Сегодня в Америке. Может ли проблема коррупции повлиять на выбор американского избирателя? Утешительный приз Тома Круза


Юрий Жигалкин: Может ли проблема коррупции повлиять на выбор американского избирателя? Утешительный приз Тома Круза - таковы темы уикенда в рубрике «Сегодня в Америке», у микрофона в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин.


Коррупция - это слово стало сигнальным в последние дни перед выборами в устах многих кандидатов-демократов, пытающихся убедить избирателей, что годы, проведенные у власти, грубо говоря, разложили республиканцев. Это их ответ на рефрен республиканцев о том, что мягкотелым демократам нельзя доверить ответственность за безопасность страны. Рассказывает Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: Демократы активно эксплуатируют термин «культура коррупции», описывая атмосферу, сложившуюся, по их словам, в Конгрессе за 12 лет доминирования республиканцев. И им есть, о чем поговорить. Это дело бывшего конгрессмена Марка Фоли, которого подозревают в интимных отношениях с юными практикантами. Это также дело получившего тюремный срок суперлоббиста Джека Эйбрамоффа, нити от которого тянутся к ряду законодателей-республиканцев. Под грузом обвинений в незаконном субсидировании политических кампаний покинул Палату представителей бывший лидер ее республиканского большинства Том Дилэй. Конгрессмена Курта Уэлдона подозревают в том, что он содействовал в получении выгодных контрактов лоббистской фирме, возглавляемой его дочерью. На этом фоне демократы настойчиво пытаются внушить избирателям, что именно они, а не республиканцы, являются образцом моральной добродетели. Говорит председатель Демократической партии Говард Дин.



Говард Дин: Полагаю, что когда люди повнимательнее присмотрятся к Демократической партии, они увидят нечто другое, чем тот образ демократов, который республиканцы пытаются навязать в регионах, где народ традиционно голосует за республиканцев.



Аллан Давыдов: Однако, как говорят эксперты, демократы также небезупречны в том, что касается неподкупности. Характерно в этом смысле дело нынешнего главы штата Иллинойс Рода Благоевича, который борется за переизбрание. Судя по последним опросам, оставить его на второй срок готовы 44 процента избирателей штата. За его ближайшую соперницу, кандидата от республиканцев Джуди Топинку готовы отдать голоса только 29 процентов. Однако возможный успех Благоевича омрачен тем, что в последние месяцы он стал объектом нескольких расследований, в частности, по подозрению в получении взяток от инвестиционных фирм и от отдельных лиц, а также в грубом нарушении процедуры подбора кадров в администрацию. Выяснилось, что жена Благоевича - Патрисия, риэлтор - неоднократно получала десятки тысяч долларов от соискателей благоволения администрации под видом, как полагают, комиссионных за сделки с недвижимостью. Благоевич отмахивается от всех обвинений и переходит в контрнаступление, напоминая, что соперница по выборам служила казначеем в администрации его предшественника республиканца Джорджа Райана, приговоренного недавно к шести с половиной годам тюрьмы за вымогательство и мошенничество. Сама Джуди Топинка без устали напоминает избирателям...



Джуди Топинка: Против нынешней администрации штата проводится наибольшее число расследований, чем когда-либо. Кому нужно, чтобы она оставалась еще на один срок? Нам нужны люди, которым можно доверять. Нам нужно провести чистку в правительстве штата. И я это сделаю.



Аллан Давыдов: Политические наблюдатели, внимательно следящие за предвыборными опросами, считают, что, несмотря на лидерство республиканцев в этом сезоне по количеству коррупционных скандалов, американские избиратели, скорее всего, убеждены, что и демократы не являются образцом честности. А это значит, говорят они, что данная проблема вряд ли станет значительным аргументом в глазах избирателей во время голосования.



Юрий Жигалкин: Что все-таки может сыграть решающую роль в решении американского избирателя о том, за кого голосовать? Какой исход предсказывают накануне выборов результаты опросов? Я адресовал этот вопрос американскому политологу, руководителю центра опросов общественного мнения института «Америкен Энтерпрайз» Карлин Боумэн.



Карлин Боумэн: Результаты показывают, что, отвечая на центральный вопрос социологов, за кого бы вы проголосовали, если бы выборы были проведены сегодня, значительное большинство избирателей отдает предпочтение кандидатам-демократам. В прошлом партия, лидировавшая накануне выборов с таким отрывом, как правило, добивалась успеха. Пока трудно сказать, удастся ли демократам взять верх в Сенате, для этого им нужно получить восемь мест, хотя они могут победить в нескольких округах. В том, что касается выборов в Палату представителей, то у них явно высокие шансы на успех. Многие эксперты считают, что демократическая партия вернет в свои руки контроль за нижней палатой, но перевес будет незначительным.



Юрий Жигалкин: Какова главная причина такой слабости республиканцев, 12 лет державших в своих руках Конгресс?



Карлин Боумэн: Ирак. Одно слово объясняет все. Это сейчас, если можно так выразиться, и первая, и вторая, и третья мысль на уме у американцев. Очевидно, что демократам удалось превратить выборы в Конгресс в референдум по поводу президентства Джорджа Буша, а оно в глазах избирателей ассоциируется с Ираком.



Юрий Жигалкин: Если американцы недовольны тем, что делает президент Буш, понятно ли каких перемен они ожидают от демократов?



Карлин Боумэн: Интересно, что они не верят в то, что избрание демократов приведет к изменениям. На этих выборах избиратели готовы дать выход переполняющему их чувству разочарования. Они хотят проголосовать против нынешних властей, даже, несмотря на то, что у них нет особого доверия к демократам.



Юрий Жигалкин: Говорила американский политолог, сотрудница института «Америкен Энтерпрайз» Карлин Боумэн.


Том Круз получает сенсационный утешительный приз. Всего несколько месяцев назад Том Круз, бывший золотой мальчик Голливуда, продюсер самых прибыльных фильмов последних лет, подвергся небывалому унижению. Студия «Парамаунт» указала на дверь ему и его компании, производившей блокбастеры «Миссия невыполнима» после кассовой неудачи третьей «Миссии». Эпатирующие заявления и поведение Круза спровоцировали даже слухи о том, что большое будущее голливудской звезды может быть уже в прошлом. Но в конце прошлой недели Круз получил сладчайший утешительный приз. Он принял предложение возглавить студию «Юнайтед Артистс», ту самую, что 87 лет назад организовали Чарли Чаплин, Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбэнкс. Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: Почетное предложение Том Круз принял с радостью. Тот факт, что «Парамаунт» не продлил контракт с человеком, которые приносил миллиардные доходы, стал сенсацией. Глава корпорации "Виаком", владеющей киностудией «Парамаунт», Саммер Редстоун в интервью журналу «Вэнити Фэр» утверждает, что Круз был позором для студии, что он потерял женскую аудиторию из-за своего неумного поведения: то он продемонстрировал любовь к своей невесте Кэти Холмс, вскочив ногами на диван во время телеинтервью с ведущей Опрой Уинфри, то стал публично учить жить Брук Шилдс...


Но тут же выяснилось, кто на самом деле стоит за увольнением Круза: 44-летняя жена 83-летнего медиа-магната Редстоуна. Пола Редстоун, бывшая нью-йоркская учительница, сказала мужу, что Круз ей надоел. Впрочем, сам Редстоун заявил, что, хотя выслушивает жену, решения принимает сам. Он всячески демонстрирует, что в свои 83 года в прекрасной физической и умственной форме. Кто-то в Голливуде даже высказал мнение, что скандал с Томом Крузом понадобился Редстоуну для того, чтобы напомнить о себе, заявить, что он ещё жив.


По контракту с «Парамаунтом» Круз и Пола Вагнер - владельцы компании «Круз энд Вагнер продакшн» - получали 10 миллионов долларов в год. Это помимо гонораров. За 14 лет сотрудничества Круз принёс «Парамаунту» 3 миллиарда долларов дохода. Но последняя - третья серия «Миссии» не принесла ожидаемого успеха. Производство фильма стоило 150 миллионов, а вернуть удалось всего 50. Редстоун считает, что в этом виноват Том Круз, что публика его разлюбила.


И всё же, изгнание голливудской звезды Тома Круза из киностудии «Парамаунт Пикчерз» продиктовано деловыми интересами главы компании «Виаком» Саммера Редстоуна или личной неприязнью?


Кинокритик и историк кино Крэг Конрой ответил.



Крэг Конрой: Я думаю, смесью того и другого. Киностудии долго создают, а потом тщательно берегут свою репутацию, точнее даже свой образ. Том Круз, с которым у студии «Парамаунт» был длительный и эксклюзивный контракт, был лицом этой студии. И, по мнению её владельца Редстоуна, актёр вышел за рамки сложившегося, традиционного имиджа «Парамаунта». А прыжок его на диван в телестудии - это лишь повод для непродления контракта. Но в нашей стране, к счастью, конкуренция и свободное предпринимательство позволяют человеку быстро найти себе другое место. Тем более, если тебя зовут Том Круз, который, как многие верят, способен собирать полные кинозалы и приносить доход. Редстоун считает, что Том Круз уже не секс-символ и что он перестал нравиться женщинам. Не знаю. Возможно, актёр что-то и утратил, что-то растерял в коммерческом кино. Я уверен, что он вольёт новое вино в старые меха студии «Юнайтед Артистс». Такое уже бывало прежде. Самое трудное для актёра в переходном возрасте, которого достиг Том Круз, суметь перестроиться на возрастные роли. Как сумели это сделать Роберт Рэдфорд, Клинт Иствуд, Шон Коннери. Хотя они очень постарели, женская часть аудитории их по-прежнему любит. Фильмы с их участием приносят хорошие доходы.



Ян Рунов: Вы считаете Тома Круза хорошим актёром или хорошим бизнесменом?



Крэг Конрой : Он очень хороший бизнесмен, если, потеряв один контракт, сумел тут же найти другой. Как актёр... Что ж... В некоторых ролях он очень неплох. Я не знаю, сможет ли он играть в пьесах Шекспира... Но в фильме «Джерри МакГвайер» - это была его роль!..



Ян Рунов: Так считает Крэг Конрой, кинокритик и историк кино, президент компании « Conroy Research Group » в Пенсильвании.


После изгнания из «Парамаунта» Том Круз и Пола Вагнер арендовали офис на 11 этаже небоскрёба М G М ("Метро-Голдвин-Майер"), а офис самой студии MGM располагался на 14-м этаже. И как раз в это время М G М искала, как возродить интерес и публики, и киномира к студии «Юнайтед Артистс». Имя Круза сулило успех. Контракт был подписан так быстро, что в Голливуде заговорили о двух утопающих, схватившихся за соломинку.