Леся и Ксения

Девушка с длинными светлыми волосами, немного носатенькая, пользуется красной помадой, иногда демонстративно выходит на публику без косметики и часто носит большие очки. Не идеальная красотка, однако вызывает интерес острым языком и провокативным, довольно агрессивным рисунком поведения. Любит светские и околополитические тусовки, дружит с влиятельными старшими мужчинами, причем не всегда понятно, кто именно из них ее любовник, а кто – бескорыстный покровитель. Способна открыто оскорблять не только врагов, но и буквально все, что движется. Работает в сфере медиа. Кто это?

Как без блондинки Мадонны не было бы блондинки Леди Гага, так без Ксении Собчак не состоялся бы феномен Леси Рябцевой (которую в эти дни не обсуждают разве что из утюга). Это история шахматных фигурок с продолжением. Без Пэрис Хилтон, вероятнее всего, не было бы цельного образа Ксении Собчак. А без Мерилин Монро не было бы образа подруги мужчин при власти и славе. Скандальные блондинки-выскочки рулят на поле массмедиа уже которое десятилетие, и кажется, что новое время требует новой инкарнации одной и той же героини. Как остроумно подметила на своей странице в Facebook психолог Ольга Маховская, блондинка в очках – это Ким Бейсингер в “Бэтмене” в роли репортера Вики Вейл, обозревателя горячих тем города Готэм.

Это замечание развивает знакомый образ. Таких блондинок предостаточно в желтой и развлекательной журналистике, взять хотя бы британскую ведущую реалити-шоу Кэти Хопкинс. Впрочем, среди нетолерантных дам, пышущих ненавистью к геям и иностранцам на страницах таблоида Daily Mail, достаточно шатенок и брюнеток разного возраста. В качественной прессе такие схемы невозможны. Из молодых блондинок в политике, склонных к гламуру и эпатажу, на восточноевропейской почве можно упомянуть, к примеру, польку Магдалену Огурек и румынку Елену Удря. Ну и наконец, ближайший украинский аналог – любимая журналистка Виктора Януковича, юная блондинка Алена Березовская, которая перебралась в Россию и недавно приступила к руководству пропагандистским порталом ukraina.ru.

Как заметил один из моих недавних собеседников, когда мы обсуждали эту пару блондинок, “Собчак при всей эпатажности обладала приверженностью здравому смыслу. Успех же тролля состоит в привлечении серости, которой всегда 80 процентов, спроси хоть у Льва Гудкова”

Отличие Рябцевой в том, что она работает в медиа, которое все еще принято считать уважаемым, и это вызывает когнитивный диссонанс у заинтересованной публики. Отличие молоденькой Ксении Собчак от Леси Рябцевой состоит, во-первых, в происхождении и стартовых возможностях. Дочери известных политиков понадобилось несколько лет светского дуракаваляния, демонстративных гламурных ссор и участия в реалити-шоу “Дом-2”, чтобы уверенно называться известным журналистом, ведущей телеканала “Дождь”. Собчак сейчас 33, ее называют поп-символом ушедших нулевых. У нее образование политолога из МГИМО. Мало кто ожидал увидеть ее среди активистов белоленточного движения.

Лесе Рябцевой, девушке из провинции (как она сама себя характеризует), дочери мелких бизнесменов, недоучившейся студентке РГГУ, пришлось начинать с менее расслабленной позиции – и, вероятно, проявить больше гибкости, прежде чем получить возможность скандалить на сайте и в эфире “Эха Москвы”. Второе отличие Леси от Ксении – младшая блондинка идет по головам почтенных мужей и дам из либерального лагеря. Список ее жертв впечатляет. Ее инициатива по созданию кодекса сетевого поведения журналистов нажила ей такое количество недоброжелателей, что менее психически устойчивый организм рассыпался бы в труху. Как заметил один из моих недавних собеседников, когда мы обсуждали эту пару блондинок, “Собчак при всей эпатажности обладала приверженностью здравому смыслу. Успех же тролля состоит в привлечении серости, которой всегда 80 процентов, спроси хоть у Льва Гудкова”.

Именно это иррациональное отличие позволяет выстраивать конспирологические теории о происхождении Леси Рябцевой и ее внедрении в дружный коллектив почтенной радиостанции. А что она тролль, владеющий лексикой и логикой завсегдатая "ВКонтакте", видно не только по ее блогу (из которого трудно понять, что и кого она вообще имеет в виду в своем детском негативизме), но теперь и из расцитированного интервью Ксении Соколовой на “Снобе”. В контексте наших сравнений любопытно, что Ксения Собчак, директор спецпроектов “Сноба”, была многолетней коллегой Соколовой по циклу интервью в журнале GQ “Философия в будуаре”.

Какую биографию делают нашей блондинке старшие товарищи! В том числе те, что на нее публично обижаются. И да, напрасно ее критикуют за юный возраст и цвет волос, за порчу имиджа начальника. Достаточно ее письменной и устной речи.

Елена Фанайлова – журналист Радио Свобода, автор и ведущий программы "Свобода в клубах"

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции