Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.
Андрей Шарый: Человек дня Радио Свобода 9 ноября - живущий в Берлине венгерский прозаик Имре Кертес, лауреат Нобелевской премии по литературе за 2002 год. Ему вручена премия немецкого евангелического общества «За заслуги в деле немецкого и европейского взаимопонимания». Такую премию присуждают накануне исторического для Германии дня 9 ноября - дня пивного путча Гитлера, «хрустальной ночи» и падения Берлинской стены.
«Произведения Кертеса, - говорится в официальном сообщении о премии, - важный вклад в дискуссию по поводу европейской истории в ХХ веке».
Имре Кертес родился в 1929 году в Будапеште в семье венгерских евреев. Он прошел нацистские концлагеря, в частности, Освенцим. С 1949 года работал журналистом, занимался литературными переводами с немецкого. Первый роман опубликовал в 1975. Среди его книг - "Каддиш по неродившемуся ребенку", "Фиаско", "Английский флаг", "Следопыт", "Язык в изгнании", "Жизнь без судьбы". В 1995 награжден Бранденбургской литературной премией. В 1997 удостоен награды международной Лейпцигской книжной ярмарки.
Юрий Векслер: Один из немногих оставшихся после войны в живых венгерских евреев, Имре Кертес стал писателем и лауреатом Нобелевской премии. Многие годы был абсолютно неизвестен не только в мире, но и в Венгрии и зарабатывал себе на жизнь литературными переводами с немецкого, с языка тех, кто был намерен лишить его жизни... Это не мешало ему переводить Фридриха Ницше, Зигмунда Фрейда, Гуго фон Гофмансталя, Элиаса Канетти... Более того, возможность читать и писать по-немецки Кертес, по его словам, ощущал в сталинистской Венгрии как свободу.
Переживший Освенцим и Бухенвальд и живущий ныне в Берлине, венгерский писатель много думает о порожденных феноменом Освенцима вопросах: "Я не знаю, но у меня всегда была проблема со словом «гуманизм». Если я гуманист, как многие обо мне говорят, то мой гуманизм возник, если вообще возник, после того как я свел счеты с тем старым гуманизмом. Гуманизм вел в никуда. Перед войной и во время войны. Если сегодня говорится о гуманизме, то говорящий обязан ясно сформулировать, имеет ли он в виду гуманизм до Освенцима или после него. Есть разница".
Писатель сказал в одном из интервью: "Меня часто обвиняют в пессимизме, я не пессимист, абсолютно нет. Независимо от того, является ли человек оптимистом или пессимистом, он должен умереть. И то, как человек думает об этом, может одного сделать мужественным. Человек становится серьезным, и его называют пессимистом. Другой избегает размышлений на эту тему из страха, становится трусом, и его называют оптимистом..."
Имре Кертесу выпало испытать на себе обе диктатуры - гитлеровскую и сталинскую: " То, что я пережил ребенком в Освенциме, в Бухенвальде, в немецких концлагерях, было, если можно так сказать, подтверждено сталинской диктатурой. Она позволила мне осознать то, что я пережил в Освенциме. Сталинская диктатура освежила во мне все ощущения, которые остались в моей памяти после Освенцима".