Мирный атом не заменит уголь и газ

В России на десяти АЭС работают 35 реакторов, к которым, по планам правительства, к 2030 году добавятся еще 40

Атомную энергетику в России планируется собрать в единую госкомпанию, а количество реакторов удвоить. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что производство энергии на АЭС через 25 лет увеличится в мире на четверть. А производители оборудования надеются, что на планете будет построено 100-150 новых атомных электростанций.


Вместе взятые, атомные станции вырабатывают сегодня 16% всей электроэнергии мира. Как в России, где на десяти АЭС работают 35 реакторов, к которым, по планам правительства, к 2030 году добавятся еще 40. А доля атомных станций в производстве электроэнергии в стране увеличится до 25%.


Ее выработка на АЭС обходится значительно дешевле, чем на обычных тепловых электростанциях, работающих на газе или угле. Но построить новую атомную станцию – вдвое дороже и вдвое дольше, чем такой же мощности обычную тепловую. И потому многие эксперты полагают, что дальнейшее развитие атомной энергетики будет возможно лишь при крупных инвестициях государства, так как частные инвесторы, учитывая и начальные затраты, и все остальные риски, вряд ли за это возьмутся. «Слишком высоки требования к безопасности функционирования этих объектов, - говорит аналитик "Альфа-Банка" Александр Корнилов. – И, насколько известно, российские атомщики пока и не рассматривают варианты строительства новых АЭС в России с помощью частных инвестиций».


В Германии 29% всей электроэнергии вырабатывается на атомных станциях, которыми, владеют, по сути, частые компании, отмечает сотрудник мюнхенского исследовательского института IFO Ханс-Дитер Карл: «На примере Германии мы видим, что строить и эксплуатировать атомные станции вполне могут и частные инвесторы».


С этим не согласен руководитель отдела Рейнско-Вестфальского института мировой экономики из Эссена Мануэль Фрондель, также полагающий, что без государственной поддержки атомная энергетика обойтись не в состоянии: «Строительство АЭС обходится на 70-80% дороже, чем работающих на газе, не говоря о еще более дешевых электростанциях – работающих на буром угле. Поэтому, кстати, многие частные инвесторы в Европе отдают сегодня предпочтение именно газовым и угольным станциям».


В Соединенных Штатах половина всей электроэнергии производится на тепловых станциях, работающих на угле. Это столько же, сколько в России производится на электростанциях, использующих природный газ. Но при этом действующих атомных станций и реакторов в США больше, чем в любой другой стране мира. «На 64 атомных электростанциях США сегодня работают 103 реактора, - отмечает профессор Калифорнийского университета Роберт Майклз. - Подавляющая часть АЭС в США принадлежит частным компаниям, оказывающим коммунальные услуги. Остальные являются муниципальными и принадлежат властям штатов. Под контролем федеральных властей находятся лишь несколько небольших атомных станций, в основном экспериментальных».


Первая новая АЭС за последние 15 лет


И в США, и в Европе атомная энергетика начала активно развиваться в 70-ые годы прошлого века – как следствие нефтяного кризиса первой половины 70-ых. Но на рубеже 90-ых, после катастрофы в Чернобыле, строительство новых станций было полностью прекращено по обе стороны Атлантики.


Лишь в конце 2004 года первую в Европе за минувшие 15 лет новую АЭС начали строить в Финляндии, на западном побережье. Она будет в стране уже третьей, две первых появились на рубеже 80-ых годов. Причем одна из них, находящаяся в 80 километрах от Хельсинки, была построена Советским Союзом, технологически – это «родственница» Чернобыльской АЭС, поясняет корреспондент РС в Хельсинки Геннадий Муравин: «Главных доводов в пользу строительства в Финляндии новой АЭС - два. Во-первых, атомные станции гораздо чище экологически, чем тепловые. Во-вторых, атомная энергетика значительно сокращает зависимость Финляндии от импорта газа и нефти». В целом на долю атомных станций уже приходится более четверти всей производимой в Финляндии электроэнергии.


Один из главных заказчиков новой АЭС в Финляндии – государственный энергетический концерн Fortum, а строит станцию французская компания Areva, крупнейший в мире производитель реакторов для атомных станций, которая на 97% принадлежит правительству Франции. Две недели назад, кстати, оно заручилось согласием Европейской комиссии на строительство новой АЭС в самой Франции, где доля атомных станций в общем производстве электроэнергии уже превышает 80%.


В Германии шесть лет назад был принят закон, по которому все имеющиеся в стране атомные станции должны быть постепенно закрыты – к 2020 году. «Как раз недавно были закрыты две немецких АЭС, - говорит Ханс-Дитер Карл из института IFO. – Следует ли закрывать их и дальше – на мой взгляд, вопрос чисто политический, как и само решение об этом. Здесь вообще очень многое основано больше на эмоциях, чем на рациональных суждениях. Ядерные технологии становятся все надежнее и безопаснее. А то, что АЭС более рентабельны по сравнению с тепловыми станциями, работающими на газе и нефти, - бесспорно».


По мнению Мануэля Фронделя из Рейнско-Вестфальского института мировой экономики, только сохранив АЭС, Германия сможет выполнить взятые на себя, в рамках Киотского протокола, обязательства сократить объемы выброса в атмосферу «парниковых» газов: «Мы окружены странами со своей атомной энергетикой. Даже если мы закроем все наши АЭС, это еще не будет означать, что мы тем самым обезопасим население Германии от последствий возможных аварий».


Экономический выбор энергокомпаний


В разное время суток и разное время года потребителям требуются разные объемы электроэнергии. Ее выработку на тепловой станции (газовой или угольной) регулировать несложно. Еще проще – на гидростанции. В отличие от атомного реактора, который просто «приглушить» на несколько часов невозможно. Именно поэтому в периоды «пиковых» нагрузок задействуют, в первую очередь, гидростанции и тепловые, тогда как АЭС наиболее эффективны в режиме «базовой» нагрузки. Таким образом, коэффициент использования установленной мощности электростанции в случае АЭС, хотя и менее «маневренных», в среднем оказывается выше, чем у других электростанций, говорит Александр Корнилов из «Альфа-Банка».


В странах Западной Европы сегодня доля АЭС в производстве электроэнергии составляет в среднем 30%. А в целом по Европейскому союзу - 40%, отмечает Ханс-Дитер Карл: «На мой взгляд, вряд ли эта доля сократится в ближайшие 15-20 лет, какие бы политические решения ни принимались. Ведь спрос на электроэнергию будет только расти, а заменить атомную энергетику - не так просто».


В Соединенных Штатах атомные станции отнюдь не станут в обозримом будущем доминирующим производителем электроэнергии, хотя их количество, скорее всего, значительно возрастет, полагает профессор Роберт Майклз из Калифорнийского университета: «Они просто станут одним из вариантов рационального экономического выбора энергетических компаний. Ведь электроэнергия должна вырабатываться максимально эффективно в течение каждого из 24 часов в сутки. А для этого необходимо режим оптимального сочетания генерирующих мощностей, использующих разные виды энергоносителей – от угля до урана. Так что американская атомная энергетика, на мой взгляд, будет развиваться только параллельно с другими энергетическими отраслями».