Украинская военнослужащая, депутат Верховной Рады Надежда Савченко, уже год находящаяся в предварительном заключении, обратилась в генпрокуратуру РФ с просьбой перенести рассмотрение ее дела в Москву. В конце минувшей недели началось этапирование подсудимой из столичного СИЗО-1 в небольшой город Донецк Ростовской области, на границе с Украиной. Отправляясь в путь, Савченко написала завещание.
В России Савченко обвиняют в причастности к убийству двух российских журналистов на востоке Украины, а также в незаконном переходе российско-украинской границы. Савченко категорически отвергает все обвинения. Как Савченко сообщила правозащитнице и журналисту Зое Световой, с которой беседовала накануне отъезда из Москвы, она написала завещание на имя своей матери и сестры и передала эту бумагу начальнику СИЗО: "Меня отправляют в приграничную полосу, где идет война. В принципе без разницы: дадут ли мне 25 лет на суде, или убьют по дороге, или какой-то шальной снаряд попадет в здание суда. Там всякое может случится".
Ранее адвокат Савченко Марк Фейгин процитировал в социальных сетях заявление своей подзащитной, направленное в генеральную прокурору России: "Прошу вас вмешаться в установленном законом порядке и заменить ранее принятое решение об определении подсудности в город Донецк/Ростовская область". Фейгин уточнил, что защита планирует обратиться с ходатайством и в сам Донецкий городской суд. Савченко также обратилась и к международному сообществу, Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну, президенту ПАСЕ Анн Брассерон и председателю Европейского парламента Мартину Шульцу с просьбой обеспечить нормальные и безопасные условия судебного разбирательства – и, прежде всего, вернуть ее дело из российского Донецка обратно в Москву.
По мнению Савченко, пограничный Донецк является перевалочным пунктом для переправки на территорию Украины российского оружия и пророссийских сепаратистов, там находятся вооруженные люди, направляющиеся на Украину. Поэтому Савченко переживает за безопасность своих близких, особенно сестры Веры, которая является свидетелем по делу. По мнению Савченко, российский суд может ввести запрет на въезд на пограничную территорию иностранцам, поэтому на судебный процесс вряд ли попадут представители украинского парламента и международного сообщества.
"Заместитель Генпрокурора РФ Виктор Гринь утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении гражданки Украины Надежды Савченко. Материалы дела направлены для рассмотрения по существу в Донецкий городской суд Ростовской области" – эта информация появилась, после чего журналисты принялись выяснять, готовы ли в небольшом городе к проведению столь важного судебного заседания?
Российский Донецк – шахтерский город областного подчинения с населением около 50 тысяч жителей. Город образован в 1955 году путем слияния поселков у шахт Восточная, Западная, Центральная, Гундоровская и других и Центральной обогатительной фабрики. Центр маленький, уютный, зеленый. В основном это – осовремененные торговыми и другими коммерческими нагромождениями двухэтажки. Все типично для периферийных городков Ростовской области. Образование и становление города – заслуга заводчан и фабричных рабочих. В 1970-е годы построены и запущены Донецкий экскаваторный завод, трикотажная и хлопчатобумажная фабрики. В Донецке живут люди, приехавшие сюда со всего Советского Союза, вначале – на шахты и строительство нового города, затем на строительство экскаваторного завода и нескольких фабрик, жилых кварталов, и затем – волна тех, кто непосредственно работал на заводе и фабриках.
В 1990-е в городе позакрывали шахты, завод, фабрики – впрочем, как и по всей стране. В Донецке в те времена практически не было семьи, в которой хотя бы один из супругов не жил и работал в Москве или Петербурге – на заработки уезжали массово. Сегодня российский Донецк выглядит обычным провинциальным городком. Разве что на улицах значительное количество военных грузовиков и легковых автомобилей с украинскими номерами.
По словам жителей, в этом году жить стало намного спокойнее: взрывы за недалекой границей если и бывают слышны, то вдалеке и не так громко. Год назад люстры от разрывов раскачивались даже у тех, кто живет в центре. С другой стороны, внутренняя тревога не покидает многих и до сих пор. Однако больше, чем военные события невдалеке, жителей Донецка волнуют другие проблемы: умирающий дотационный город, безработица, высокая – непомерная для многих – плата за услуги ЖКХ. Вновь возникла тема из 1990-х: во многих семьях "кормильцы" в отъезде, на заработках в крупных городах.
Возможное появление в маленьком городе сотен журналистов и общественных деятелей не только из России, но и из-за рубежа – головная боль для муниципальных властей. В мэрии даже совещание проводили по этому поводу: что делать будем? Общественный транспорт в городе представлен маршрутными и обычными такси. Есть предприятия общественного питания – кафе и даже рестораны, но все они рассчитаны на небольшое число посетителей. То же самое и с гостиницами: они есть, но их немного и они невелики.
Боле того, в Донецке нет своего следственного изолятора. Ближайший СИЗО – километрах в двадцати-двадцати пяти, в соседнем городе Каменск-Шахтинский. Однако неясно, будут ли содержать Надежду Савченко – если процесс все-таки начнется в Донецке – в следственном изоляторе относительно неподалеку от суда, либо каждый раз будут возить из Ростова-на-Дону. По словам пресс-секретаря Донецкого городского суда Татьяны Диевой, зал судебных заседаний достаточно просторен. Но ростовские журналисты, тем не менее, сомневаются, сможет ли это помещение вместить всех желающих.
Вопрос, впрочем, и в том, как желающие в Донецк попадут: город расположен в пятикилометровой пограничной зоне, и здесь действует специальный паспортно-пропускной режим. Согласно разъяснениям местного пограничного отряда, в зону входят несколько микрорайонов города – поселки Верхний Шевырев, Нижний Шевырев, Верхняя Ореховка, Нижняя Ореховка, Гундоровский, Станичный, Макарьев, Шахта Западная. Для осуществления любой профессиональной деятельности в этих поселках нужен пропуск и разрешение на работу, два разных документа. Здание городского суда в "пограничный перечень" не входит, но на улицах Донецка нет указателей, свидетельствующих о пересечении границы закрытой зоны. Недаром многие жители ходят по своему городу с паспортами – чтобы в случае проверки подтвердить местную регистрацию.