Про короткий и короткометражный

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Проблемы и форматы в аудиовизуальном искусстве, которые вдохновляют студентов на создание собственных проектов

Международный фестиваль студенческих фильмов и творческой фотографии «Золотая Пятёрка», который вот уже восемнадцать лет проводит Московский государственный институт культуры, относится к числу камерных студенческих фестивалей, лишенных помпезности и официоза.

Тем не менее, на этой площадке участники получают реальную возможность показать себя, посмотреть на других, а заинтересованный эксперт – понять, какие же проблемы и форматы в большей степени вдохновляют современную молодежь.

Одно из важных достоинств этого фестиваля – отсутствие профессионального высокомерия и открытость, на конкурс принимаются работы школьников (для этого есть дополнительная номинация – «12+»), и студентов, обучающихся на самых разных факультетах самых разных российских вузов. Как результат – приз зрительских симпатий завоевал фильм «По пути», снятый группой единомышленников из Иванова, на собственные деньги, собственными силами, причем никто из ребят не имеет специального кинематографического образования.

Помимо игрового кино, жюри, в которое входят В.Грамматиков, А.Котт, В.Тарасов и др., оценивает также кино документальное, анимационное, видеоклипы, художественную фотографию, телерепортаж и шорт-фильмы. Последняя номинация, правда, в этом году не набрала достаточного количества работ, что, на первый взгляд, выглядит довольно симптоматично, поскольку снять минутное видео значительно проще, чем большое игровое кино или анимационный фильм. Очевидно, что клиповое воздействие не репродуцирует клипового мышления, даже у привычных к этой форме влияния современных студентов.

Почему молодым людям интересно заниматься визуальными видами искусств Радио Свобода рассказали заместитель директора фестиваля «Золотая Пятерка» Наталья Акименко и участники – Ксения Воронина (фильм «По пути») и Михаил Хархардин (шорт-фильм «Human.gtx»).

Наталья Акименко, заместитель директора фестиваля «Золотая Пятерка»:

- Больше всего участников было в номинации "Игровое кино". Много работ, навеянных тем, что сейчас показывают в кинотеатрах, в том числе фильмами Звягинцева, очень похожих по стилю. Есть работы, которые рассказывают о болезнях, старости. А фильм, который получил приз зрительских симпатий «По пути» – о том, что такое счастье. Скорей всего, он понравился потому, что сейчас много снимают о проблемах и мало о добром, о счастье и о прекрасном. Его снимали ребята из Иванова, ни у кого из них нет кинематографического образования, но картина получилась просто замечательная.

В игровом кино мне еще понравилась работа студента ВГИКа "Бритва". Она сделана по рассказу Бунина, такая экранизация. Как правило, студенты снимают про то, что происходит сейчас. И этот фильм сильно выделялся, там были соответствующие времени костюмы, декорации.

Еще у нас есть замечательная номинация – "Телерепортаж". Она не относится к кино и фотографии, и ее ввели в прошлом году по просьбе нашего члена жюри – Грамматикова. Оказывается, в телерепортаже можно раскрыть и свои операторские способности, и режиссерские, и журналистские! Есть также номинация "Клип". Я тоже делала свой клип на песню группы "РадиоХэт", про любовь. Текст на английском языке, я его разобрала и попробовала составить свою историю. Но я понимаю, что на фоне ребят, которые победили в этом году, моя работа действительно в чем-то недотягивала, но это был удивительный опыт, и я рада, что тоже поучаствовала.

Ксения Воронина («Приз зрительских симпатий» за фильм «По пути»):

- Не хотелось бы выглядеть профанами, поскольку вся наша съемочная группа специального образования не получала, но самые лучшие знания возникают из практики. Мы самоучки, и мы этим гордимся. У нас уже есть результаты, и фильм "По пути" стал основой зарождения кинематографа в нашем городе. Вокруг него мы сплотились и создали свою киностудию "Наследники".

режиссер, чтобы снять этот фильм, несколько лет работала на трех работах

Дарья Лебедева, наш режиссер, чтобы снять этот фильм, несколько лет работала на трех работах, чтобы воплотить свою мечту. Конечно, помогали друзья и знакомые. Мы все сложились и поехали снимать кино. Города съемок – Туапсе, Москва и Иваново. Это фильм о том, что деньги, слава, общественное признание – еще не самое главное, в один прекрасный момент всего этого может не оказаться. В центре сюжета – молодой архитектор, у которого очень много амбиций, есть любимая девушка, проекты. Но когда его настигают неудачи, он случайно, без паспорта и без денег оказывается на берегу моря и там встречает свои истинное счастье. И это счастье нужно ценить и хранить, потому что оно может оказаться недолгим.

Михаил Хархардин( шорт-фильм «Human.gtx»):

-Мы как-то сидели с моим другом и коллегой Артуром на паре у нашего лектора, и он нас заинтересовал одной мыслью… Он рассказывал, как гулял со своей собакой и думал, что в каждом живом существе заложена программа, которая отвечает не только за действия, но и за мысли. И мы захотели показать, что, в отличие от животного, у человека эта программа пишется и развивается на протяжении всей жизни, а для примера выбрали свидание двух молодых людей.

Мне кажется, реклама нам подсказала такую философию, что хорошую идею можно запихнуть в короткий формат. Поэтому мы изначально и выбрали для участия в конкурсе номинацию «Шорт-фильм». Где-то неделю обсуждали нашу идею и решили попробовать снять, учитывая, что фестиваль "Золотая пятерка" – шанс себя показать. С этой философией мы и пошли снимать фильм.

реклама нам подсказала, что хорошую идею можно запихнуть в короткий формат

Во многих голливудских фильмах на компьютерный код не зовут специалистов, это не разбирается. А мы с моим другом, сорежиссером, решили, что нам нужно найти человека, который сможет описать программным языком нашу идею. И вместе со сценарием у нас был отдельный листок с кодом, поэтому мы ставили актеров так, чтобы более выразительно показать этот код. Если вы, например, позовете программиста и покажете ему наш фильм, он спокойно сможет прочесть код и сказать, что на самом деле происходит у героев в голове, пока они просто разговаривают за столиком в кафе.

Например, в начале, когда появляется код молодого человека, на примитивном уровне запускается программа "заиметь потомство", потом включается код, что нужно запустить социальное человеческое взаимодействие, появляются команды компилирования человеческой речи, происходит запуск феромонов и так далее. А дальше герой выбирает нужную фразу, чтобы привлечь партнера к разговору.

Вообще-то мы хотели показать, что это две отдельные программы – у молодого человека и у девушки. Он с помощью этого кода как бы делает к ней внешний запрос: ты согласна? Она говорит: да, согласна. И с помощью этого кода придумывает ответ для создания благоприятной атмосферы, делает ему ответные комплименты.

В конце есть некий интимный момент, когда девушка дотрагивается рукой до парня, и до этого код был довольно логичен, но этот взрыв чувств невозможно описать кодом, и мы хотели это показать, так сказать, во "взломе мозга" молодого человека и взрыве этого кода.