В последние годы Каннский кинофестиваль открывался громкими зрительскими картинами – «Королевство полной луны», «Великий Гэтсби», «Принцесса Монако». На этот раз выбран более скромный фильм – социальная драма «С высоко поднятой головой» Эмманюэль Берко с Катрин Денёв в роли судьи по делам несовершеннолетних. Быть может, сказались перемены в команде фестиваля: на пенсию ушел 84-летний Жиль Жакоб, возглавлявший фестиваль с 1978 года сначала в качестве художественного руководителя, а с 2001-го года как президент. Его сменил Пьер Лескюр, внук основателя знаменитого книжного издательство Les Éditions de Minuit. Лескюр много лет руководил Canal+ и являлся некоторое время спутником Катрин Денёв. Возможно, оба фактора повлияли на выбор картины открытия.
Сложного ребенка Малони впервые приводят к судье в шестилетнем возрасте – молодая мать из неблагополучного окружения не может с ним управиться и готова отдать сына в детский дом. Проходит несколько лет: юный правонарушитель не хочет учиться, постоянно угоняет автомобили и не способен сдерживать вспышки ярости. За его перевоспитание берется всё та же судья и её помощник Янн (Бенуа Мажимель), которому Малони напоминает себя в детстве. Действие охватывает несколько лет: Малони все меньше контролирует себя, его отправляют в исправительный лагерь для несовершеннолетних, а затем и в тюрьму. Когда социальные работники уже готовы опустить руки, он вдруг встречает девушку Тесс (Дайан Руксель, дебютировавшая в прошлом году у Ларри Кларка).
Про кинематографические качества «С высоко поднятой головой» лучше умолчать, несмотря на участие знаменитых актеров и элегантную музыку Арво Пярта. Но интересно, как это кино воспримет европейская аудитория. Для российского зрителя показанный в фильме уровень социальных служб, направленных на реабилитацию молодых преступников и их интеграцию в общество, кажется чем-то совершенно невозможным – предмет скорее для научной фантастики, чем для реалистической драмы. И в то же время возникает вопрос: насколько фильм близок к настоящей жизни? Для Эмманюэль Берко – это отчасти личная история, поскольку ее дядя работал с трудными подростками. Она гордится тем, удостоила внимания «тех, кто обычно находятся в тени». «С высоко поднятой головой» завершается сценой, где перевоспитавшийся Малони шагает навстречу новой жизни с маленьким ребенком на руках, выходя из Дворца правосудия. Так окончательно режиссер расставляет акценты в и без того прямолинейном послании, соответствующем по уровню консервативности эстетике фильма. Да, во Франции есть проблемы, но такие самоотверженные люди, как герои Катрин Денёв и Бенуа Мажимеля, упорным многолетним трудом помогут оступившимся людям вернуться в лоно законности и порядка. «С высоко поднятой головой» – полная противоположность гуманистическому кино братьев Дарденн, которые размышляют о человеке и его возможности преобразовать мир вокруг, а не воспевают тщательно выстроенную систему. К тому же сами социальные работники не верят, что Малони ждет хоть сколько-нибудь достойное будущее, поскольку в их городе нет работы. «Мальчик с велосипедом» братьев Дарденн или «Класс» Лорана Канте относились к той категории фильмов, которые искали сложные ответы на сложные вопросы. «С высоко поднятой головой» ограничивается самыми простыми ответами на эти вопросы.