принадлежащее им теперь по праву место.


Теперь о волейболе. Лет тридцать назад в Японии была великая женская волейбольная команда. Говорят, в то время волейбол не уступал в популярности даже сумо. Трансляции игр не сходили с телеэкрана. А дотошные японские режиссеры досконально разрабатывали принципы показа игры. И сделали правильный вывод: простые повторы того, что видел зритель несколько секунд назад, ничего к пониманию игры не добавляют. А волейбол – и они стремились это доказать – игра совсем непростая. Взаимные перемещения волейболистов с обеих сторон сетки, выбор лучшей позиции для удара, для блокирования, стремление угадать хитроумные ходы разыгрывающего – все это сродни шахматной партии. А потому от простеньких повторов они отказались и перешли на замедленные повторы из-за линии подачи.


Со временем прекрасные планы, «запатентованные» японцами, почему-то забылись. И вот сейчас на чемпионате мира в Японии их вновь можно часто увидеть. Приглядитесь внимательно к ним и убедитесь, что волейбол – это не только мощные удары, непробиваемый блок, нацеленные подачи, а тонкая тактическая игра, зависящая от расстановки игроков и - главное – мастерства распасовщика.


На будущей неделе женский чемпионат волейболисток продолжается. Понаблюдайте за работой режиссеров. По-моему, это тот самый случай, когда их приоритет в трансляции очевиден.