Известный китайский художник-диссидент Ай Вейвей, которому власти Китая на днях вернули заграничный паспорт, впервые за 4 года смог покинуть пределы КНР. Он выехал в Германию, где живет его сын, и будет преподавать в Берлине. Паспорт был изъят во время его 80-дневного тюремного заключения, которое вызвало резонанс в мировом сообществе. Ай Вейвей был одним из проектировщиков олимпийского стадиона в Пекине "Птичье гнездо". В 2008-м он провел расследование после сильнейшего землетрясения в провинции Сычуань, когда погибло около 5000 детей.
Ай Вейвея задержали в пекинском аэропорту 3 апреля 2011 года, когда он собирался вылететь в Гонконг, откуда он мог покинуть пределы Китайской Народной Республики. Потом о его местонахождении ничего не было известно в течение нескольких дней, и жена художника обратилась в западные средства массовой информации. Только после этого китайские власти официально сообщили, что Ай Вейвей находится под следствием по делу о неких экономических преступлениях – неуплате налогов или каких-то финансовых нарушениях. Мастерскую Ай Вейвея обыскали 50 офицеров полиции.
Ай Вейвей – очень известная фигура в нынешнем художественном мире, причем, может быть, в меньшей степени в Китае, чем за его пределами. Журнал "Арт Ревью" поставил его в год ареста на 13-е место в списке самых влиятельных фигур современного искусства. Олимпийский стадион "Птичье гнездо" в Пекине строили известные швейцарские архитекторы Херцог и де Мерон, и именно они пригласили Ай Вейвея. Инициатива шла со швейцарской стороны. Ай Вейвей был нанят консультантом. Но известно, что Ай Вейвей выступал потом против проведения Олимпиады в Пекине, он даже дистанцировался от этого проекта, сказав: "Я не хочу к этому иметь отношения, я никогда не фотографируюсь на фоне этого стадиона, хотя меня об этом многократно просили". Но когда у него спросили, почему он, собственно, принял участие в этом проекте, он сказал: "Я люблю дизайн".
В заключении весь твой жизненный опыт, накопленная мудрость, даже эмоции оказываются совершенно бесполезными...
Ай Вейвей вел расследования, связанные с коррупцией и нарушениями прав человека. В том числе и при подготовке к пекинским Играм. Но самым резонансным было расследование, которое он предпринял после того, как при землетрясении в провинции Сычуань в 2008 году были полностью разрушены несколько школ, в этих школах погибли дети. Ай Вейвей выяснял, каким образом строились эти школы и почему они, как карточные домики, развалились при подземных толчках. Это вызвало крайнее негодование в Пекине, потому скандал выплеснулся за пределы Китая. Ай Вейвей устраивал одну из своих выставок в Германии и на фасаде музея укрепил несколько сот детских рюкзаков. Это был символ памяти погибших детей, тех, кто был погребен под руинами сычуаньских школ. Художник приезжал и на место трагедии, и там его однажды жестоко избили полицейские, он потом лечился в Германии. В знак протеста против халатности китайских властей Ай Вейвей отказался участвовать в церемонии открытия Олимпийских игр и рассказал о результатах расследования зарубежным СМИ.
В 2011 году Ай Вейвей провел в заключении почти три месяца, в основном в одиночной камере. Его сторонники назвали это "похищением". Ай Вейвей в интервью BBC сказал, что в заключении почти сошел с ума:
– Оказаться в таком положении, в положении заключенного, даже несмотря на то что ты слышал множество историй от других заключенных, которые правда совершенно непохожи на твою, это все равно, что полностью отсечь твою прошлую жизнь, ты отделен от семьи, все предметы вокруг тебя для тебя совершенно чужие. Весь твой жизненный опыт, накопленная мудрость, даже эмоции оказываются совершенно бесполезными, ты не можешь возражать, ты не можешь общаться так, как ты привык это делать. Это очень сложный момент. Ты находишься в состоянии полной неопределенности. Ты не знаешь, как с тобой поступят. Нет ни одного человека, способного защитить тебя. Ты не можешь встретиться с адвокатом, ты не можешь позвонить семье. Ты во всем ограничен. Тебе страшно.
Позже принадлежащую Ай Вейвею компанию обвинили в уклонении от уплаты налогов и оштрафовали на 2,4 миллиона долларов. Эту сумму диссиденту помогали собирать его друзья по всему Китаю и за рубежом.
Когда после возвращения паспорта Ай Вейвей попытался получить полугодовую британскую визу, ему было отказано, поскольку он "не указал в анкете, что был осужден", хотя формально самому Ай Вейвею обвинения в уголовных преступлениях предъявлены никогда не были. Появились предположения о том, что такой шаг британских властей связан с предстоящим визитом в Лондон председателя КНР Си Цзиньпина. Однако Форин офис опроверг эти предположения, указав, что более краткосрочная виза Ай Вейвею была выдана, и он может посетить Великобританию во время визита главы китайского государства.
Когда начались волнения в арабском мире, Ай Вейвей был одним из инициаторов демонстраций в Китае с требованием перемен, но они были очень быстро разогнаны и подавлены. Его имя тоже упоминалось среди тех, кто предпринял попытку выехать в Норвегию и участвовать в церемонии вручения Нобелевской премии мира находящемуся в тюрьме китайскому правозащитнику Лю Сяобо, но власти КНР не позволили ему этого сделать.
Возвращение заграничного паспорта стало довольно большой неожиданностью для Ай Вейвея, который четыре года не мог покидать пределы КНР и был вынужден свои выставки и инсталляции на Западе организовывать удаленно. Еще большей неожиданностью для него стал тот факт, что власти, возвращая ему паспорт, не выдвинули никаких условий. Отметим, что паспорт был возвращен всего за несколько дней до голосования по кандидатуре столицы зимних Олимпийских игр 2022 года. В этом голосовании победил Пекин, опередивший Алма-Ату.