В Кишиневе Координационный совет по телевидению и радио ввел запрет на ретрансляцию программ российского информационного телеканала "Россия 24". Это произошло в первой декаде июня, за неделю до местных выборов, на которых в некоторых округах победили пророссийские кандидаты.
Например, мэром третьего по величине города Молдавии – Бельцы – стал российский бизнесмен молдавского происхождения Ренато Усатый, лидер левоцентристской Народной республиканской партии. Эта партия в свое время не была допущена к парламентским выборам из-за нарушения правил финансирования предвыборной кампании. Информационную поддержку Усатому и другим победившим на выборах промосковским кандидатам оказывали российские средства массовой информации.
Молдавский политолог Михаил Серкили считает, что российское телевидение сильнее влияет на молдавских зрителей, чем местные каналы: "Три самых популярных канала у нас – это "Прайм", который ретранслирует 80 процентов программ Первого канала, телеканал "РТР-Молдова" и ТВ-7, который ретранслирует 80 процентов передач НТВ. Российское телевидение является основным источником информации о том, что происходит в мире, в нашем регионе, на Украине, о европейской интеграции Республики Молдова. И эта информация подается не сбалансировано и не объективно", – говорит он.
По словам Петру Маковея, исполнительного директора молдавской Ассоциации независимой прессы, мониторинг, проведенный молдавским Координационным советом по телевидению и радио, выявил: "Российский телеканал "Россия-24" – один из наиболее яростных пропагандистских каналов":
Очень важно, чтобы как можно большее число журналистов и потребителей СМИ понимали, что пропаганда – это не журналистика
– В прежних решениях Координационный совет по телевидению и радио потребовал от "России 24", чтобы работа канала соответствовала законодательству Республики Молдова. В нашем Кодексе по телевидению и радио прописано, что телеканалы обязаны плюралистично освещать реальность и давать разные мнения. Что касается запрета, то ранее, в 2014 году, был введен запрет на полгода на ретрансляцию этого канала на территории республики. Это один из телеканалов, который не является не то что образцом журналистики – это чистая пропаганда. Объективная журналистика рассказывает о разных взглядах на одну и ту же тему, дает право ответить, когда кто-то кого-то в чем-то обвиняет. К сожалению, в очень сложной геополитической ситуации в нашем регионе, в ситуации, когда происходят трагические события на территории Украины, СМИ используются властями России для передачи пропагандистских месседжей.
– По вашему мнению, ретрансляция российских телеканалов отразилась на результатах местных выборов, которые прошли совсем недавно?
– Я уверен, что это отразилось очень сильно. И не только по тому, как российские телеканалы освещали эту предвыборную кампанию, – не так много было в эфире журналистских материалов, репортажей из Кишинева. Молдова – маленькая страна, мы не занимаем большого места в редакционной политике больших российских телеканалов. Но когда дело доходило до того, что материалы о нашей стране выходили в эфир, они были направлены на продвижение конкретных политических партий. Открыто продвигалась Партия социалистов как основной партнер Российской Федерации. Конечно, все это является вмешательством России. Это желание повлиять на результаты выборов, чтобы выиграли или имели большое влияние в нашей стране те силы, которые подконтрольны Российской Федерации. Социологи говорят, что, к примеру, процент голосов, которые набрала Партия социалистов на последних парламентских выборах, в большой степени был предопределен организованной для лидеров этой партии кампанией в СМИ.
– Не планируется ли запрет на ретрансляцию и других российских телеканалов?
К сожалению, в европейском законодательстве не существует определения того, что является пропагандой
– Сейчас на рассмотрении в парламенте находятся два законопроекта. Один из них разработан Либеральной партией, а второй – Демократической и Либерал-демократической партиями. Оба эти законопроекта предусматривают изменение Кодекса телевидения и радио, оба предусматривают введение запретов. Законопроект либералов предусматривает запрет на вещание информационных и информационно-аналитических программ, которые производятся телеканалами в странах, которые не ратифицировали Европейскую конвенцию по трансграничному телевидению. Россия подписала конвенцию, но не ратифицировала ее, соответственно, российские телеканалы подпадут под запрет. Второй документ предусматривает полный запрет ретрансляции любых передач из стран, которые не ратифицировали Европейскую конвенцию по трансграничному телевидению. И, с моей точки зрения, должен быть четкий запрет на пропаганду. В законе нужно просто определить, что такое пропаганда и как осуществлять ее мониторинг.
– Существуют ли четкие критерии различия между пропагандой и информацией?
– Не существуют, потому что это новый вызов не только для нашей страны, но и новый вызов для всего мира. В европейском законодательстве не существует определения того, что является пропагандой. В то же время и на уровне Еврокомиссии, и на уровне Европарламента разрабатываются дополнительные рекомендации с тем, чтобы предотвратить воздействие пропаганды, – сообщил в интервью Радио Свобода исполнительный директор молдавской Ассоциации независимой прессы Петру Маковей.