Иберийский полуостров: история сефардов. Пять веков спустя

Моше бен-Маймон (Маймонид), крупнейший представитель блестящей плеяды средневековых мыслителей золотого века испанской еврейской культуры. [<a href="http://machanaim.org/philosof/in_ramb.htm" target="_blank">МАХАНАИМ</a>]

В Испании, как и во многих других странах Европы, евреи жили издавна. Испанские евреи — сефарды были изгнаны с Иберийского полуострова в конце XV столетия и получили возможность вернуться сюда лишь пятьсот лет спустя.


Евреи начали селиться в Испании, которую называли Сефарад, с незапамятных времен: если судить по преданиям Ветхого завета — задолго до Рождества Христова. Рассказывает историк Шай Шемер, президент центра культуры сефардов в Мадриде: «Есть много письменных свидетельств в отношении первых еврейских поселенцев в Испании. Известно, что евреи здесь жили уже во времена царя Соломона. К примеру, считается, что пророк Иона посетил тартесов, древний народ Испании. Об Испании-Сефараде говорит и пророк Авдий. Существует легенда, что ворота в храм Соломона были покрыты золотом, привезенным с Иберийского полуострова. Так что, евреи селились здесь за тысячу лет до нашей эры. Хотя массовое переселение состоялось лишь в период римского владычества».


Считается, что это произошло во втором веке нашей эры во времена римского императора Адриана. На протяжении нескольких столетий положение сефардов на полуострове можно было считать вполне удовлетворительным. Но, начиная с конца шестого века, во времена правления вестготских королей, это положение изменилось к худшему. Так, в 616 году король Сисебут издал указ, по которому сефарды должны были креститься.


«Проблемы у евреев с арабами были всегда»


В 711 году начался захват Испании арабами. Их эмиры не требовали поначалу от сефардов отказа от своей веры: они должны были лишь платить, как и христиане, двойные налоги. Вместе с тем, относительная терпимость со стороны мусульман довольно быстро сменилась репрессиями. Рассказывает Шай Шемер: « Проблемы у евреев с арабами были всегда. Но поначалу завоевателей привлекали знания в разных областях, которыми владели сефарды. И они их использовали в своем государстве. Правда, очень скоро начались преследования: евреи были вынуждены переселяться на север, в районы, отвоеванные у арабов испанцами в процессе реконкисты. Христианские короли были в то время более толерантными к сефардам».


Некоторые нынешние испанские политики и историки, явно в целях наведения «мостов дружбы» с арабскими соседями, постоянно восхваляют атмосферу, которая якобы существовала в Средние века на захваченной арабами испанской территории. Говорится даже о гармонии трех культур — арабской, христианской и иудейской, которые будто бы процветали в стране при арабах. Историк Сесар Видаль считает, что гармония культур — это лишь миф. Его книга повествует о незавидной жизни евреев под гнетом так называемого Кордовского халифата. «Общество, созданное халифами в Испании, было крайне несправедливым, — считает Сесар Видаль. — Иудеи, платившие непомерные налоги лишь для того, чтобы сохранить себе жизнь, не всегда могли достичь этой цели. Так, девятый век характеризовался постоянной резней в Кордове. На убийствах иудеев отводили душу соперничавшие между собой придворные арабские кланы. Так что, жизнь иноверцев всегда весела на волоске и зависела лишь от настроения того или иного халифа или иных правителей».


Между тем, ещё в ХI веке испанский король Альфонсо VI предоставил сефардам многие права. Именно поэтому значительная их часть из мусульманской Испании переселилась в христианскую, то есть в уже отвоеванную у арабов, часть страны. В таких городах, как Толедо, Тудела, Лусена и Жирона еврейское население составляло в то время большинство.


Историк Шай Шемер убежден, что евреи переселялись туда, где к ним проявляли большую терпимость: «Они занимались различными ремеслами, архитектурой, торговлей, финансами, науками — особенно медициной и философией — и искусством. Среди сефардов были не только прекрасные ремесленники, к примеру, ювелиры, но и выдающиеся ученые. Надо сказать, что по части каких-либо знаний испанцы в те времена были слабоваты. Ведь они на протяжении нескольких столетий жили лишь войнами. Поэтому знающие, образованные люди ими ценились».


Мудрый Альфонсо Х


В ХIII веке положение евреев в Испании было благополучным благодаря королю Альфонсо Х Мудрому. Этот образованный монарх, сам поэт и философ, собрал при своем дворе ученых, писателей и художников разной веры и создал в тогдашней столице Испании городе Толедо переводческую школу, в которой, в частности, были переведены на испанский язык Библия — с оригинала, а не с греческого, Талмуд и Каббала. Король Альфонсо издал закон, который признавал за всеми гражданами страны свободу веры и запрещал насильственное крещение. Суббота была объявлена официальным выходным евреев, в этот день запрещалось заставлять их работать и вызывать в суд.


Из сефардских общин Испании вышло большое число выдающихся личностей, получивших мировую известность: поэт и философ Соломон ибн Гвироль, поэт-мыслитель Иегуда Галеви из Туделы, переводчик, философ, поэт и врач Иегуда ибн Тибон из Гранады и, наконец, Маймонид из Ко́рдовы, философские труды которого повлияли на ученых разных стран и народов последующих эпох. Это самые громкие имена. Среди поэтов особо выделялся Давид Абарбанель — один из лучших в Испании того времени.


В Средние века практически во всех испанских городах были так называемые « худерии», кварталы, где жили евреи. Многие «худерии» сохранились до сих пор в неизменном виде, хотя евреи здесь давно не живут. «Толедо был важнейшим центром культуры сефардов, — говорит Шай Шемер. — И разумеется Ко́рдова. Крупные худерии стали появляться со временем и на севере Испании — в провинции Арагон, в Барселоне, в Кастилии, в Астурии. Но главным центром сефардов столетиями продолжал оставаться Толедо. Именно сюда переселялись с юга, из Кордовы, многие видные представители еврейской диаспоры. Ну а уже из Толедо многие двигались дальше на север».


Реконкиста


В конце ХV столетия произошло знаменательное событие в истории Испании. Реконкиста — отвоевание испанской территории у арабов, длившаяся более семисот лет, завершилась в 1492 году победой испанцев. Католическая церковь настаивали теперь на том, что в едином королевстве должны жить представители лишь одной веры — католической. Правящий в то время страной король Фернандо и королева Исабель предоставили сефардам и мусульманам право выбора — либо креститься, либо покинуть страну.


В Испании в то время проживало приблизительно семь миллионов человек. Количество сефардов колебалось от шестисот до восьмисот тысяч. Примерно треть из них крестилась, а две трети покинули страну: «Считается, что сейчас, благодаря сефардам, принявшим христианство, еврейские корни имеются более чем у 40% населения Испании», — убежден Шай Шемер.


Во время изгнания из Испании евреям запрещалось вывозить из страны золото, серебро и драгоценные камни. Они вынуждены были за бесценок продавать свои дома и имущество. В зависимости от места проживания в Испании сефарды отправлялись в разные регионы мира. Почти все евреи из Кастилии направились в Португалию; те, кто проживал в Каталонии и Арагоне, отбыли на Балканы — в нынешнюю Грецию, страны бывшей Югославию и Болгарию; андалузские евреи — в Северную Африку и Турцию. В столице Боснии Сараево стоит памятник евреям-сефардам, добровольцам, погибшим в Гражданской войне в Испании. Османская империя проявила к сефардам наибольшую терпимость. И хотя первая книга на испано-еврейском языке — ладино — была издана в Риме в начале XV века, римские власти выпуск подобной литературы контролировали. В Османской империи же, начиная с конца XV века, испано-еврейские книги издавались свободно.


Но многие беженцы в другие страны терпели крайнюю нужду, с трудом зарабатывали на жизнь. Хуже всего пришлось тем, кто уехал в Португалию, им было предоставлено убежище только на восемь месяцев. По истечении этого срока португальский король приказал выдворить их насильственным путем, а детей младше 13 лет оставить и крестить.


Судьба сефардов после изгнания


Исследователь истории сефардов Шай Шемер рассказывает: «После изгнания сефардов из Испании было немало стран, где их хорошо приняли. Причина все та же — земли они не просили и одновременно владели многими ремеслами и науками, а также были специалистами в области торговли и финансов. В той же Османской империи для них начался длительный период довольно спокойного существования».


Ну а как сложилась судьба сефардов, высланных из Португалии? Большую группу еврейских юношей и девушек посадили на корабли и высадили на побережье Гвинеи в Африке и на острове Сан-Томе и Принсипе. Здесь до сих пор встречаются темнокожие люди с семитскими чертами лица и можно услышать легенды из Ветхого завета. Хуже всего сложилась судьба сефардов, перебравшихся в Румынию, Болгарию и на Балканы. Мало кто из них пережил Холокост. В нацистских лагерях еврейские девушки из Румынии пели национальные песни, положенные на народные испанские мелодии. Больше повезло тем сефардам, кому удалось перебраться в Голландию, где со временем появилась их большая колония.


Что касается сегодняшней еврейской диаспоры в Испании, то она вновь сформировалась к 1916 году. Ее основателем был Ицхак Баер. В начале прошлого столетия в Испанию переехали многие евреи из Центральной и Восточной Европы. Они обосновались на севере — в Стране басков. Занимались, в основном, коммерцией, торговлей тканями и бумагой. Гражданская война конца тридцатых годов затормозила процесс возвращения евреев в Испанию. И только в 1964 году жизнь диаспоры несколько оживилась. Еврейский активист Макс Масин встретился с диктатором Франко и тот позволил создать еврейские ассоциации в Мадриде, Барселоне, Сеуте и Мелильи. Затем появились ассоциации в Малаге и Севильи. Ну а в 1982 году была создана федерации еврейских обществ Испании.


Историк Шай Шемер считает, что о профессиях распространенных среди диаспоры трудно делать какие-то обобщения: «Круг занятий весьма широк. Считается, что здесь примерно 100 тысяч евреев. Однако далеко не все из них открыто признают свою религию, посещают синагогу или светские еврейские организации. Зарегистрировано в стране всего порядка 15 тысяч евреев».


Новейшие пополнения диаспоры


В последнее время диаспора пополняется за счет выходцев из Аргентины и некоторых других стран Латинской Америки. Но это, в основном, не сефарды, а ашкенази, предки которых были выходцами в основном из царской России — бежали сюда от погромов начала XX столетия.


Чисто сефардские общины находятся в испанских городах-анклавах Сеута и Мелилья на северном побережье Африки. Здесь проживает до 3 тысяч евреев. В Мелильи действует 10 синагог. С 1982-го года существует закон, позволяющий евреям получать испанское гражданство после двух лет проживания в Испании.


По мнению наблюдателей, открыто признать свою религиозную принадлежность многие евреи опасаются из-за антисемитизма, бытующего в испанском обществе.


Профессор и литературный критик Луис де-ла-Пенья, автор книги об антисемитизме в Испании: «В Испании антисемитизм — явление распространенное. Это объясняется рядом исторических обстоятельств, в частности, антисемитской пропагандой, которая ведется у нас на протяжении столетий. Антисемитизм базируется на низком культурном уровне народа, на обобщениях типа: все евреи плохие, а также на незнании истинного положения дел на Ближнем Востоке, где на Израиль сваливаются все беды, и на излюбленной в Испании "теории заговора", по которой все зло в мире творят заговорщики евреи».


Антисемитизм в Испании присутствует и на уровне обывателя, и на уровне властей. Так, в ходе последнего ливано-израильского конфликта, спровоцированного проиранской террористической группировкой «Хезболлах», Испания не только целиком и полностью встала на сторону Ливана, но и обвинила Израиль в умышленном убийстве ливанских детей, что вызвало протесты и местной еврейской общественности, и посольства Израиля.