Чужой кошелек

Абхазия, заявляют в Сухуми, не получает от России обещанной финансовой помощи. В день подписания российско-абхазского договора о союзничестве и стратегическом партнерстве в ноябре 2014 года президент России Владимир Путин сообщил о намерении Москвы за год перечислить Сухуми 5,4 миллиарда рублей. В абхазском обществе этот договор восприняли неоднозначно, многие выступали против его подписания. Первоначальный вариант соглашения, разработанный Москвой, и вовсе расценивался в Абхазии как покушение на статус частично признанной республики, особенно в той части, которая касалась упрощенного получения россиянами абхазского гражданства.

Спустя полгода отсутствие денег из Кремля парализует жизнь маленькой республики. Депутаты абхазского парламента, разгорячившись, требуют, чтобы правительство выставило Москве счет за размещение на территории республики военной базы. Депутат Беслан Цвинария, например, считает, что Абхазия могла бы вообще обойтись без российской помощи. Комментариев из российского правительства не последовало, чиновников пока защищают московские политологи: директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков назвал позицию абхазских депутатов "неадекватной", напомнив о том, что свои финансовые обязательства российская сторона выполняет в срок.

В Сухуми опасаются, что Москва готова перечислить средства только в обмен на повышенную политическую лояльность

До конца не ясно, какая сумма на самом деле была заложена в 2015 году в программу российской помощи Абхазии. Точные цифры должны содержаться в межведомственных соглашениях, но, судя по обрывочным заявлениям абхазских депутатов и скудной информации в российской прессе, согласования до сих пор не завершены. В Сухуми опасаются, что Москва готова перечислить средства только в обмен на повышенную политическую лояльность, и в качестве примера приводят историю с созданием совместного координационно-информационного центра МВД. По словам бывшего министра внутренних дел Абхазии Рауля Лолуа (он неожиданно подал в отставку в середине мая), учреждением такого центра обуславливалось финансирование из Москвы работы абхазских милиционеров. Год назад в Сухуми приехали представители МВД России, которые установили фонд заработной платы в 1 миллиард рублей в год. Штатное расписание информационного центра постепенно разрослось, с 15 до 400 человек, Москва предложила значительно расширить его функции – от ведения оперативно-розыскной деятельности до прослушивания телефонных разговоров. По некоторым данным, отставка Лолуа связана как раз с его нежеланием фактически передавать столь широкие полномочия российским силовым структурам: "С российской стороной мы стратегические партнеры, мы благодарны России за то, что она обеспечивает внешнюю безопасность Абхазии, оказывает нам социальную поддержку. Но я убежден, что обеспечением внутренней безопасности должны заниматься исключительно абхазские правоохранительные органы".

Из московского кошелька финансируются многие расходы абхазских властей, в том числе за счет этих средств предусматривалось повышать зарплаты местным бюджетникам. Пока еще осторожно, но в Абхазии звучит слово "шантаж": братские отношения с северным соседом оказываются вовсе не бескорыстными.

Ислам Текушев – кавказский журналист, главный редактор интернет-сайта Caucasustimes