Общественная дискуссия в Германии по поводу возвращения и сохранения перемещенных ценностей

Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Олег Винокуров: В Германии развернулась общественная дискуссия. Вызвана она тем, что картина Эрнста Людвига Кирхнера «Уличная сцена в Берлине», созданная в 1913 году, была недавно продана на нью-йоркском аукционе «Кристи» за 30 миллионов евро. А незадолго до того картина была передана в Берлине наследнице первых владельцев, немецких евреев, которые продали эту картину в годы нацизма. Передача и продажа картины и вызвали ту самую дискуссию, о которой рассказывает наш корреспондент.



Юрий Векслер: Эта картина – одна из ключевых работ немецкого экспрессионизма – будет в будущем доступна публике в Новой галерее на пятой авеню в Нью-Йорке. За несколько месяцев до продажи картина, находившаяся в течение 26 лет в коллекции берлинского Музея группы «Брюке» («Мост») была решением берлинского бургомистра Клауса Воверайта возвращена наследнице – внучке довоенного владельца картины, немецкого промышленника еврейского происхождения Хесса. Мотивировка была скорее морального характера, что, мол, картина была продана семьей под давлением нацистов, и нет подтверждений, что бывшие владельцы вообще получили за нее деньги. Это решение вызвало в Германии много критических мнений прежде всего потому, что предыдущие поколения наследников своих претензий на владение картиной не предъявляли. Против бургомистра Берлина Клауса Воверайта даже вчинен иск, обвиняющий его в извлечении личной выгоды в этой истории. Но суть дискуссии, безусловно, не в этом.


Наиболее ясно сформулировал свою критическую позицию бывший министр культуры Берлина Кристоф Штёльцль.



Кристоф Штёльцль: Бизнесу по возмещению ущерба, как и по расследованию неясных имущественных и наследственных вопросов, должен быть когда-нибудь положен конец.



Юрий Векслер: Штёльцль имеет в виду, конечно, процессы, возникшие в нацистские времена, когда немецкое еврейство было различными способами ограблено. Срок давности в правовом смысле в отношении подобных дел по законам ФРГ давно истек. Все, что происходит сегодня, происходит в морально-этической сфере.


Вор комментарий Кристофа Штёльцля по поводу продажи картины Кирхнера.



Кристоф Штёльцль: Я нахожу это достойным сожаления, так как одна из ключевых картин искусства Берлина периода до Первой мировой войны, один из хитов Музея «Брюке», своего рода храма мятежного немецкого искусства модерна, потеряна для Германии. Она должна была находиться здесь. И если можно говорить о биографии этой картины, то она не была экспроприирована, и в ее истории нет ничего неправомерного.



Юрий Векслер: Журнал «Шпигель» утверждает, что, теперь после прецедента с картиной Кирхнера, более 50 важных картин в музеях Германии могут покинуть страну.



Кристоф Штёльцль: Это может произойти, если музеи и наследники всерьез будут рассматривать все случаи потери владельцами картин в этот период, как потери под угрозой преследования. Но после прихода нацистов к власти одни немецкие евреи могли до 1939 года перевести свои капиталы и переправить свои ценности в другие страны, другие же попали под пресс новых властей. Я выступаю, как и многие, за то, чтобы каждый конкретный случай был рассмотрен во всех подробностях, чтобы решить, была ли сделка заключена при свободном согласии или под давлением. Это возможно установить. Но не следовало бы огульно оценивать все акты продажи художественных ценностей в тот период как неправомерные.



Юрий Векслер: О том, насколько запутаны подобные истории, говорит и случай с другой картиной, которая в последний момент была снята с того же аукциона «Кристи», так как наследник первого владельца картины, банкира Мендельсона-Бартольди, заявил свои претензии на владение картиной Пикассо «Пьющий абсент». В суд в США обратился внучатый племянник банкира известный берлинский историк Юлиус Шёпс, утверждающий, что нацисты вынудили его родственника продать им картину. Произведение Пикассо «Пьющий абсент» 11 лет назад купил известный английский композитор, автор мюзиклов Ллойд Веббер картину на аукционе «Сотби» за 26,5 миллиона долларов и хотел теперь ее продать. Она стояла в аукционном списке с предварительной ценой от 40 до 60 миллионов долларов.


Бывший министр культуры Берлина Кристоф Штёльцль сформулировал и еще одну важную для возвращения и сохранения перемещенных ценностей искусства мысль.



Кристоф Штёльцль: Я не считаю правильным, что усилия трех поколений работников музеев и искусствоведов по возвращению в Германию по возвращению в культурную память распроданных нацистами ценностей должны стать напрасными, потому что внук или правнук первых владельцев сегодня или завтра заявит, что та или эта картина принадлежит ему по наследству, как это может быть с земельным участком или пакетом акций. Собственность собственностью, но то, что является частью национальной культурной памяти, - а для меня странно, что об этом аспекте никто в нынешней дискуссии не говорил, - во всех цивилизованных демократических странах признается национальным достоянием и попадает в соответствующие списки. И независимо от того, кому такое произведение принадлежит, оно должно оставаться в стране как элемент национальной памяти. И об этом в случае с картиной Кирхнера, как и в будущем в подобных случаях, следовало бы и следует думать и говорить.