Вера и власть

Россия – огромное разнородное государство, у власти в котором стоят бывшие коммунисты. Они – прагматичные, рациональные, безжалостные и, выросшие на марксизме-ленинизме, презирающие религию. Пусть никого не вводит в заблуждение прямая трансляция церковных молебнов, транспортировка святого огня из Израиля или законотворческие инициативы Виталия Милонова о запрете абортов и наделении правами эмбрионов. Бывшие коммунисты сегодня стоят плечом к плечу со священниками и рассуждают об угрозах духовности народу России. Это все – лишь белый шум, создающий завесу для контроля над населением, через участие граждан в религиозном государственном профсоюзе РПЦ МП.

Мой регион Югра – край многонациональный. Его экономическое процветание обеспечили в годы освоения Самотлора представители многих народов. Тысячи людей из всех краев Союза – как например, мои родители – в 1970-е годы ехали на Север зарабатывать. Мои земляки обязаны своим процветанием и герою-нефтянику Фарману Салманову, выходцу из семьи тесно связанных с шиитским духовенством азербайджанских аристократов, которых, милостиво не перестреляв, отправила в сибирскую ссылку советская власть.

Упорством и трудом и Салманова тоже (а часто и матом в адрес партийных бонз, норовивших обвинить упрямого горца в растратах на геологоразведку, инфраструктуру и вечеринки со звездами эстрады) места каторжных ссылок и малярийных болот превратились в сегодняшние города Мегион, Сургут, Нижневартовск. Чудо на сибирских болотах вместе с Салмановым создавали Муравленко, Кузьмин, Губкин. Это были люди разных национальностей, вероисповеданий и взглядов. Их вклад в благополучие и финансовую безопасность страны – будущее за счет притока нефтедолларов.

Что же мы видим сегодня? Власти Ханты-Мансийского округа, кажется, не слишком довольны мирным сосуществованием людей с разными корнями. Боюсь, что власти, в лице бывших партийных функционеров КПСС, поставили своей целью создание религиозно-государственной корпорации и искоренение любой "религиозной ереси", а попросту говоря – организаций, финансирование которых идет в обход бюджета. Временный губернатор автономного округа Наталья Комарова на заседании Координационного совета по делам национально-культурных автономий и взаимодействию с религиозными объединениями заявила следующее: "Среди них (имелась в виду деятельность так называемых новых религиозных движений) встречаются те, которые основаны не на вере, а на корысти и иных криминальных мотивах их покровителей. В нашей стране государство отделено от церкви, свобода вероисповедания гарантируется Конституцией. Тем не менее, как у любой настоящей, а не виртуальной свободы, у нее есть свои границы. Поэтому, когда за фасадом веры прячется секта или мошенническая организация – это сигнал к действию правоохранительных структур и всех здоровых сил общества... Лучшей прививкой против манипуляций и психологического насилия является информирование, просветительская, миссионерская работа традиционных религиозных объединений".

Комарова решила защитить сограждан от ужасных верований мормонов, свидетелей Иеговы, различных протестантских и исламских учений. Так сказать, вышибая клин клином. Как можно понять, под "традиционным религиозным объединением" понимается православие, РПЦ МП. Комаровой вторит иерей храма Рождества Христова из города Нижневартовска Владимир Захаров. По его словам, в России действует более 80 "новых религиозных движений", в которые вовлечены от 600 до 800 тысяч человек: "Ввиду реальной опасности для общества разрушительных последствий деятельности новых религиозных движений, имеющих тоталитарные и деструктивные элементы в своих учениях и практике, есть необходимость ограничения их распространения и деятельности". Захаров предложил создать на базе Ханты-Мансийской и Сургутской епархии Русской православной церкви государственный региональный информационно-консультативный центр. То есть, видя конкуренцию в популярности других религий и опасаясь оттока верующих, священник открыто требует, чтобы государство начало вливать деньги в РПЦ. Разве это соответствует статье Конституции РФ об отделении церкви от государства?

Идею госвливаний продолжает благочинный глава общины христиан РПЦ Сургута и Сургутского района Антоний Исаков. Он считает необходимым не только строительство новых храмов, но и закрепление приходов за образовательными учреждениями в муниципальных образованиях. По его словам, в Сургуте уже есть такая практика – это проведение мероприятий, встреч и бесед со школьниками города, в ходе которых священнослужители "знакомят подростков с культурой и традициями русского народа, учат миру и согласию представителей разных национальностей". Проще говоря – нужна более активная вербовка и агитация в среде подростков. Я напомню, что во всех школах автономного округа преподается курс "Основы религиозной культуры и светской этики".

Я против навязывания религии на государственном уровне и против государственного финансирования какой либо из религий

"Нормативная база есть, миссионерская деятельность Ханты-Мансийской епархии активизируется, позитивные сдвиги нашей работы в ближайшее время будут ощутимы. В системе образования Югры создана благоприятная ситуация – если у тебя есть серьезная программа для встречи с детьми, то к священникам относятся как к помощникам в деле духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения", – уточняет Исаков. Он считает необходимым уделить "отдельное внимание" представителям коренных малочисленных народов Севера, которые, дескать, также нуждаются в присутствии священнослужителей. То есть нужно вербовать не только подростков, но еще и хантов и манси, чьи культы шаманизма и анимизма как раз традиционны для округа.

Я восхищен желанием государственного чиновника Комаровой в обход Конституции спонсировать одни религии в обход и выслушивать предложения насчет создания центров борьбы РПЦ с инаковерием и инакомыслием за счет налогоплательщиков. Не хочу сказать, что вера или религия – это плохо. Будучи либертарианцем, я уважаю за каждым человеком право верить во все, что угодно, или не верить ни во что, исповедовать любые не выходящие за рамки закона нравственные ценности, восхвалять свою и критиковать чужую религию. Но я против навязывания религии на государственном уровне и против государственного финансирования какой-либо из религий.

Да, большинство граждан России считают себя православными, но их – не подавляющее число. В нашем округе есть значительное число мусульман-суннитов и мусульман-шиитов, есть католики и греко-католики, есть буддисты, евреи, агностики и атеисты. Я твердо убежден, что такие абстрактные понятия, как религия, вера, нравственность и духовность, – субстанции сугубо индивидуальные, которые государственному регулированию не подлежат. В России государство в Конституции заявлено светским, таковым оно должно быть на практике. Вопросами же мошенничества в тех или иных религиозных группах должны заниматься правоохранительные органы.

Надж Гасанов – гражданский активист, живет в Нижневартовске