Министерства иностранных дел Малайзии и Австралии просят Организацию Объединенных Наций ответить на предложение по созданию международного трибунала, призванного найти виновных в авиакатастрофе, случившейся год назад в небе над поселком Грабово Донецкой области. В обращении двух стран, составленном по итогам состоявшихся в понедельник консультаций, говорится о необходимости спустя год после трагедии перейти к решительным действиям и найти виновных.
Проект резолюции о создании международного трибунала был внесен на рассмотрение ООН Малайзией 14 июля, голосование по нему планируется в Совете Безопасности, где Москва имеет право вето.
Представители России в ООН считают достаточным независимое международное расследование трагедии, о чем говорится в уже принятой резолюции ООН № 2166.
Однако по мнению ряда стран, требуется также рассмотрение дела в суде. Эти страны рассчитывают, что судей и обвинителей назначит Генеральный секретарь ООН и у суда, помимо материалов, собранных независимыми международными экспертами, будет возможность провести собственное расследование.
Нидерланды, выступившие с предложением по созданию трибунала, считают, что в национальном суде невозможно добиться успеха в поиске виновных в случившемся. Объясняет Йоханнес Брок, член парламента Нидерландов, занимающийся международными вопросами и безопасностью:
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– В следственную группу по расследованию крушения рейса MH-17 вошли представители государств, которых непосредственно коснулась произошедшая год назад трагедия. Это, во-первых, страны, чьи граждане погибли над донбасским поселком Грабово, а также Украина, в небе которой случилось крушение самолета, Соединенные Штаты – как страна – производитель потерпевшего крушение "Боинга" и, конечно же, Малайзия и Нидерланды, страны, потерявшие самое большое количество граждан вследствие авиакатастрофы. Представители всех этих стран с поразительной быстротой договорились о координации своих действий и в итоге предложили создать международный трибунал. Для сравнения, создание международного трибунала после авиакатастрофы в небе над Локерби заняло несколько лет. Нынешнее решение о трибунале было принято всего за три недели. По моему мнению, если речь идет о международной инициативе ряда стран, необходимо дать ей ход вне зависимости от критики России, господина Путина или других высокопоставленных российских представителей. Мне не кажется, что несколько стран мира должны замолчать только потому, что Россия считает создание трибунала непродуктивным. Мы, конечно, посмотрим, какие действия будет предпринимать Россия, особенно когда будет голосование по резолюции о создании международного трибунала в ООН. Ведь каждая страна несет ответственность за то, как она будет голосовать. И мы, конечно, рассчитываем, что другие страны, осознав свою ответственность, помогут нам найти виновных в ужасной трагедии, случившейся в Европе.
– Обращая внимание на то, что нам сейчас известно о крушении "Боинга", не кажется ли вам, что решение о создании международного трибунала, указывание на виновных, оказывает дополнительное давление на Россию?
Любые доказательства должны выдержать проверку судом, на который не влияет общественное мнение
– Нам, конечно, нужно быть очень осторожными, и причины в данном случае очевидны. Все сказанное в частных разговорах или в стенах парламента не выдерживает критики, только полноценное судебное разбирательство могло бы дать настоящий ответ, кто виновен в трагедии. Когда люди говорят о доказательствах, я стараюсь не предоставлять их в устной форме, так как считаю, что любые доказательства должны выдержать проверку судом, на который не влияет общественное мнение, окончательно сложившееся, например, в нидерландском парламенте, где я работаю. Это, конечно, ограничивает как политиков, так и журналистов. Мы можем говорить, что хотим, но в конце концов в интересах в первую очередь жертв трагедии и тех, кто потерял близких, – что мы доведем дело до конца. И, чтобы это произошло, судебное разбирательство должно быть открытым, прозрачным, ответственным и соответствующим нормам правосудия.
– Но это станет возможным только в случае, если Совет Безопасности ООН примет резолюцию о создании международного трибунала…
– Конечно, и сейчас все упирается в это решение. Чтобы оно было принято, достаточно вспомнить случившееся год назад, обратить внимание, что до сих пор не были идентифицированы тела всех погибших во время авиакатастрофы, и это наша обязанность сделать так, чтобы родные могли похоронить своих близких. До сих пор непонятно, сколько времени понадобится международным обвинителям, чтобы найти доказательства и наказать виновных в трагедии. Но мы в Нидерландах в первую очередь заинтересованы в поиске правды, – рассказал в интервью Радио Свободная Европа/Радио Свобода член парламента Нидерландов Йоханнес Брок.