По предварительным данным, победу на президентских выборах в Южной Осетии одержал нынешний глава непризнанной республики Эдуард Кокойты. Он получил 98 процентов голосов избирателей. За независимость Южной Осетии проголосовали около 99 процентов граждан, пришедших на избирательные участки. По мнению наблюдателя от неправительственной организации «Многонациональная Грузия» Вагита Мирзоева, выборы и референдум прошли с большими нарушениями: «Наши координаторы заметили большое количество нарушений. Особенно так называемых «каруселей», которые устраивались на избирательных участках. То есть выборы вовсе не были столь прозрачными и честными, как хотят представить в Цхинвали».
Всю ночь в Цхинвали продолжались народные гуляния с фейерверком и концертами. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты назвал выборы и референдум «важной вехой в борьбе за независимость». При этом югоосетинский лидер дал понять, что под «независимостью» имеет в виду независимость от Грузии, что вовсе не исключает в будущем вхождение Южной Осетии в состав Российской Федерации. В ближайшие дни парламент Южной Осетии примет специальную декларацию с призывом к международной общественности признать независимость республики с учетом народного волеизъявления.
В Тбилиси считают, что волеизъявление другой части жителей Южной Осетии заслуживает не меньшего уважения. Как известно, в Южной Осетии состоялись так называемые альтернативные выборы и альтернативный референдум. Голосование проводилось в грузинских селах Цхинвальского района Южной Осетии, а также в Ахалгорском районе – территориях, контролируемых Тбилиси. С подавляющим преимуществом (88 процентов голосов) на этих выборах победил бывший премьер-министр и министр обороны Южной Осетии Дмитрий Санакоев. Кроме того, большинство жителей Южной Осетии, принявших участие в альтернативном референдуме, ответили утвердительно на вопрос: «Согласны ли вы на начало переговоров с руководством Грузии о федеративных отношениях между Грузией и Республикой Южная Осетия?»
Многие наблюдатели в Тбилиси прогнозируют, что после альтернативного референдума официальные власти Грузии могут выступить с конкретными предложениями по трансформации Грузии в федеративную республику. Однако, судя по всему, в позиции официального руководства непризнанной республики это мало что изменит: президент Кокойты неоднократно заявлял, что любые формы объединения с Грузией, в том числе и конфедерация, для нынешних властей Южной Осетии абсолютно неприемлемы.