Детская музыкальная школа имени Сергея Танеева находится в престижном месте, неподалеку от Арбата, в благополучном Чистом переулке. Тихо, много зелени. Сплошные посольские особняки. Что ни дом, то памятник архитектуры. На помещения музыкальной школы не раз претендовали сторонние люди. Правда, в прошлом году, когда после завершения реставрации прошла торжественная церемония с участием Сергея Собянина, было ощущение, что школу, наконец, оставят в покое. Но нет. В эти дни сюда зачастили разные комиссии – то департамента строительства Москвы, то департамента культуры.
Учебное заведение находится в двух флигелях одной усадьбы. Внутренний вход в тот, который побольше и где находятся не только комнаты для занятий, но и концертный зал с органом, перекрыт неубедительной узкой ленточкой. Не стоило бы труда отогнуть ее, а то и подлезть под нее, но здешние педагоги люди законопослушные. У всех грустные лица. Говорят, что с детьми теперь приходится заниматься и в выходные дни, и в праздники, ведь места стало остро не хватать.
В школу Танеева приходили молодой Рахманинов, Скрябин, Метнер, Гольденвейзер, Павлиашвили и маленький Прокофьев
Член родительского комитета и научный куратор Школы имени Танеева культуролог Екатерина Федорова утверждает, что это специализированное учебное заведение – одно из самых успешных в Москве:
– Это старейшая музыкальная школа, она дает настоящие профессиональные кадры для будущего продвижения наших музыкантов в мировое пространство. Это гордость России! С другой стороны, эта школа лишена снобизма. Она принимает всех детей района Арбата, в том числе, у которых родители довольно бедные люди, давая возможность бесплатно получить хорошее музыкальное образование.
Эта школа терпела много бедствий. И потому что ее здание было разрушено, и потому что много раз на него покушались разного толка бизнесмены. Оно долго было в ветхом состоянии. Между прочим, это ветхое состояние особняка Танеева в свое время описал в своих мемуарах Андрей Белый. Конечно, через полвека после мемуаров оно стало еще более ветхим. В то же время это драгоценная жемчужина истории русской культуры, ведь особняк в Чистом переулке окружен памятью великих людей, которые туда приходили, которые дружили с Танеевым. Среди них – Чайковский, братья Рубинштейны, художник Маковский, ученый Столетов и так далее. И главное, Танеев в одном крыле жил, а в другом крыле он совершенно бесплатно занимался с гениями русской культуры. Туда приходили молодой Рахманинов, Скрябин, Метнер, Гольденвейзер, Павлиашвили и маленький Прокофьев.
Здание с помощью московского правительства реставрировали очень долго и очень бережно. И вот теперь случилась напасть – 1 апреля приходят представители Роспотребнадзора, ведут себя немыслимо агрессивно, велят всем молчать, потому что здание все равно будет закрыто, школа все равно будет закрыта. Находят некий запах аммиака. Приехавшие затем комиссии, в том числе комиссия МЧС России, не нашли никаких запахов. Тем не менее, в тот же день представители Роспотребнадзора закрыли школу. И потом подали в суд, с тем чтобы школа была закрыта.
– Что они сообщали в исковом заявлении?
– Они, во-первых, подделали протокол. У них было предписание на дом номер 7 по Чистому переулку, а они проверяли дом номер 9. У них было предписание на проверку радиоактивного фона, а они почему-то проверяли запах аммиака. Подписи под протоколами, которые сотрудники школы не поставили, подделаны. Это уже установленный факт. Причем судья обратила внимание на то, что они передергивают, собственно, причину и следствие. Роспотребнадзор может остановить процесс в школе в связи с какими-то своими претензиями, но он не имеет права требовать закрытия школы. Это абсолютно другой уровень компетенции.
Суд признал правоту школы, он признал выводы двух комиссий, которые не ощутили запаха аммиака, суд отклонил требования Роспотребнадзора. Однако и после этого школа не была открыта. Тогда министр строительства Марат Хуснуллин инициировал еще одну проверку Роспотребнадзора, специально, чтобы уже точно удостовериться, что этого запаха нет. И на этот раз Роспотребнадзор не нашел этого запаха. После этого были подготовлены все документы для ввода школы в эксплуатацию. И они 5 мая, месяц назад, были отосланы в департамент культуры, господину Кибовскому Александру Владимировичу. Но он не отвечает ни на письма родителей, ни на звонки, не реагирует ни на какие претензии, в контакт не вступает. Более того, на официальном уровне Кибовский заявляет, что давно направил в школу приказ о возобновлении деятельности. Однако его никто не получал!
В этих условиях школа провела Танеевский конкурс, в чуждых стенах. В этих условиях дети продолжают заниматься. В этих условиях сегодня встречают музыкантов из Германии, представителей очень важной международной программы "Посланники мира". Как им объяснить, почему закрыт чудный зал с замечательной акустикой в школе Танеева? Хотя они, зная, что это одна из лучших школ столицы, едут специально посмотреть на нее.
– Где проходят все эти мероприятия, которые вы перечислили: учеба, встречи зарубежных гостей, выступления учеников?
– Не только в маленькой части школы, где ученики теперь на голове друг у друга сидят и где занятия теперь с утра и до ночи. Еще – в соседствующих с нами школах, которые проявили дружеское участие и всех пригласили заниматься в возможные удобные часы. Это и Школа Бетховена, и Школа Мурадели. Третье – это самоотверженные педагоги в своих тесных квартирках тоже занимаются с учениками. В общем, где возможно, там ищем. Процесс педагогический не прерван. Потому что не секрет, что продвинутые, способные ученики занимаются и летом.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Первый зам мэра в правительстве Москвы Леонид Михайлович Печатников официально написал и родителям, и депутату Госдумы Иосифу Кобзону, который интересовался этим вопросом, что школа непременно будет открыта 27 мая 2015 года. Уже июнь – она закрыта. Я не понимаю, как таким образом осуществляется та самая пресловутая вертикаль власти, субординация. Как возможно, чтобы подведомственный департамент не выполнял указания вышестоящего?
– Вы представляете в этом сюжете родителей учеников. А как ведет себя администрация этого учебного заведения?
– Если бы не директор, этой школы бы не было. Когда она пришла в эту школу, а ей предлагали 15 лет назад возглавить любую, самую продвинутую школу Москвы, эта школа еще не носила имени Танеева. Она была под номером 107 и, как говорили, находилась на 107-м месте. Она почти разваливалась, там даже не было дверей. Но, понимая, что это родовое имение Танеевых, что Танеев с детства находился в этом доме, Гугули Георгиевна Ревазишвили решила восстановить этот замечательный памятник. Огромное количество известных педагогов она привлекла в это здание. Важно и то, что молодые преподаватели, уже за это время успевшие пройти весь цикл, все ступени музыкального образования, вернулись в эту школу. Она, с одной стороны, соединяет очень высокие музыкальные и профессиональные качества, а с другой стороны – она настоящий администратор. Поэтому заготовленные против нее лично санкции разрушат и школу мгновенно.
Вы знаете, конечно, слухи проверить я не могу, но, тем не менее, идут упорные слухи, что было заготовлено решение и о расформировании школы, и об увольнении директора. Москва – город маленький, и все становится известно, несмотря ни на какие секреты. По крайней мере, например, мы точно знаем, что Кибовский запретил общаться напрямую директору с журналистами.
Я хочу напомнить, что это здание давно себе требовала Патриархия. Было два таких случая, и это широко освещалось прессой. Впервые еще до реставрации, а потом во время реставрации РПЦ претендовала на особняк Танеева. В письме было почему-то написано "За все страдания, которые понесла церковь на протяжении 20-го века". Почему Танеев должен ответить за страдания церкви? Он сам был человек глубоко религиозный. Внутренне религиозный, не показно. Он писал интереснейшую церковную музыку. Здание это было всегда светским и никогда – церковным.
Кстати, оно, с другой стороны, литературное. Во дворе стоял флигель, которого сейчас нет, и именно там Булгаков в 20-е годы написал инсценировку для МХАТа "Белой гвардии", "Роковые яйца" и другие известнейшие свои произведения. Так что это место светской классической культуры.
Надо сказать, что не только Патриархия претендовала на это здание. Однажды во время начала реставрации нам стало известно, что здание продано на закрытом аукционе за 6 тысяч евро, по тем временам это цена квартиры в Бирюлево. Кому продано – совершенно мы не знаем. Мы только очень счастливы, что один из чиновников, который присутствовал на торгах, почувствовал угрызения совести и прислал нам этот протокол, и нам удалось тогда удар отбить. Вскоре нам прислали письмо: извините, ошиблись адресом, ошиблись номером дома. Потом перед самой реставрацией опять была закрыта школа, опять был рейдерский захват и чей-то заказ. И опять удалось это все отбить.
Кто сейчас претендует на особняк Танеева и вообще претендует ли, мы не знаем, но то, как разворачиваются события, заставляет предполагать именно это. Остается надеяться, что никто не захочет прослыть потом в истории, а когда-то это все откроется, и откроется очень скоро, теми людьми, которые наступили на лучшие музыкальные таланты в России, – говорит Екатерина Федорова.