Репрессии по-уральски

В начале января Радио Свобода сообщило об уголовном деле, возбужденном в отношении жительницы Екатеринбурга Екатерины Вологжениновой за пост в социальной сети "ВКонтакте". Напомню: к матери-одиночке, вся "крамольная" деятельность которой заключалась в общении в социальных сетях и перепосте некоторых общедоступных материалов из украинских средств массовой информации, следователи явились под видом работников компании интернет-провайдера, пришедших устранить неполадки в связи. Непрошенные гости провели у женщины обыск, изъяв электронные носители, включая и личные вещи ее ребенка, а затем отвезли в местный Следственный комитет, где сообщили о возбуждении уголовного дела. В ответ на вопрос Вологжениновой – что противозаконного она совершила? – следователь откровенно ответил: "Вообще не нужно ничего писать и постить, все разговоры должны быть только на кухне".

Дело екатеринбурженки получило продолжение. 14 апреля Следственный комитет предъявил обвинение Вологжаниновой по ч. 1 ст. 282 УК РФ – "Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства". По словам Вологжениновой, следователь заявил ей, что она якобы придерживается "националистических взглядов" и что скопированные ею записи унижают "русскоязычное население ДНР и ЛНР".

"При этом на экспертизу отправили стих "Исповедь русскоязычного украинца", который заканчивается словами: "Но русские, русские – знай, не сдаются! И мы не сдадим Украину тебе!". Таким образом, как раз о русских как о нации здесь сказано в положительном ключе – что даже русские жители Востока Украины – не предатели, не поддерживают оккупацию, что они защищают свою страну, что человеческие качества не зависят от национальности. С каких это пор слова про то, что русские не сдаются, стали означать ненависть к русским?" – удивляется Екатерина.

Еще одним объектом экспертизы стала статья Владимира Шрейдлера антивоенной и антиимперской направленности, а также стилизованный под прошлое плакат "Останови гадину" со словами "Смерть московским оккупантам!".

"Эксперт ФСБ Мочалова, которая подготовила лингвистическое заключение по моему делу, утверждает, что я разжигаю ненависть по отношению к москвичам, при этом, по ее словам, москвичи – это особая нация. Однако в плакате говорится лишь об оккупантах. Получается, лингвист ФСБ считает, что все москвичи являются оккупантами? Так ведь это и есть настоящее оскорбление жителей столицы", – теряется в догадках Вологженинова.

Этим случаем преследования инакомыслящих на Урале не ограничиваются. Видимо, за неимением других занятий местное ФСБ проявляет пристальное внимание к переписке и постам в социальных сетях, особенно на тему войны в Украине. Так, екатеринбуржца Юрия Кузнецова вызвали в управление ФСБ по Свердловской области примерно в тех же числах, что и Екатерину Вологженинову. В ходе разговора, как пояснил сам Юрий, чекисты разделились по ролям на "доброго и злого полицейских" и не брезговали завуалированными угрозами вроде: "В стране кризис, а у вас работа хорошая". Они спрашивали, есть ли у Юрия дети, недвижимость, в кредит ли куплена машина. После "профилактической беседы" в ФСБ Юрия вызывали в Следственный комитет. Тогда, в конце января, дела так и не возбудили, однако в середине марта попытки привлечь блогера к ответственности повторились. В управлении ФСБ по Свердловской области опросили двух коллег Юрия по работе, а затем его жену. Помимо этого, УФСБ подготовило экспертизу по опубликованным им постам за авторством уже знакомой нам по делу Вологжениновой эксперта Мочаловой.

Как сообщил Юрий, "лингвисты" из госбезопасности разглядели экстремизм в перепощенной на странице цитате из песни, в которой дословно говорилось: "Будь добрее, убей в себе москаля – мерзкую имперскую сволочь". По их мнению, данное высказывание разжигает ненависть к группе лиц, поддерживающих российскую власть и лично президента Путина. От себя добавлю: убить что-либо в себе самом в принципе нельзя отнести ни к какой группе лиц – внутри человеческой души вообще нет ни лиц, ни их групп, речь по определению может идти лишь о каких-то качествах. Таким образом, получается, что "мерзкой имперской сволочью" сторонников Путина назвал никак не Юрий, а сама ФСБ! Кузнецов же лишь процитировал призыв быть добрее, что в глазах сотрудников российских спецслужб, видимо, является одним из самых страшных преступлений.

Эти истории воспринимались особенно дико на фоне того, как в тех же числах в Екатеринбурге с шумными торжествами провожали на вокзале отряд отправлявшихся в Донбасс "добровольцев". При этом один из провожавших, скандально известный екатеринбургский священник Владимир Зайцев прямо заявил перед телекамерами: "Бейте фашистскую мразь, если это потребуется – а я думаю, что это потребуется. Не бойтесь ничего. За сердцем каждого из вас Господь смотрит пристально!"

При этом шокирует вот что: такое данное высказывание вполне в положительном контексте показал региональный "4-й канал", и, исходя из его репортажа, слова Зайцева воспринимались чуть ли не как пример патриотической "батюшкиной проповеди" и предварялись словами: "Воинов напутствует протоиерей".

Юрию Кузнецову повезло – следователь из Следственного комитета не поддался давлению экспертов ФСБ и дважды отказал в возбуждении уголовного дела в отношении активиста по надуманным основаниям. Однако уголовное преследование в отношении Екатерины Вологжениновой продолжается.

При этом, как сообщают екатеринбургские гражданские активисты, знакомые из силовых структур уже намекнули некоторым из них, что "сверху" еще в январе было спущено указание не выносить оправдательных приговоров по "украинским" делам. Существуют подозрения и относительно того, что спущены не только инструкции, но и "разнарядка", в которой указано количество "врагов народа", которых необходимо выявить в каждом конкретном регионе. Косвенным доказательством этого служит недавняя реплика Владимира Путина о том, что в России "на 15% увеличилось число экстремистских преступлений" – а это значит, что силовикам волей-неволей придется "подгонять" ситуацию под объявленные цифры.

Разумеется, подтвердить эту информацию невозможно, однако настораживает, как оперативно спецслужбы Екатеринбурга реагируют на доносы со стороны тех, кто провозгласил себя "патриотами". В середине февраля на сайте крупного агентства "Регионы России" появилась информация о том, что "в ФСБ провели проверку деятельности депутата городской Думы Екатеринбурга Константина Киселева и приняли решение направить результаты в Главное следственное управление Следственного комитета РФ по Московской области. Инициатором этой проверки стал блогер, участник уральского движения "Патриоты" Сергей Колясников, который написал обращение в Управление ФСБ по Свердловской области". В середине марта Киселева вновь вызвали на опрос – на этот раз в отдел уголовного розыска УМВД России по Екатеринбургу. Поводом послужило обращение, поступившее по электронной почте от жительницы деревни Русская Велязьма (Мордовия) Ирины Кижапкиной.

Юридическое преследование и публичная травля неугодных в Екатеринбурге идут рука об руку

Понятно, что правоохранительные органы должны реагировать на любые обращения граждан, но в этом случае бросается в глаза особая избирательность. К примеру, активисты движения "Екатеринбург – за свободу" еще несколько месяцев назад писали заявление в прокуратуру по поводу публичных откровений на городском портале Е1 ветерана спецназа Владимира Ефимова, занимающегося отправкой добровольцев на Восток Украины. В ответ Здравомыслов получил множество угроз от Ефимова, но никакого дела в отношении вербовщика возбуждено не было. На заявления о проверке высказываний священника Зайцева никаких действий предпринято также не было. Однако публичная клевета в адрес самих активистов неизменно заканчивается либо уголовными делами, либо, как минимум, проверками и вызовами на допросы.

Активисты шутят: можно заранее узнать имя следующей "жертвы", лишь почитав блог уже упомянутого Сергея Колясникова и его соратника Ильи Белоуса. Не так давно Белоус записал целое видео, посвященное "разоблачению" Уральского федерального университета, названного "центром по подготовке цветных революций", и конкретно – математика, доцента УрФУ Сергея Зыкова.

В результате в начале мая руководителя Екатеринбургского общества "Мемориал" Анну Пастухову и Сергея Зыкова задержали на 48 часов после одиночного пикета в поддержку Надежды Савченко. Активистам вменили статью 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях ("Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания"), и обоих приговорили к штрафу в 10 тысяч рублей, указав на отсутствие уведомления о проведении пикета, хотя, как известно, для проведения одиночного пикета уведомлений не требуется.

Остается только гадать, знают ли "блогеры-патриоты" заранее, кого следует травить, создавая формальные основания для проведения проверок в отношении данных лиц, или местная ФСБ с подозрительной чуткостью готова отреагировать на любой клеветнический пасквиль, однако факт остается фактом: юридическое преследование и публичная травля неугодных властям в Екатеринбурге идут рука об руку.

Ксения Кириллова – журналист, бывший корреспондент "Новой газеты" (Екатеринбург), живет в США