Один из старейших музеев Казани – Мемориальный дом-музей В. И. Ленина, основанный в 1937 году, после продолжавшейся четыре года реконструкции открывается для посетителей. В деревянном двухэтажном флигеле второй половины XIX века семья Ульяновых жила всего девять месяцев, начиная с декабря 1887 года. Владимиру Ульянову тогда было 17 лет.
После реставрации увеличились экспозиционные и выставочные площади, появился читальный зал, также планируется обустроить музейный сад. Кроме того, теперь музей оборудован по последнему слову техники. В Казани рассчитывают, что культурный объект будет пользоваться популярностью у посетителей, особенно в программе так называемого "красного туризма".
Почему музей Ленина в Казани, где он в юности и года не провел, не только не закрыли, но и модернизировали? Можно ли в этом усмотреть государственную стратегию по возвращению идолов прошлого? Об этом в интервью Радио Свобода рассказал доктор исторических наук, главный научный сотрудник Российского института истории Владимир Лавров:
– Сегодня в Казани открывают музей Ленина. А могли бы и не открыть. А позавчера в Москве состоялся круглый стол "Сто лет великой российской революции: осмысление во имя консолидации". И было принято решение о праздновании именно Великой октябрьской революции как исторического события 1917 года. Эта идея исходит от правительства, создан оргкомитет. Что происходит в эти несколько дней? Думаю, что это связано с двумя моментами. Первый – в экономике падение производства, рецессия. Дальше, предположим, мы из этого выйдем, но выйдем куда? В застой, переименованный в стагнацию. Будем говорить об этом как о достижении, и это действительно будет достижение. Что потом в лучшем случае? Чуть-чуть развитие. При этом все больше и больше отставание от наших конкурентов и на Западе, и на Востоке. Мы знаем, чем заканчивается застой, по примеру брежневского застоя. Вот это первый момент.
Запущен антиисторический процесс. Правда не звучит, преступления Ленина и Сталина не осуждены, но зато: "Да здравствует великая революция 1917 года!"
Второй момент – Крым. В связи с "воссоединением" с Крымом произошло значительное увеличение рейтинга правителя. Я понимаю, что это такая тема, которая не может быть бесконечной и она уходит в прошлое. И остается экономика, которая, по признанию руководителей страны, не имеет будущего, и одновременно мы видим, что нет достаточных мер, серьезных, масштабных, для строительства другой экономики. Как выходить из ситуации? Как сохранять огромный рейтинг? Вот события последних дней, то что собрались праздновать революцию 1917 года как великую, и открытие музея Ленина, и наверняка еще что-то будет – все это свидетельствует о том, что власти пытаются опереться на советско-коммунистическую ностальгию, на ностальгию по сталинско-брежневским временам. Это очень тягостно, когда это идет сверху, через средства массовой информации. Это приводит к тому, что люди, народ нравственно дезориентируется, происходит деградация общества. Запущен такой вот антиисторический процесс. Вот то же самое и Ленин – о нем можно было бы забыть, сказать правду, но правда не звучит, преступления Ленина и Сталина не осуждены, но зато: "Да здравствует великая революция 1917 года!". Это путь в никуда!
– В советское время никому не нужно было объяснять, кто такой Владимир Ленин. С сегодняшней молодежью все по-другому. На каких посетителей могут рассчитывать казанский музей и вообще музеи Ленина в России?
– Могут и целенаправленно привести в музей. Мы сейчас сталкиваемся с очень опасным явлением, когда нет четких нравственных ориентиров у очень многих, в том числе у молодежи, имеет место то, что Мао Цзэдун называл чистым листом, то есть нет базовых знаний. На чистом листе, в принципе, можно написать все что угодно. Ведь одновременно идет сокращение преподавания истории и в вузах, и в школах, и пытаются создать единственный учебник по истории. Если в стране будет один учебник по истории, значит, в стране диктатура! Нужны люди, которые не знают, не разбираются, но зато голосуют, как положено, как им скажут. Нужно создать такой музей, чтобы было впечатление, что не так плохо все было в те времена: был такой выдающийся Владимир Ильич. Действительно, он был человеком незаурядным, переиграл всех, но при этом боюсь, что не будет упомянуто, какие страшные преступления он совершил. Ведь только в Гражданскую войну, к которой он призывал и которую развязал, погибло, по подсчетам историков, от 12 до 15 миллионов человек. Об этом будет сказано в казанском музее? Боюсь, что не будет! А про красный террор? Когда правительственная газета под названием "Красный террор" призывала расстреливать не потому, что человек виноват, а потому, что у него руки без мозолей. Так и написано. Вот это в экспозиции будет? Будут фотографии убиенных? Не будет.
– Казань – столица Республики Татарстан, в которой большая часть населения исповедует ислам. Как известно, Ленин боролся с религией и уничтожал религиозных деятелей. Как возрождение и открытие музеев Ленина коррелируется с сегодняшней государственной политикой, когда оскорбление религиозных чувств является тяжелым преступлением?
Будем одной ногой в советском прошлом, другой ногой в XXI веке
– Креститься перед кинокамерами, возвращать Ленина, реставрировать, открывать его музеи – это самое настоящее кощунство! Потому что в истории России не было более страшного богоборца, чем Владимир Ильич Ленин. И скажу вам вещь, может быть, даже мистическую, что пока идолы главных богоборцев в истории России – Ленина и Сталина – находятся в самом сакральном месте, в центре России, на Красной площади, думаю, что не будет ни подлинного нравственного, ни духовно-нравственного возрождения, ни связанного с ним экономического возрождения. Будем одной ногой в советском прошлом, другой ногой в XXI веке. Но похоже, что мы все больше увязаем левой ногой в ленинско-сталинском прошлом, и как бы это прошлое вообще не лишило нас возможности двигаться.