Жижков. Воины Божьи

Это начало Гуситской улицы. Tatoo-салон у хостела и пивной "Каин" соседствует с Музеем Чешской армии. Там тоже есть про гуситов.

Национальный памятник начали строить в 1928 году в память о чехословацких легионерах. Приход к власти коммунистов изменил концепцию монумента: в скорбном комплексе разместили могилу Неизвестного советского солдата, бюсты советских маршалов и тело скончавшегося в 1953 году соратника Сталина Клемента Готвальда. Теперь в этом мрачноватом беломраморном здании - Музей истории Чехии XX века. Конную скульптуру Яна Жижки - после многих попыток и проектов - установили перед монументом в 1950 году. Недавно памятник прошел реставрацию и отсвечивает на солнце темно-зеленым.

Жижков превратился в город во второй половине XIX века: растущей Праге требовались все новые и новые работяги и служанки. Здесь селились вчерашние крестьяне, становившиеся мещанами, а теперь похорошевший и отчишенный от социализма район славится недорогими бессонными кабаками и богемной атмосферой. В Жижкове любят селиться молодые гуманитарные иностранцы, приехавшие в Прагу, чтобы написать здесь великий роман. Судя по вывескам местных питейных заведений - "Планета Жижков", "Республика Жижков" -  дух локального патриотизма пока еще успешно противостоит глобализации.  

Это сложный герб земель Чешской короны над воротами обычного жилого дома на Ржегоржовой улице. Ладислав Ржегорж - еще один чешский герой, только другой эпохи: почтовый чиновник и активист военно-патриотического клуба "Сокол", он в 1942 году был казнен немецкими оккупантами. На центральном гербовом щите - двухвостный белый лев (Чешские земли), слева - черный орел в золотом поле (Силезия), справа - красно-белый клетчатый орел на синем поле (Моравия).

Духовным авторитетом чешских церковных реформаторов был священник и ректор Карлова университета Ян Гус, ровно 600 лет назад сожженный за свои еретические взгляды на костре в Констанце. Символом гуситского движения, помимо Гуса, считалась золотая чаша, поскольку одним из их требований было уравнение мирян и духовенства в обрядах: чтобы причащали не только хлебом, но и вином из чаши. Радикальные гуситы (их называли "таборитами" и командовал ими, пока не умер, Жижка) отрицали авторитет церкви и признавали единственной основой веры Священное писание. Умеренные гуситы (собственно "чашники") требовали упростить литургию и ввести богослужение на чешском языке. Когда гуситское движение сошло на "нет", их последователи основали евангелическую деноминацию чешских братьев, которой принадлежат в Праге несколько храмов. Один из них - Вифлеемская часовня во дворе жилого комплекса на Прокоповой улице.
 

Культовый пункт сбора жижковских выпивох - пивная "У выбитого глаза" прямо под Витковским холмом. Как известно, Ян Жижка последовательно потерял оба глаза: считается, что левый ему выбили в детстве, а правый - при осаде замка Раби за пару лет до смерти.

Из-за своей неуемной жестокости Ян Жижка получил прозвище "Страшный слепец". Умирая в 1424 году он чумы, гуситский вождь, как гласит легенда, завещал, чтобы с него сняли кожу и натянули на барабан - полководец хотел и "оттуда" наводить ужас на врагов. Вот какой это был человек! Панно на стене дома на углу Сейфертовой и Красовой улиц.
 

Гуситская чаша остается самым популярным настенным рисунком Жижкова. Фасадом этот дом выходит на Гуситскую улицу, а другой стороной - на велосипедскую и "роликовую" дорожку на склоне Виткова.

Такой балкон называется "павлач" - это самая характерная особенность жижковской архитектуры. Дома с павлачами  строили на рубеже XIX-XX веков, социальное жилье для небогатых: небольшие квартиры выходили на общую терассу с общими же коммунальными услугами. В Жижкове теперь есть и популярное у студентов кафе "Павлач"; а балконы кажутся милыми историческими пустячками.

Гуситские мотивы на стене дома "Чешская корона" на Оребитской улице. Оребитами называли радикальных гуситов из восточных областей Чехии; они там формировались у горы Ореб.

Новый жижковский патриотизм: знак клуба внедорожников на гаражной крыше.

Пешеходный виадук пересекает Гуситскую улицу и соединяет Витковский холм с Сейфертовой улицей. На месте здания с башенкой когда-то размещались первые общественные жижковские бани.

Телевизионную башню для всей Праги в Жижкове возвели в 1980-е годы - на костях старого еврейского кладбища, от которого сохранилось только несколько рядов могил. Вечерами башню подсвечают чешскими национальными цветами.