Чертковские заложники

Памятник атаману Черткову

Сотни жителей пограничного поселка на северо-западе Ростовской области оказались отрезанными от России

Весной этого года Украина прекратила пропуск россиян на свою территорию по внутренним паспортам и свидетельствам о рождении. Новый пограничный режим коснулся и тех жителей российских приграничных районов, которые ранее пересекали границу в упрощенном порядке. Единственным документом для того, чтобы попасть в Украину, теперь стал загранпаспорт. Разделенным на две части оказался и поселок Чертково в Ростовской области. Корреспондент Радио Свобода побывал здесь и выяснил, как изменилась жизнь его обителей с введением нового режима пересечения границы.

Пограничный переход Меловое – Чертково

Российский анклав за железнодорожной магистралью

Чертково основано как железнодорожная станция в 1869 году, на землях казачьего Войска Донского. Назван поселок в честь наказного войскового атамана, генерал-лейтенанта русской армии Михаила Черткова, памятник которому ныне установлен на привокзальной площади. Расстояние до Ростова составляет 320 километров. Население – около десяти с половиной тысяч человек, в основном русские и украинцы.

Государственная граница разделяет Чертково по железнодорожной линии. На украинской стороне – поселок Меловое, который в советское время составлял с Чертково единое целое. Сейчас на территории Мелового в трех домах, ранее находившихся на балансе Министерства путей сообщения, живут граждане России, в основном пенсионеры, бывшие железнодорожники. Формально они должны теперь проходить в Чертково и возвращаться обратно через расположенный неподалеку пограничный переход, предъявляя загранпаспорт. На самом деле к домам ведут тропки, пройти по которым так, чтобы не заблудиться и не ступить невзначай на украинскую территорию, могут лишь местные жители. Остальные ходят сюда лишь в сопровождении российских пограничников.

Указатель около "домов МПС"

– Наш клочок за железной дорогой – как аппендикс, вокруг которого – Украина,– объясняет ситуацию бывший шофер Чертковского энергоучастка, пенсионер Григорий Ульченко. – В пятидесяти метрах от нашего дома, по улице Миловской – украинская погранзастава. Пойдешь по этой улице – уже очутишься на территории другого государства, и за незаконный переход границы могут и в каталажку посадить на пятнадцать суток.

– Газ у нас украинский, электричество и вода – русские. Тут не поймешь – кто мы и что мы, – добавляет пенсионерка Мария Бытченко, бывшая работница поселкового узла связи.

– Скорая помощь из Черткова к нам не приезжает, потому что они не могут проехать сюда по улице Миловской, то есть по Украине, – говорит пенсионерка Нина Курова, ранее работавшая медсестрой в железнодорожной больнице. – С проездом пожарных машин такая же ситуация. Почту не приносят: почтальон боится сюда ходить, опасается ступить на чужую территорию. Нам приходится самим ходить в Чертково, забирать газеты и письма. Врачи-терапевты также не приходят, в поликлинику ходим сами. Единственное, чего мы добились, чтобы нам приносили пенсию, и то в сопровождении пограничников.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Жители поселка Чертково Нина Курова и Григорий Ульченко

​В основной части Черткова остались администрация, больница, полиция, магазины, рынки – к ним из Мелового пройти можно только по тропке, ведущей через железнодорожные пути.

– Чтобы попасть в Чертково, нужно перейти полтора десятка путей с очень интенсивным движением, – говорит Нина Курова. – На путях – крупная щебенка, идти очень неудобно, сколько раз уже падали. А после этого надо как-то спуститься по крутой насыпи. Мы все пожилые люди, нам не всегда под силу ее преодолеть, особенно зимой или в весеннюю распутицу. Другой путь – через надземный переход на станции, но по нему в Чертково свободно пропускают только украинцев. Либо надо идти еще дальше, на КПП. И в любом случае нужно иметь загранпаспорт.

Григорий Ульченко около железной дороги, по которой проходит граница

– С загранпаспортами целая история, – добавляет Григорий Ульченко. – У нас в районе их не выдают, надо ехать в Миллерово, отдать за него три с половиной тысячи рублей. Ну, отдадим, получим, так его надолго не хватит, разве что на пару недель. Шестнадцать раз штамп наши и украинские пограничники поставят, и он уже весь заполнен, будь добр, получай новый. Да нам этот паспорт вообще не нужен, мы за границу не собираемся. Нам бы просто в Украину или к себе в Чертково свободно ходить.

Половина жителей домов МПС хотят, чтобы их переселили в Чертково. В марте в поселок приезжал губернатор Ростовской области Василий Голубев и сказал, что самостоятельно решить проблему доступности пограничных переходов власти области не в силах, и надо обращаться в Москву. Пока желающим переселиться в Чертково обещали дать жилищные сертификаты на покупку жилья в поселке, но не всем такая замена представляется равноценной.

Загранпаспорта надолго не хватит. Шестнадцать раз штамп наши и украинские пограничники поставят, и он уже весь заполнен, будь добр, получай новый

– Мы сами построили у себя во дворе гаражи, погреба, сараи, – говорит пенсионерка Мария Бытченко. – А на обещанный сертификат едва купишь лишь одну голую квартиру, если еще ее найдешь.

– Мы сейчас прорабатываем юридический аспект проблемы переселения, – сказал глава администрации поселка Анатолий Нестеренко. – Но, честно говоря, такого механизма не видно. Квартиры у людей приватизированные. Признать дома непригодными для жилья и на этом основании переселить людей нет причин: дома не аварийные, ударам стихийных бедствий или других каких-то внешних факторов не подвергались.

Один из "домов МПС"

МПСовский пятачок – не единственное место, где российско-украинская граница причудливо разделила Чертково и Меловое. За 23 года, прошедшие после распада СССР, нормальной демаркации границы так и не произошло, разделение территорий происходило по непонятным не только простому населению, но и властям неким "условным точкам", что нередко приводило к курьезным случаям. На территории бывшего мясокомбината, например, граница прошла прямо по колбасному цеху, и некоторые чертковцы утверждают, что именно этот фактор привел предприятие к банкротству. Другой пример: в средней части Мелового пограничный рубеж проходит не по железной дороге, а по осевой линии улицы Дружбы Народов, и автомобилисты, выезжающие на встречную полосу ради обгона, оказываются нарушителями границы. Сама улица упирается в здание парикмахерской, которое юридически находится на территории Украины. Но виртуально граница разрезает здание таким образом, что мужской зал оказывается на Украине, а женский – в России.

Улица Дружбы Народов

Здесь же, на улице Дружбы Народов, стоит еще один российский дом, в котором проживают две семьи. С трех сторон – территория Украины, пройти на Родину можно сквозь калитку в заборе железной дороги, где установлен еще один погранпост.

Ждать ли перемен к лучшему?

Одними из первых, по кому ударил новый пограничный режим, оказались живущие в анклаве российские школьники. С 16 марта украинские пограничники отказались их пропускать по кратчайшему пути – мостовому переходу над железной дорогой, потребовали, чтобы дети шли через пограничный переход. Для школьников это был не только солидный крюк, но и потеря времени на пограничные формальности. Впрочем, эту проблему уладили довольно быстро.

– Когда Украина ограничила переход в середине марта, первые два-три дня были случаи, когда дети опаздывали на занятия, – говорит Татьяна Торба, директор Чертковской школы №1, где учатся шестеро таких детей. – Но благодаря нашей администрации, все было так оперативно решено, что теперь вопрос снят с повестки дня абсолютно. Составили списки детей, живущих "за границей", и договорились с пограничниками об их пропуске. Их чертковским сверстникам, ранее бегавшим в Меловое по два-три раза на дню, ныне свободный путь через границу закрыт. Теперь – только через КПП и с загранпаспортом.

– Дети сейчас переживают, что не дай бог еще что-то ухудшится – как дальше получать образование, – говорит Татьяна Торба. – Наши выпускники часто поступали в украинские вузы, например, в Луганск. Сейчас эти связи, можно сказать, утрачены.

Взрослое население Черткова ходить через границу тоже перестало:

– У меня в Меловом родственники, мы всю жизнь ходили друг к другу в гости, – рассказывает продавец цветочного магазина Наталья Никифорова. – Теперь в гости ходят только они к нам, мы уже не можем. Невозможно пойти на ту сторону и по бытовым нуждам, например, за продуктами. В Меловом ведь все намного дешевле, чем у нас, процентов на тридцать, а то и на пятьдесят.

– Завтра в Меловом базарный день, люди торгуют, а покупателей из Черткова нет, – говорит житель Мелового Валерий Плясуля, пережидающий на погранпереходе небольшую очередь из полутора десятка автомашин. – Я-то каждый день переезжаю границу туда и обратно, у меня проблем нет. А россиянам – плохо.

Валерий Плясуля

В перемены к лучшему чертковцы сейчас верят слабо.

– Мне кажется, лучше не будет с погранрежимом, наоборот, могут ужесточить его еще больше, – считает Наталья Никифорова. – И не одна я так думаю. У нас сотрудница с Мелового, российская гражданка, ходит сюда на работу по загранпаспорту. Они хотели там, у себя построить дом, но теперь боятся вкладываться в строительство потому, что не знают, как будет дальше. Говорит, что хочет переезжать сюда, в Чертково.

Анатолий Нестеренко

– Для человека со стороны понять сегодняшнюю ситуацию в поселке непросто, – говорит глава администрации поселка Анатолий Нестеренко. – Насколько все раньше было просто с пересечением границы и насколько стало все сложно сейчас. У нас бабушки, посещая рынок в Меловом, эту границу раньше пересекали по десять раз за какой-то час.

В начале мая губернатор Луганской области Геннадий Москаль заявил, что попросит правительство Украины "восстановить в виде исключения малое пограничное движение между Украиной и Россией" в Меловом. "Такое восстановление выгодно прежде всего нам, ведь до закрытия пешеходного перехода большинство покупателей в торговых точках Мелового были россияне – наша продукция и качественнее, и дешевле российской", – отметил луганский губернатор.

Все наладится, когда наступит мир

Военные действия в Донбассе не обошли стороной украинское Меловое. Ареной ожесточенных боев граничащие с Чертково украинские земли не стали, на них сохранилась украинская власть. Тем не менее жителям домов МПС пришлось в августе прошлого года натерпеться страху.

– Невозможно было выйти из дому – всюду бегали вооруженные люди и стреляли, – вспоминает Нина Курова. – Застава украинская была разбита, у нас в доме от близких разрывов окна повылетали. Нас предупредили: если будет обстрел, бегите в энергоучасток, где есть подвал. Тут и растяжки находили за домом, и бомбы невзорвавшиеся.

– И сейчас постреливают на Украине, – говорит Григорий Ульченко. – Неделю назад на той стороне взорвали машину их пограничников. Мы до сих пор, если слышим с вечера, что стреляют, спим одетые, чтобы быстро перебраться в безопасное место.

На вопрос, между кем и кем шли военные действия, чертковцы отвечают уклончиво:

– Наверное, с ополченцами, я ж не знаю, – говорит Нина Курова.

– Нам они не докладывают, и нам оно не нужно. Ихняя Украина – пускай они и разбираются, – добавляет Григорий Ульченко.

Судя по сообщениям украинских СМИ, обстановку в районе Мелового действительно спокойной не назовешь. Вот сводка за последние полтора месяца: 24 марта в Меловом неизвестными была обстреляна воинская часть ПВО Украины. 8 апреля в поселке был взорван автомобиль с украинским пограничником. 15 апреля МИД Украины заявил, что в районе Мелового отмечено вторжение в украинское воздушное пространство пяти беспилотных летательных аппаратов Российских вооруженных сил, 23 апреля неизвестными в Меловом был взорван автомобиль сотрудника СБУ. Украинская сторона считает, что в районе оперируют диверсионно-разведывательные группы из так называемой "ЛНР" – до Луганска от Мелового всего 136 километров.

– Самый простой выход из всей сложившейся сегодня ситуации – это, конечно, мир, – считает глава администрации Чертково Анатолий Нестеренко. – Мир, который, я думаю, все равно наступит. И отношения между двумя нашими поселками нужно будет построить так, как это было раньше. Эти отношения всю жизнь были нормальные, никто не никогда не думал, что что-то их может разрушить.

– У нас с украинцами есть общая знаменательная дата – 16 января 1943 года. В этот день здесь, в Чертково/Меловом была освобождена первая пядь украинской земли. Мы всегда в такую годовщину обменивались делегациями с украинцами. В этом году мы также их пригласили, но они впервые не пришли к нам и к себе не позвали. Как будет с празднованием 9 мая, пока тоже решаем…

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Выпускники поселка Чертково репетируют вальс

​На привокзальной площади станции Чертково после полудня нет пассажиров и встречающих – до вечера поездов не будет. Опустел и близлежащий рынок. На мостовом переходе стоит одинокий российский пограничник. На площади играет музыка. Чертковские школьники репетируют к Дню Победы довоенный вальс – 9 мая они выступят в роли выпускников школ 1941 года.