Сначала увидь Америку

Коул Портер, композитор

Карьера одного из самых знаменитых композиторов песенников Коула Портера началась на Бродвее комической оперой «Сначала увидь Америку!». Коул Портер написал десятки мюзиклов и более трехсот песен. Все они остаются джазовыми стандартами и наших дней.

Холодным промозглым днем порывы ветра с озера Мичиган вышибали слезы даже у тех в похоронной процессии, кто не был знаком с этим видом выделения влаги. Родственники и друзья Коула Портера собрались на кладбище в Перу, штат Индиана, что в 70 милях от Индианаполиса. Коул редко возвращался домой. Однажды укатив в Йельский университет, он начал музыкальную карьеру на Бродвее, причем в отличие от коллег по «Аллее Оловянных Кастрюль» он писал и музыку, и слова. Мировая слава перенесла его в Париж, где он женился на Линде Ли Томас, богатой разведенной американке и хотя их брак был условным, так как Коул был геем, они жили весело и счастливо между парижскими хоромами и салонами и венецианскими палаццо.​

Ваши верные сони и грюндики настроены на волну «Свободы». В ином случае вы слушаете нас с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.

Art Pepper - Night and day – 9:58 (Art Pepper - The Hollywood All-Star Sessions - GALAXY)

«Night and day», «Ночь и день» из мюзикла 32 года «The Gay Divorcée», «Веселая разведенная». Арт Пэппэр – альт-саксофон; Пит Джоули – рояль; Боб Магнассон – контрабас и Рой МакКёрди – ударные. 27 февраля 1980 года.

В тот холодный день на кладбище в Перу для Коула Портера день кончился и, наконец, настала ночь. Хотя для этого бонвивана жизнь была постоянно, исключая его драматичное падение с лошади, веселым союзом с разведенной Линдой Ли Томас и, солнечным в любую погоду, днем. Само собой сам текст песни ничего не имеет общего с моим сегодняшним тяжеловесным комментарием, напитанным сырыми ветрами озера Мичиган, что заметно по моему голосу.

Connie Evingson - Night and Day - 3:39 (Connie Evingson - Gypsy In My Soul - Minnehaha Music)

«Night and Day», «Ночью и днем, где бы ты ни был, я думаю о тебе…». Конни Ивингсон и Clearwater Hot Club, продолжающий традиции парижского Hot Club de France. Диск Конни Ивингсон 2004 года – «Цыганка в душе».

У Коула Портера, как у автора, писавшего и музыку и слова, было только два (вернее три!) соперника: братья Гершвины и Ирвинг Берлин. Коул написал более трехсот песен и большинство из них стало джазовыми стандартами. Мы их легко узнаем. «Ночь и День» исполняли такие разные джазмены, как Чарли Паркер и Дейв Брубек, Дон Байес и Стефан Граппели, Мишель Петручиани, Оскар Питерсон, Билл Эванс, Арт Тейтум и, список гигантский, Бэн Уебстер. Большая часть песен Портера была хитами, как и мюзиклы, для которых он их написал…

Напомню, что вы слушаете «Время Джаза» на волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в Лютеции - ваш ДС.

Ella Fitzgerald - Too Darn Hot – 3:47 (Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook – Verve)

«Too Darn Hot», «Чертовски Жарко»…, что и происходит в наших краях! «Я хотела бы отужинать с моим милым, утрясти наши разногласия… Но моего дружка невозможно отыскать, потому что в городе чертовски жарко!» Элла Фитцджеральд и оркестр Бадди Брегмана, запись 1956 года. Песня эта была написана Коулом Портером для мюзикла 1948 года «Kiss me,Kate!». Строчка в песне, намекающая на «Отчёты Кинси», то есть на первую монографию о сексуальном поведении человека, является почти цитатой из «Kinsey Reports», о том, что в сильную жару интимные желания теряют, скажем, в силе. Коул Портер буквально нашпиговывал свои тексты игрой слов, отсылающих слушателей к сексуальности. Не буду расшифровывать остальные ловушки. Вы, при желании, найдете их сами.

Самой, однако, невероятной песней о сексуальном поведении рыб, блох, литовцев и латвийцев, птиц, испанских аристократов, голландцев, финнов, сиамских близнецов и ракушек стала «Let’s do it». Песня эта не раз звучала в наших передача. А посему отправимся в теплые моря:

Artie Shaw - Begin the Beguine – 3:15 (Artie Shaw - Self Portrait – Bluebird)

«Begin the Beguine» - это отнюдь не «Начать танцевать бейгин», популярный, похожий на фокстрот, танец караибских морей. На самом деле это «Начать флирт». Песню эту Коул Портер написал в 1935 году во время круиза на борту лайнера «Franconia» где-то между Калабахи, Индонезия, и Фиджи. Beguines были монашенками 14 века, жившими в миру без особых формальных законов. Со временем слово beguine в караибском регионе стало синонимом белой женщины. Само собой и здесь, как и везде, Коул Портер двусмысленен, но, без особого нажима.

Кларнет и оркестр Арти Шо. 13 июля, 1946 года, Лос-Анджелес.

Diana Krall - From This Moment On – 3:24 (Diana Krall - From This Moment On – Verve)

«From This Moment On», «Начиная с этого момента, мой милый, мы лишь пара, пьющая чай. С этого момента конец грусти (…) Считай, что всем проблемам – конец…» Дайана Кролл на «Verve», 2006 год. Оркестр Клейтона и Хэмилтона.

Коул Портер в своих приключениях не оставлял в покое не только Алфреда Кинси, но и профессора Зигмунда Фрейда. Кстати, сам по себе Алфред Кинси вполне мог бы стать пациентом профессора Фрейда, ибо имел привычку исследовать собственную уретру сначала соломинкой для потребления кока-колы, а затем – зубной щеткой. Но это отдельная тема. Коул Портер затронул базу фрейдовской теории – Эдипов комплекс – самым неожиданным и легкомысленным образом. Это будет последняя на сегодня песенка великого плейбоя на наших волнах, которые доступны вам практически везде на территории Российской Федерации, и, без всяких соломинок и зубных щеток, на нашем сайте www.svoboda.org . У микрофона в Париже с горлом обвязанным шерстяным шарфом в эту кошмарную жару – ваш ДС.

Marilyn Monroe - My Heart Belongs to Daddy – 5:57 (Marilyn Monroe - The Complete Recordings - Recording Arts)

«My Heart Belongs to Daddy», «Мое сердце принадлежит папочке…» - конечно же, Коула Портера. Он написал эту песню в 1938 году для мюзикла «Оставь это мне». Мэрилин Монро с неизвестны оркестром.

Любопытная деталь: первый акт мюзикла начинается на сибирской железнодорожной станции. Премьера мюзикла состоялась 9 ноября 1938 года и главную роль исполняла Мэри Мартин. Идея песни простенькая, как и театральный снежок из мелко нарезанной бумаги: героиня поет, что она не против отужинать с одним из этих милых обитателей городка, но дальше дело не пойдет, потому, что ее сердце принадлежит папочке. Как отреагировал великий психоаналист – неизвестно. Сама Мэрилин годами была на психоанализе. Среди ее пяти психоаналистов была и дочь Фрейда Анна. Любовница и президента Джона Кеннеди и его брата Роберта, Мэрилин была найдена мёртвой 5 августа 1962 года дома, в Брентвуде, Лос-Анджелес. По мнению патологоанатома – от злоупотребления алкоголем и снотворными. По конспиративным теориям – в ее смерти участвовало ЦРУ.

На этом заканчивается рассказ о поэте-песеннике Коуле Портере, который родился в июне 1891 года, а наш клуб переезжает в июль.

Ахмад Джамал признанный мэтр современной пианистической школы

Ahmad Jamal – Tranquility – 7:22 (Ahmad Jamal - A Quiet Time – Dreyfus Jazz)

«Tranquility», «Спокойствие» - композиция Ахмада Джамаля, которому 2 июля исполнилось 85 лет. С Джамалем, рояль, играли: Джеймс Каммак – контрабас; Кенни Уашингтон – ударные и Маноло Бадрена – перкуссия. Запись сделана в июле 2009 года.

Ахмад Джамал признанный мэтр современной пианистической школы. В последний раз в Париже он выступал два года назад в «Театре Европы» на Одеоне и все билеты на его выступление были проданы за три месяца до концерта.

Финишная прямая вашего еженедельного «Времени Джаза», волны «Свободы» и наш сайт www.svoboda.org.

Хэнк Моубли, как и Джамал, родился в июле 1930 года, но он дотянул лишь до 55 лет и скончался в мае 1986 года. Хэнк играл и хард-боп и соул. В роли лидера он записал 20 дисков на «Blue Note». Он ушел со сцены и из студий звукозаписи из-за проблем, связанных с легкими и хронической пневмонией.

Hank Mobley - Chain Reaction – 10:58 (Hank Mobley - Straight No Filter - Blue Note)

«Chain Reaction», «Цепная Реакция» Хэнка Моубли. Это один из лучших винилов Хэнка. Он был записан Руди Ван Гелдером 17 июня 1966 года. Название диска это «Straight No Filter», то есть по следам Монка «Straight No Chaser». Во втором случае «Чистого, не разбавляя», в первом – легочная проблема Моубли: отрывать фильтры. С Хэнком, тенор-саксофон, играли: Ли Морган – труба; МакКой Тайнер – рояль; Боб Краншо – контрабас и Билли Хиггинс – ударные.

И традиционно: вот и всё на сегодня! Звукорежиссер «Времени Джаза» Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Всех вам благ, при случае шлите снег самолётами, удачной недели, чао, бай-бай!