Во время майских праздников на российских телеэкранах не было Мавзолея, хотя на поддержание тела Владимира Ильича Ленина брошены огромные силы и средства. Мавзолей прикрыли щитами столь откровенно, что белгородские коммунисты даже выступили с заявлением: "Российский президент, оставшись глухим "к призывам прекратить кощунство и убрать фанеру с картинками, призванную скрыть от глаз людских Мавзолей Ленина", пытается выхолостить правду о подвиге советского народа в годы Второй мировой войны.
О символе советской эпохи и борьбе за поддержание тела Ленина в научном порядке в интервью Радио Свобода размышляет профессор антропологии университета Беркли в Калифорнии, автор книги "Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение" Алексей Юрчак.
– Итак, для коммунистов дело Ленина свято и тело его, стало быть, тоже. С 1924 года...
– В 1924 году, сразу после его смерти, не было идеи, что тело надо обязательно поддержать, тогда были самые разные мнения в руководстве – на уровне Центрального комитета, комиссии по увековечению его памяти. Если бы не ряд обстоятельств, включая холодную зиму, огромное количество людей, желавших попрощаться с телом Ленина, которое было выставлено сначала в Доме союзов, потом во временном Мавзолее, может быть, никто бы не стал его сохранять. Но из-за холодной зимы тело не портилось без каких бы то ни было манипуляций практически до марта, только временное бальзамирование на пять дней было сделано. Из этого постепенно возникла идея, что надо сохранить. Дело же Ленина было во многом сконструировано, ленинизм, который сохраняли, во многом отличался от того, что Ленин писал и говорил. Он все время менял свое мнение в зависимости от ситуации. А советский режим создал такой ленинизм, который потом через всю историю прошел как незыблемая истина, но который постоянно подстраивался, менялся в зависимости от исторического периода, но к Ленину имел отношение весьма опосредованное. В этом смысле вопрос, удалось ли им сохранить святость? Святость, безусловно, удалось сохранить – это было самое главное, неоспоримость того, что Ленин – это истина, и ленинизм – это истина. А конкретно наполнение у этой истины менялось, начиная от Сталина, Хрущева, потом при Брежневе изменилось несколько раз, потом при Горбачеве изменилось. До 1990 года Ленин все еще был святым, сама святость не менялась, менялся смысл, который был в нее залит.
– Но все-таки до Владимира Путина в 2012 году вряд ли кто-то сравнивал тело Ленина со святыми мощами. Это так?
– Сравнивали в критическом смысле. Говорили: что это вы тут устроили нам какой-то квазирелигиозный мемориал. На самом деле это сравнение возникло еще в самом начале, когда Ленин умер и наверху шли обсуждения, как быть дальше. Например, Троцкий, который был однозначно против того, чтобы сохранять тело Ленина, говорил как раз в этих терминах: получается, что мы тут устраиваем какие-то мощи. Потом, когда хирург Владимир Воробьев и биохимик Борис Збарский с марта по июль 1924 года забальзамировали тело, было сделано заявление ЦК партии, которое прочел секретарь Центрального исполнительного комитета Авель Енукидзе. В нем как раз говорилось о том, что создавать из Ленина мощи никто не собирается. И позже, когда партийное руководство оправдывало решение сохранять Ленина в Мавзолее, оно тоже дистанцировало себя от "мощей". Путин, наоборот, все перевернул. В 2012 году он стал отвечать на критику того, что в России существует что-то ненормальное, чего нет нигде, разве можно иметь покойника в центре столицы. На что он тогда сказал: а как же мощи в Киево-Печерской лавре, в Псковско-Печерском монастыре... Тут заметно желание, скорее, нормализовать историю, сказать, что ничего в ней, в российской истории, особенного нет, она не хуже других.
– На самом деле это действительно странно. В Москву с Афона специально к Дню Победы привезли мощи Георгия Победоносца, а Мавзолей прикрыли щитами... А чем, если говорить физиологически, тело Ленина отличается от святых мощей?
Мощи необязательно должны быть полным телом, очень часто это ссохшаяся мумия, которая полностью потеряла форму или даже неузнаваема
– Святые мощи, останки какого-то мученика, могут считаться святыми только в том случае, если доказано, что они сохранились сами по себе, без внешнего вмешательства, то есть некое чудо произошло. А тело Ленина постоянно подвергается всяким научным манипуляциям, разным процедурам. В этом большое отличие, никто никогда не говорил, что оно само сохранилось по какому-то волшебству. То есть святость в данном случае совершенно не в том, что оно сохранилось, а в том, что есть некое учение. Второе отличие в том, что мощи необязательно должны быть полным телом, очень часто это ссохшаяся мумия, которая полностью потеряла форму или даже неузнаваема. Это могут быть косточки, как в случае Сергия Радонежского. Тем не менее считается, что это святое тело, что оно не испортилось, хотя на самом деле там ничего не осталось. А здесь надо, чтобы все физиологическое тело со всеми его, как я люблю говорить, динамическими параметрами: упругость кожи, прочность волосяного покрова и так далее, чтобы это все было сохранено.
– То есть приблизительно то же самое отличает тело Ленина от мумии?
– Да, совершенно верно. Отличие в обоих случаях, и в случае христианского святого, и в случае фараона и разных других мумий, буддистских, например, состоит в том, что мумия – это высохшее, изменившее цвет, обычно почерневшее тело, его не узнать, оно изменило форму, по большому счету, многие части тела сгнили, то есть мумия – это остаток. А в случае Ленина мы говорим совершенно не о мумии. В прессе часто пишут о мумии Ленина, но это, конечно, фигура речи, это совершенно не мумия, это другое тело, оно в физическом смысле полностью поддерживается в том внешнем виде, в каком он был на момент смерти.
– Хорошо, это не мумия, это не мощи, но тогда как назвать это тело?
– Это очень интересный вопрос. Оно, конечно, во многом уникально. Точнее, есть ряд тел, которые были созданы и поддержаны той же московской лабораторией, а в Китае есть тело Мао Цзедуна, которое делалось китайцами независимо, но по такому же принципу. Кроме этих десяти тел московской лаборатории и Мао Цзедуна, других тел такого рода не было, поэтому в мировом дискурсе нет традиции их как-то определенно называть. Один из ученых в этой области называет это "живой скульптурой". "Живая скульптура" – это тоже метафора, потому что она никакая не живая, но этим он дает понять, что есть некая парадоксальность: с одной стороны, это тело, с другой стороны, оно сконструированное, то есть оно само из себя конструирует, то есть это не полностью скульптура, которая является чистой репрезентацией человека внешним образом, как в скульптуре, в рисунке, потому что это непосредственно само тело. А с другой стороны, оно постоянно конструируется, реконструируется, получается, что оно как бы живет в этой реконструкции, получается "живая скульптура". Но это тоже не очень точный термин.
– Как китайцы независимо пришли к такому же результату? Разведка поработала? Какие-то секреты были украдены?
Китайцы взяли какую-то статью и решили на ее основе, экстраполировав методы, создать свои. Но забальзамировали мало, его тело раздулось до размеров бегемота, на него было страшно смотреть
– В Китае была очень интересная история. Когда Мао умер, не было идеи его бальзамировать. Кроме того, Мао сам не раз говорил, что он хочет быть кремированным и чтобы прах его был развеян над Китаем. То же самое, что, кстати, с Хо Ши Мином – он был забальзамирован сотрудниками московской лаборатории, но тоже хотел быть кремированным. Когда умер Мао в 1976 году и когда собралось политбюро ЦК Коммунистической партии Китая, они на третий день вдруг решили его бальзамировать, и сказали об этом личному врачу, который никогда никакого отношения к сохранению трупов не имел, ничего об этом не знал, не был ни биологическим антропологом, ни бальзамировщиком, он был обычным врачом. Он быстро создал группу из нескольких врачей. К Советскому Союзу они обратиться не могли из-за того, что у Китая с СССР в то время были очень плохие отношения, они обратились к Вьетнаму, зная, что там советские работали раньше, в 1969 году, над Хо Ши Мином, но Вьетнам, конечно, отказал, потому что полностью зависел от Москвы. В результате лечащий врач Мао направил одного из врачей из своей группы в медицинскую библиотеку в Пекине, ее открыли ночью по приказу политбюро, и он там нашел американские журналы, посвященные бальзамированию, сохранению тел. В Америке, особенно в католической среде, принято тело временно бальзамировать на несколько дней, чтобы оно несколько дней открытым стояло во время прощания. Из-за этого есть большая отрасль – и медицинская, и просто частный бизнес, который этим занимается. И хотя бальзамировка временная и очень сильно отличается от того, что делают с Лениным для вечного сохранения, тем не менее есть общие принципы. Китайцы взяли какую-то статью и решили на ее основе, экстраполировав методы, создать свои. Но забальзамировали неправильно, увеличив пропорции, его тело "раздулось до размеров бегемота", как писал потом лечащий врач Мао, на него было страшно смотреть, они не могли такое тело показывать политбюро наутро, поэтому они провели весь остаток ночи, массажируя его, пытаясь избавиться от бальзамирующей жидкости внутри, что им удалось сделать с шеей и головой, а все остальное они прикрыли.
В обнаженном виде политбюро Мао не смотрело, поэтому дефектов сначала не заметили. А потом в Институте прикладного искусства в Пекине на всякий случай была создана восковая фигура, копия Мао. Они даже отправили своих сотрудников в Музей мадам Тюссо в Лондоне, чтобы узнать, какие методы есть на Западе, но оказалось, что китайские методы намного более продвинутые. Но в принципе тело Мао выставляется, а двойник существует в этом же мавзолее в Пекине, на всякий случай. Так эта история описана в книге лечащего врача Мао. По рассказам моих знакомых ученых из московского института, Мао сохранен намного более примитивным образом, именно по этой причине его тело можно видеть только с одной стороны. Его нельзя обойти вокруг, как Ленина, потому что там одна сторона плохо сохранена. То есть российские ученые говорят, что это примитив.
– Ну а что же тогда не примитив, иначе говоря, что делают с телом Ленина?
Поскольку никто изначально не планировал Ленина бальзамировать, сразу после его смерти было проведено вскрытие, все главные вены, артерии были разрезаны, а потом уже задним числом оказалось, что эти вены и артерии важны для сохранения тела
– Тело Ленина постоянно поддерживают, начиная с 1924 года. Должен сказать, что когда Збарский и Воробьев обрабатывали тело с марта по август 1924 года, они очень многое придумывали на ходу. Воробьев уже имел некий опыт сохранения отдельных частей тела на открытом воздухе на протяжении большого времени, потому что работал в медицинском университете Харькова, где у него был анатомический театр для обучения студентов. Воробьев придумал свой метод сохранения, именно поэтому его и вызвали. Но в данном случае надо было сохранять тело полностью, а не отдельные его части. Надо было сохранять его так, чтобы оно совершенно не изменило внешний вид. Как потом стало понятно, надо сохранять его параметры, гибкость, упругость и так далее, поэтому им пришлось придумать очень много нового. Когда они делали свой первый закрытый доклад, они объяснили, что надо обязательно каждые полтора года перебальзамировать тело, что и делается до сих пор все эти годы, 91 год уже. Эта перебальзамировка занимает очень много времени – два месяца. Тело погружается в самые разные ванны с разными растворами. Некоторые растворы имеют содержание кальция, чтобы повлиять на поддержание костей. Некоторые растворы имеют другие жидкости для того, чтобы другие части материи поддержать. Потом делаются разные микроинъекции. Поскольку никто изначально не планировал Ленина бальзамировать, сразу после его смерти было проведено вскрытие, все главные вены, артерии были разрезаны, потому что не важно было их сохранять, а потом уже задним числом оказалось, что эти вены и артерии важны для сохранения тела.
Если бы врачи все знали сразу, они бы эти артерии не резали, потому что их используют для распространения бальзамирующей жидкости по телу. Это учли во всех остальных телах, которые бальзамировались после Ленина, у них уже не перерезаны артерии и вены. А с Лениным приходится проводить многочисленные инъекции и микроинъекции. Потом его фотографируют, тысячи микрофотографий, чтобы полностью сохранить рельеф по сравнению с предыдущим. Эти все методы, конечно, развиваются, потому что наука идет вперед. Поэтому во многом сейчас это намного более сложный и точный процесс, чем был вначале, и в какой-то момент в 1930-е годы тело стало выглядеть лучше, чем сразу после смерти, а сегодня, можно сказать, оно выглядит лучше, чем в 1930-е, и так далее.
– Вы пишете в вашем исследовании "Тела Ленина: тайная наука коммунистической власти": "19 января 1939 года Комиссия по сохранению тела Ленина Народного комиссариата здравоохранения сообщила о том, что постоянные проблемы с носом Ленина (который потерял изначальную форму в первые месяцы после смерти Ленина из-за того, что был отморожен) были, наконец, устранены. Нос был полностью восстановлен и находился "в очень хорошем состоянии". В отчете также подчеркивалось, что "эластичность век приводит в изумление", и "лицо создает впечатление спящего человека, а не мертвого тела". Но комиссия выявила и проблемы. Директор медицинской администрации Кремля Алексей Бусалов заметил: "На ступнях и пальцах ног появились следы мумификации. В тазовой области появились признаки морщин и утончения кожи. Их надо сфотографировать и описать". Профессор медицины Николай Бурденко отметил, что появились новые пятна "на внешней стороне левого предплечья" и "в нижней части тела, особенно в тазовой области". Он добавил: "Меня особо интересует происхождение этих пятен. Они возникли не в тех местах, где есть давление на кожу, а это значит, что они, скорее всего, появились из-за изменения ткани или химического реактива, или, возможно, под воздействием света". Так тело Ленина болеет?
Тело меньше болеет сейчас, оно более здоровое, чем было когда-то
– Академик Лопухин говорил про болезнь тела, но это метафора, естественно. Вначале, особенно в 1940-е годы, во время войны, были проблемы: какие-то грибки появлялись на коже в том или ином месте, на коже появлялись новые складки, связанные с тем, что идет высыхание или гидролиз жиров происходит, кожа может ссыхаться или растягиваться. Потом могут появляться пятна разные. Со всем этим надо бороться – это болезни, но болезни мертвого тела, естественно, это не болезни на самом деле, но их называют болезнями. Однако мощные болезни, связанные с грибками или с плесенью, которые были вначале, когда еще мало что знали, вроде бы в последние десятилетия отсутствуют. Ученые утверждают, что только микроизменения, которые надо постоянно отслеживать, это довольно легко делается, потому что они про все эти изменения знают заранее. Так что оно меньше болеет сейчас, оно более здоровое, чем было когда-то, хотя и более сильно отличающееся от того, что было когда-то.
– Приведу еще один пример – это выдержки из Сокращенного доклада профессора Б. И. Збарского о работе по сохранению тела Ленина, проделанной за 20 лет, на правительственной комиссии под председательством Народного комиссара здравоохранения Г. А. Митерева 29 ноября 1943 г.
...Здесь, в Тюмени, мною с сотрудниками проведена систематическая работа по устранению дефектов, накопившихся за долгое время:
1. Путем локальной обработки растворами уксусной кислоты и перекиси водорода мы постепенно удалили большинство пятен, имевшихся на разных частях тела.
2. Веки глаз были сомкнуты.
3. В места появившихся углублений и изменений объема на руках и других частях тела была инъецирована составленная нами смесь для замены гидролизовавшихся жировых веществ. Предварительно, для определения точных границ и объема инъекции, мы накладывали на это место массу (подкрашенный сплав воска с парафином) и производили фотографирование. Меняя границы и объемы этих накладок, мы сравнивали фотографии с прижизненными и по смертными снимками с лица Владимира Ильича. Только после этого осторожно производили инъекции; в результате сходство значительно улучшилось.
4. Тело было проведено через ряд ванн с бальзамическими жидкостями, в которых постепенно повышалась концентрация растворенных веществ (глицерин, уксусно-кислый калий) до полного пропитывания тканей. Предварительными экспериментами нам удалось найти наиболее удачную рецептуру этих веществ с точки зрения испарения. При этой концентрации почти не происходит испарения и уменьшения веса при обычной температуре. Тело в настоящее время пропитано этим составом, вследствие чего надо думать, что в дальнейшем подсыхание будет происходить крайне медленно.
5. В результате инъекций массы и пропитки бальзамирующей жидкостью вес тела восстановлен.
Вес тела В. И. Ленина:
5 ноября 1938 г. .....................53,00 кг
3 марта 1940 г......................50,20 кг
3 января 1942 г......................51,27 кг
19 апреля 1942 г. .....................52,30 кг
10 июля 1942 г. .....................52,45 кг
24 ноября 1943 г. .....................53,95 кг
6. Мумификация пяток устранена и форма пальцев стопы и пяток полностью восстановлена.
7. Испытаны десятки комбинаций светофильтров и найдены подходящие тона для освещения на макете нового саркофага.
8. Работа в течение более двух с половиной лет пребывания в Тюмени представляет собой в сущности полное перебальзамирование тела Ленина с устранением почти всех дефектов, имевшихся к моменту прибытия тела в г. Тюмень. /.../
Тело подготовлено к перевозке в Москву в любое время. Когда мы получим распоряжение нашего вождя, товарища Сталина, мы сможем доставить тело Ленина в Москву в лучшем состоянии, чем оно было до его эвакуации".
Сейчас какое-то прикладное значение этот институт, работающий над телом Ленина, и технологии, которые там разрабатываются, имеют?
Сейчас одна канадская фирма продает варианты домашнего теста для определения холестерина, можно купить его и дома самому все проделать. И это связано непосредственно с телом Ленина
– Пожалуй, главные прикладные вещи, которые можно перечислить, возникли относительно случайно. Это не было задачей этого института. Используются определенные методы в случае, когда надо быстро обрабатывать какие-то тела, которые находят археологи, например, в песчаной почве около озера Байкал или в вечной мерзлоте. Когда они оказываются на открытом воздухе, их надо быстро бальзамировать, в этом ленинская лаборатория участвует. Но, естественно, побочным образом, потому что то ноу-хау, которое у них есть, отличается от того, что нужно для тела из вечной мерзлоты. Более того, никто к этим мумиям потом не возвращается, их бальзамируют и все, а к Ленину постоянно возвращаются. В советское время были очень интересные наработки. Один из главных бальзамировщиков в последние советские десятилетия разработал методы, как можно делать анализы содержания жиров под кожей без разрезания кожи. То есть это методы не инвазивные, не внедряющиеся, поскольку тело Ленина очень важно было не резать, те участки кожи, которые сохранены, так и сохранять. Эти методы используются для анализа содержания холестерина в кожных покровах. Такой анализ дает очень точные показания количества холестерина в теле вообще. Этот метод в 2001 году получил американский патент, хотя был разработан еще в 1980-е годы. Сейчас в Америке, например, одна канадская фирма продает варианты этого теста: домашний тест для определения вашего холестерина, можно купить его и дома самому все проделать. И это связано непосредственно с телом Ленина.
– Я начала с того, что в ходе майских праздников Мавзолей был впервые прикрыт щитами так, что его практически не было видно вообще. Это как-то наводит на мысль, а как вообще русский менталитет воспринимает нетленность, в частности, нетленность Ленина?
Подумаешь, у вас такие памятники, а у нас такие
– Если пойти в Киево-Печерскую лавру или в другой монастырь в России, посмотреть на нетленность, понятую православием, нормально воспринимается – это такой исторический артефакт. Я думаю, то же самое в принципе и с Лениным. Когда-то туда шли люди, потому что это была важная реликвия и важный символ истории. Даже не надо было быть коммунистом, у которого мурашки по коже бегут при мысли, что это сам Ленин, можно было просто посмотреть, потому что это интересно. Сейчас его закрыли щитами. Нынешнее российское руководство, мне кажется, тем самым дистанцируется от этой реликвии, себя с ней не идентифицирует, но при этом не критикует, она как бы нейтрально невидима. Это, по-моему, главное отличие сегодняшнего отношения к Ленину – сделать так, чтобы он был невидимым. Не так, чтобы его критиковать, и не так, чтобы его слишком превозносить, а просто сделать его частью истории. И то, что Владимир Путин говорил когда-то: а как же мощи, если мощи есть, пускай и Ленин будет, – это тоже способ нейтрализации истории, ее нормализации, точнее, показать, что она у нас такая же нормальная, как и везде. Подумаешь, у вас такие памятники, а у нас такие, – рассказал в интервью Радио Свобода антрополог из университета Беркли в Калифорнии Алексей Юрчак.