Чрезвычайное происшествие! Неожиданное известие! Вы слышали свежую новость? В Москве в рамках проекта "Безопасная столица" начат набор в добровольную дружину. Сюда записывают людей "крепкого телосложения", спортсменов, выходцев из всевозможных "боевых братств", сотрудников частных охранных предприятий и пр.
Вы удивитесь: а что, собственно, в этой новости оригинального? Если даже позабыть о стародавнем советском опыте ДНД (за вечерние дежурства давали отгулы), а начинать отсчет с 1990-х, то все равно – добровольцы с нарукавными повязками официально ходят по Москве больше двух десятилетий.
Забыл сообщить об одной технической детали. Новая дружина – не вполне народная, она – партийная. Идея принадлежит "Единой России", поэтому в кармане у каждого добровольца будет лежать партбилет с триколором и крадущимся медведем, а на повязках, надо полагать, будет запечатлен логотип "ЕР". Как сообщают, уже с июня партийцы "начнут обходить дворы жилых домов и делать замечания горожанам, употребляющим алкоголь на детских площадках и паркующимся на газонах". Дескать, не шалите тут, граждане алкоголики, хулиганы и тунеядцы, а то мы быстро примем меры.
Представляете себе картинку, да? В обычный московский дворик заваливает ватага совершенно посторонних качков с нарукавными повязками и, потрясая партбилетами "Единой России", принимается спасать местных жителей от них самих. А если двор огорожен, что тогда? Ломать ограду? Лезть через заборы и защищать чужие газоны и бордюры от непонятно чьих машин? И все это будет проходить под девизом борьбы с беспорядком?
Едва возникнув, "Единая Россия" стала мучительно походить на компартию времен позднего Брежнева и Черненко
Мудрый Виктор Черномырдин однажды заметил примерно следующее: "Какую бы общественную организацию мы ни создавали, всегда получается КПСС". В случае с "Единой Россией" в точности так и произошло – причем это не удивляет никого, включая главных ее функционеров. Интересно другое: правящую партию превратили не просто в КПСС, а в КПСС на предфинальном этапе. Есть такая редкая генетическая болезнь – прогерия, когда юноша может необратимо состариться за считаные месяцы. Едва возникнув, "Единая Россия" стала мучительно походить на компартию времен позднего Брежнева и Черненко, когда "ум, честь и совесть нашей эпохи" обрыдла гражданам до такой степени, что надоели даже анекдоты о ней самой и ее полудохлых вождях.
Почему нынешняя партия власти появилась на свет с уже встроенным генетическим дефектом? Возможно, решающую роль сыграл цинизм Бориса Березовского, который нуждался вовсе не в долговременном проекте, а в одноразовом инструменте (тогда еще под названием "Единство"), чтобы не подпустить к Кремлю своих личных недругов Лужкова с Примаковым. Или, скажем, на судьбу партии повлияло полное отсутствие у нее даже отдаленного намека на идеологию. (Недаром "Единство" без проблем слилось с лужковским "Отечеством", незадолго перед тем – своим соперником на выборах в Думу). А может, дело в липучей навязчивости, с какой трехцветного медведя прислоняют к любому позитиву, от спортивных рекордов до балетных триумфов. "Прошла зима, настало лето, спасибо партии за это!" Про какую из партий сказано? Да про обе!
История с ДПД (добровольными партдружинами) – лишь частный случай прогрессирующего чиновничьего маразма и неумения просчитывать последствия своих поступков хотя бы на пару ходов вперед. Желали как лучше – получили те же грабли. Ладно, допустим, идея стала реальностью, инициативу поддержали в регионах, набрали качков, раздали повязки, а что потом? Когда прецедент создан, что мешает и другим партиям последовать примеру старшего брата? Формально – ничего.
Конечно, в Госдуме фракции давно голосуют солидарно, подчиняясь одному кукловоду, но на улицах стихия часто выходит из-под контроля – за всеми не уследишь. Если каждая партия вознамерится создать свои дружины, то в скором времени повсюду начнется такая уличная махновщина, что рядовые граждане будут в ужасе прятаться по подвалам, а словосочетание "безопасный город" покажется издевкой.
Раньше у России было две главные беды. С появлением "Единой России" этих бед стало уже три.
Роман Арбитман – саратовский писатель
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции