Миллиардер Дмитрий Фирташ, которого в Верховной Раде Украины подозревают в тесных связях с Кремлем, в ответ на попытки отобрать часть его бизнеса публично объявил войну правительству Арсения Яценюка.
Фирташ – владелец “Интера”, одного из самых рейтинговых национальных телеканалов, а также десятков крупных предприятий, в основном в химической и газовой сфере. При этом, отмечают эксперты, это конфликт не касается президента Петра Порошенко, с которым, как полагают, Фирташа могут связывать договорные обязательства.
Дмитрия Фирташа и еще одного опального украинского олигарха Игоря Коломойского многие называют первыми жертвами кампании по деолигархизации Украины. После "оранжевой революции", как известно, тогдашний премьер-министр Юлия Тимошенко добилась реприватизации “Криворожстали”. До этого, во времена президентства Леонида Кучмы, металлургический комбинат за минимальную цену приобрели зять президента Виктор Пинчук и донецкий миллиардер Ринат Ахметов. После повторной приватизации “Криворожсталь” досталась компании Mittal Stil за 4,8 млрд долларов (это в шесть раз больше суммы, которую за “Криворожсталь” заплатили Пинчук и Ахметов).
Начало очередного перераспределения собственности в стране
Украинские политики, пришедшие к власти после победы второго Майдана, пока не упоминают слова “реприватизация”, но многие эксперты последние события трактуют не иначе, как начало очередного перераспределения собственности в стране. Вслед за спонсором Майдана и добровольческих батальонов Игорем Коломойским, со скандалом покинувшим пост днепропетровского губернатора, проблемы с бизнесом на Украине начались и у одного из ключевых союзников режима Виктора Януковича – миллиардера Дмитрия Фирташа.
Недавно МВД Украины подало в суд 110 ходатайств об аресте его недвижимости, и 46 из них суд уже удовлетворил. Против компаний группы Ostchem Фирташа возбуждено несколько уголовных дел. Его “Надра-банк” ликвидирован, принадлежащие олигарху около 500 млн кубометров газа – арестованы, и премьер Арсений Яценюк сейчас грозит Фирташу национализацией двух его химических заводов в Ровно и Черкассах, если не будет погашена задолженность за потребленный газ в размере почти 300 млн долларов. В то же время пресса не исключает, что под прицелом властей в ближайшее время могут оказаться и другие активы бизнесмена, в частности газораспределительные компании.
6 июня Дмитрий Фирташ в эфире “Интера” объявил войну правительству Яценюка и пообещал добиваться отставки Кабинета министров:
Олигархи – это десятки тысяч людей по стране
“Правительство сегодня все свои потери хочет списать на две вещи: сначала они списывали на войну, и это было очень удобно, и они это делали. Когда они увидели, что в войне победы нет, и они поняли, что все равно надо что-то делать, они начали так называемую борьбу с олигархами. Олигархи – это не просто два, три, четыре, пять человек, это десятки тысяч людей по стране. И это те люди, которые создают рабочие места и наполняют государственный бюджет”, – сказал Фирташ.
– Правительство Яценюка закрывает крупные предприятия только тех олигархов, которые не поддерживают действующую власть. В результате в ближайшие пять лет производственный потенциал Украины уменьшится как минимум на 40%, – прогнозирует руководитель Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – К сожалению, конфликт наших олигархов очень печально отражается на экономике Украины. Последние результаты по экспорту за пять месяцев – удручающие. Экспорт уже упал на 46%. Если война между олигархами будет продолжаться, то будет продолжать падение и промышленное производство. Понятно, что новая власть очень зла на Фирташа и хочет его разорить, а Фирташ, со своей стороны, хочет создать проблемы власти, которая не является его властью.
Порошенко уверяет, что не откажется от курса на деолигархизацию страны. В интервью французскому изданию Le Monde украинский лидер объяснил, что под этим термином понимает “борьбу с олигархами, не против людей, а против системы, борьбу ради восстановления утраченных за 23 года государственных активов”.
Я никогда не отрицал очень короткую и бессмысленную встречу с Фирташем
Между тем, Дмитрий Фирташ, обвиняя во всех грехах украинское правительство и Яценюка лично, не критикует главу государства. Как известно, в марте прошлого года Фирташа арестовали в Австрии по запросу США об экстрадиции. Бизнесмена обвиняли в подкупе индийских чиновников, однако 30 апреля этого года Земельный суд Вены по политическим мотивам отклонил запрос США, и Фирташ объявил о планах вернуться на Украину. На самом процессе он заявил, что в преддверии президентских выборов на Украине более года назад встречался в Вене с Петром Порошенко и нынешним киевским мэром Виталием Кличко. Фирташ утверждает, что на этой встрече уговорил поддержать на выборах Порошенко, чтобы не допустить победы на них экс-премьера Юлии Тимошенко. И Кличко, и Порошенко утверждают, что никаких сделок с предпринимателем не заключали.
"Я никогда не отрицал очень короткую и бессмысленную встречу с Фирташем во время президентской кампании. Но я категорически отрицаю и отрицал любые договоренности – конфиденциальные или открытые – с Фирташем. Этого не было, этого не существует", – заявил украинский президент на пресс-конференции 5 июня.
Директор социологической службы “Украинский барометр” Виктор Небоженко называет войну Фирташа с Яценюком логичной и вынужденной мерой, не исключая, что с возращением на Украину олигарх может заняться политической деятельностью:
В принципе, Яценюк может проиграть этот бой
– Вынужденный шаг господина Фирташа, чтобы спастись от американского преследования: он назвал на суде в Вене себя большим политиком и сказал, что его преследуют по политическим мотивам и благодаря этому он не попал в США. Теперь в рамках этой логики ему приходится изображать из себя политика. Можно изображать и политика – друга Порошенко, но это и опасно. И тогда он, вероятно, нашел себе достойного врага – не Порошенко, а Яценюка, и это может быть тревожным сигналом для премьера. И для свержения Яценюка с поста премьера у Фирташа достаточно сильные финансовые и информационные возможности. И если конфликт Яценюка и Фирташа будет проходить на фоне нейтралитета Порошенко, то, в принципе, Яценюк может проиграть этот бой, и в один прекрасный день Фирташ может воскликнуть: а чем же я хуже Яценюка? Фирташ может вернуться на Украину как оппонент какой-то власти, но не президента же Порошенко, с которым его связывают определенные договорные обязательства. Поэтому думаю, что заявление Фирташа – это не его реакция на попытки Яценюка и главы МВД Авакова отобрать бизнес, это попытка сделать себя политиком в конфликте с проамериканским премьер-министром Яценюком.
Порошенко уже не обязательно выполнять тайные договоренности с Фирташем
Несмотря на публичные опровержения Порошенко сговора с Фирташем, многие эксперты допускают существование определенных договоренностей между ними:
– Думаю, что обстоятельства этого союза сейчас, естественно, изменились. Порошенко набрал силу, и ему уже не обязательно выполнять тайные договоренности с Фирташем. И мы наблюдаем конфликт сильнейшего украинского олигарха Фирташа со слабеющим премьером Яценюком. И Фирташу это выгодно, поскольку теперь очередное предложение американцев о его экстрадиции вызовет много вопросов: как же можно политического противника проамерикански настроенного премьера Яценюка отсылать в США. Может, Фирташ и хотел бы договориться с Яценюком, как это делают другие олигархи, но ему же нужен сейчас политический оппонент, не выбирать же ему в качестве оппонента действующего президента, в которого он вложил столько сил и чувств, – подчеркивает руководитель социологической службы “Украинский барометр” Виктор Небоженко.