Гибридный мир

Так называемая гибридная война всего лишь выявила гибридность мира, в котором живет человечество. "Гибридная война" гибридна с точки зрения военной теории, подразумевающей четкое разделение на "овец" – собственно военных, и "козлов" – так называемое "мирное население". Конечно, у штатских свой взгляд на то, кто козел, но само деление сомнению не подвергается.

Разнятся и оценки количества. В строгом соответствии с законами перспективы, каждый себе представляется величиной большей. Именно поэтому русские комбатанты, извините за выражение, с такой силой отрицают свое отсутствие в Украине. Военное мышление и так жутко материалистично, а у ленинистов оно превратилось в абсолютизацию числа. Вот если "наших" погибло 20 миллионов – значит, наш основной "вклад в победу", значит, нас помнит "мир спасенный". Ну ведь вклад в 20 миллионов рублей больше вклада в 2 миллионов долларов? Значит, и 20 миллионов погибших "советских" больше жалких 418 тысяч погибших "пиндосов". Если в Украине российские военные не маршируют как на Красной площади, если нет начальства с адьютантами, а главное, если нету миллионных потерь, значит, нету там нашей армии!!! Там козлы с козлами борются!

В России нет русского народа. Есть работники тыла

Эта жуть говорит правду, но не совсем ту, которую хочет сказать. Это не о том, что в Украине нет русской армии (есть), а о том, что в России нет русского народа. Есть работники тыла. Это и объясняет, почему не зреет никакого недовольства: в тылу только воровство и крысятничество зреют.

Есть в "гибридной войне" и более жуткая правда, не о России, а об Украине, да и обо всем человечестве. В Украине русская армия воюет не с украинцами. Она избирательно нацелена на истребление тех людей, в которых есть личное начало, а тех людей, у которых только персональное дело, стараются поберечь. Это война безличности против личностей. То же относится и к целям России в Грузии, в Молдавии, в Америке, – поощрить безликость и зачистить персонализм. Именно это делала ленинистская армия с 1917 года, с того момента, как она появилась. Эта армия не завоевывала – она освобождала серость всюду, где ее находила. А серость всюду случается, и в современной Украине есть, и в Германии (нет, это вовсе не канцлер), и в США (нет, это отнюдь не президент). Серость бывает правая и левая, радикальная и умеренная, и она всюду боится Путина и одновременно надеется на победу Путина. Это может быть русский Путин, это может Путин "местный" – американский или французский, но это обязательно некто со стершимся от страха и злобы лицом.

"Гибридная война" – лишь негативное изображение столь привычной нам реальности. Она привела человечество в некоторое недоумение, как это сделала Туринская плащаница – точнее, открытие ее негативного характера, когда обратная проекция получила изображение привычное (нет, Туринскую плащаницу изготовлена в XIV веке, вера в Воскресение стоит не на куске полотна, а на бесплотной благодати, которую не купишь и не подаришь, уж извините).

"Мир культуры", "окружающий нас мир" – все это лишь паразитическое сожительство личного и безликого. Не "мирное сосуществование", а очень даже "военное сосуществование" – войны-то ведь идут, граждане судьи! Их меньше, но тем яснее видны их безумие и ложь. Во всякой стране, на Западе и на Востоке, среди богатых и среди бедных, образованных и необразованных, – всюду соседствуют, как в Донецке, те, кто панически боится лица необщего выраженья и готов убить сколько нужно, чтобы это лицо перелицевать в подошву сапога, с теми, кому жизнь без необщего выраженья – не жизнь, кто лучше умрет, чем сделает морду бомбой.

Ничего нового тут нет. Каин убил Авеля за то, что у Авеля имя начиналось не с "к" и заканчивалось не на "н". За то, что был "не как все" – то есть, не был Каином. "И даже сего дня", как говорится в "Повести временных лет", человечество есть гибрид бесчеловечности, которая "как все", с человечностью, которая уникальна в каждом из восьми миллиардов. Гибрид своеобразия и безобразия (с ударением в последнем слове как на третий, так и на второй слог).

Что ж, гибридный мир все-таки лучше тотальной войны. А ведь гибридные войны ведутся именно от имени тотальной войны, просто силенок не хватает. Третья мировая, о которой так мечтают все силы недоброй воли, никак не начинается, слава Богу и гуманизму, так они ее пытаются в рассрочку устроить. "Десять процентов ежемесячно без переплаты". Что ж, значит, наша борьба не против плоти и крови, как сказал апостол Павел, а против безликости, безличности, против "быть как все" – за то, чтобы был и Лик, и личность, и чтобы все были бесконечно разными и живыми.

Яков Кротов – историк и священник, автор и ведущий программы Радио Свобода "С христианской точки зрения"

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции