Главу предвыборного штаба "Демократической коалиции" в Костроме Андрея Пивоварова, задержанного накануне ночью, сегодня могут отправить в СИЗО - избрать такую меру пресечения будет просить у суда следствие.
В чем обвиняют Пивоварова? Вот официальная версия следствия:
По версии следствия, 27 июля 2015 года в вечернее время суток сотрудник отдела МВД России по Костромскому району Алексей Никоноров, используя служебное положение вопреки интересам службы, незаконно предоставил активисту ПАРНАСа Андрею Пивоварову доступ к охраняемой законом компьютерной информации, а именно – к интегрированному банку данных УМВД, содержащему паспортные данные жителей Костромской области, которые предназначены исключительно для служебного пользования. Уголовное дело возбуждено на основании материалов, представленных отделом собственной безопасности УМВД России по Костромской области.
А вот популярный пост соратницы Пивоварова Полины Немировской:
Уголовное дело возбуждено по ст. 272 ч. 3 — неправомерный доступ к компьютерной информации. Состав преступления материальный, то есть оно считается совершённым ТОЛЬКО при условии наступления одного или нескольких последствий, перечисленных в статье: уничтожение, блокировка, модификация либо копирование. Этих событий не наступило и умысел на их наступление отсутствовал. <...>
После того основания, по которому Новосибирский облизбирком отказал нашим коллегам по партии в регистрации, мы решили перестраховаться. <...> Андрей приехал в отдел полиции. У него были подозрения насчет некоторых сборщиков и, перед тем как писать на них заявление, он попросил одного из сотрудников проверить данные подписных листов, чтобы избежать преследования за заведомо ложный донос . Сотрудник согласился и пригласил Андрея в свой кабинет, вскоре после чего Андрея задержали оперативные сотрудники МВД. <...>
Разумеется, Андрей не совершал уголовного преступления. Мы будем ждать и требовать его скорейшего освобождения, а пока что продолжим работу. Это главное, что мы можем сделать, чтобы его поддержать. Мы сшиваем папки, ксерокопируем листы и готовимся сдавать документы. <...>
Это третья кампания, на которой я работаю с Андреем. Он мой друг, и за него я могу поручиться с такой же чистой совестью, как и за подписи. С тех пор, как мы познакомились в автозаке в 2013-м году, он был и остаётся для меня человеком, на которого я могу положиться. Я сделаю всё, чтобы он оказался на свободе как можно скорее, и весь наш штаб готов к этому.
Андрей Пивоваров - один из лидеров ПАРНАС в Петербурге. Знакомые с ним активисты оппозиции утверждают, что никакого преступления он совершить не мог:
Станислав Яковлев
Если в Костроме реально пытаются сочинить уголовку и подтянуть под нее Пивоварова, то разумеется руки прочь от Пивоварова, совсем <с ума сошли>.
И если вдруг Пивоварову понадобится какая-то поддержка, то готов всеми силами участвовать, я Андрея еще со времени самого кромешного олдскула знаю, он честный человек.
В качестве главной версии происходящего в Костроме оппозиционеры называют провокацию.
Который раз в связи с новостями хочется сказать: это уже ни в какие ворота не лезет (если цензурно). И вот, тем не менее, снова.
Dmitry Gudkov
Задержание в Костроме главы предвыборного штаба ПАРНАСа Андрея Пивоварова чуть больше, чем полностью, похоже на провокацию.
Вначале его зовут проверить подписи по ведомственной базе (на фоне истории в Новосибирске от такого предложения трудно отказаться), а после «берут» прямо в полицейском кабинете за «неправомерный доступ к компьютерной информации». Таким совпадений не бывает.
Причем удар это не только по репутации партии, которую сейчас постараются очернить все провластные СМИ. Я очень сильно подозреваю, что в ближайшее время собранные костромские подписи, которые проверял Пивоваров, будут объявлены вещдоком, а значит, Яшину нечего будет представить в избирком. Таким образом, в Костроме применили иную, нежели в Новосибирске, тактику, хотя менее шулерской и преступной она все равно не стала.
Если мои подозрения подтвердятся, то провокацию можно будет считать на сто процентов доказанной.
На сайте Change.org уже подписывают петицию за освобождение оппозиционера.
Мы считаем Пивоварова невиновным в связи с тем, что он не совершал никаких противоправных действий. Никакого неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, который бы повлек уничтожение, блокирование, модификацию или копирование этой информации (то есть то, в чем подозревают Пивоварова следственные органы), он не совершал.
Распространяемые рядом СМИ сведения о том, что Пивоваров якобы «пытался купить базу УФМС», не соответствует действительности. Это прямая ложь.
Есть, однако, вопросы и к самому Пивоварову, и к его соратникам. Главный из них такой - зачем было договариваться с полицейским о проверке базы данных и таким образом "подставлять" себя?
Пивоваров, конечно, невиновен. Но <...>, не хочешь сесть, не ходи к ментам. Как не в России живете.
Ситуация выглядит предельно мутной именно в формулировке "появилась возможность проверить подписи". Зачем проверять по некоей базе мвд если избирком пользуется базой фмс? Почему это некая мутная "возможность" а не ясная процедура?
В результате охранители "продвигают" такую версию:
Что хочу сказать. Все эти дружелюбно и конструктивно настроенные председатели избиркомов с хорошей репутацией, сотрудники полиции или других силовых органов, вдруг изъявляющие готовность помочь с проверкой данных - это все звенья одной цепи и люди одного качества. У них есть только желание выслужиться и сделать приятное начальству, получить премию, новое звание или хотя бы благодарность. Надеяться на них, доверять им, вступать с ними в договоренности - это верный путь пасть жертвой предательства или провокации.
Это просто надо запомнить.
В общем, не верь, не бойся, не проси. Именно так озаглавлена статья в "Ведомостях" о снятии того же ПАРНАС с выборов в Новосибирске.
Двойные стандарты не новость, и сами факты отказа в регистрации тоже. Смысл происходящего глубже. Представители оппозиции делают все возможное, чтобы держаться в законном поле, а Кремль руками менеджеров АП сознательно загоняет политически активных граждан в подполье. Подчеркнем это для памяти.
В Новосибирске не только продолжается голодовка протеста, но и идет проверка по заявлению одного из сборщиков подписей, которого в коалиции считают "засланным казачком". И здесь цитируем Следственный комитет:
По предварительным данным, между избирательным объединением региональное отделение политической партии «Республиканская партия России - Партия народной свободы» и сборщиком подписей заключен договор о сборе подписей при проведении избирательной компании. По мнению заявителя, ему не выплачена в полном объеме сумма вознаграждения, предусмотренная договором.
Ситуацию с отказом в регистрации Леонид Волков подробно описал, например, в интервью изданию Atas.info
Мы, когда шли в облизбирком, не собирались голодовки устраивать. Мы рассчитывали, что нас выслушают. Одно дело, если бы нам десяти подписей не хватило, но все было бы рассмотрено и разобрано. Мы бы тогда пошли судиться, выбрали бы какие-то спокойные методы решения всех этих вопросов. Но на фоне того беспредела, который <...> происходил, наше решение о голодовке было неизбежно. <...>
Что вы намерены делать дальше?
В юридическом плане мы обжалуем решение облизбиркома в Центризбиркоме, а в политическом плане мы проводим легальное протестное действие – голодовку с вполне конкретными целями и критериями. Мы рассчитываем на объективное рассмотрение нашей жалобы, мы рассчитываем на повторную проверку наших подписей по актуальной базе, либо просто на отмену этой абсолютно липовой и фейковой справки УФМС, на основании которой нас сняли. Мы надеемся, что все это, согласно избирательному законодательству, в течение недели разрешится и эта история закончится. Если она не разрешится и, если правовой беспредел будет продолжаться, то тогда мы будем думать, что делать дальше.
Вот позиция Юрия Петухова - главы избиркома Новосибирской области:
Я не хочу комментировать, пусть останется на совести моральная составляющая этих людей, но мы столкнулись с совершенно понятными провокативными действиями, причем, скоординированными. На протяжении работы рабочей группы предпринимались попытки срыва, мы были свидетелями этого. И, естественно, задача была одна, чтобы мы не рассмотрели [заявку] до полуночи в последний день, когда нужно было принимать решение. Еще, представляемые копии паспортов, о которых они говорят, – мы не можем их брать на рассмотрение, потому что, и мы говорили им об этом, если выявляется такая ситуация, значит, пожалуйста, – в УФМС. Уполномоченный государственный орган нам дает соответствующий документ. Так прописано в законе. <...> мы сделали все в соответствии с законом, мы предоставили все необходимые условия для партии, для того, чтобы мы смогли рассмотреть их возражения. Но при этом складывается впечатление, что они особо и не хотели, чтобы мы нашли истину.
В Магадане подписи, собранные Демкоалицией, проверяли сегодня - и, судя про всему грядет "новосибирский сценарий":
Магаданские жулики творчески обработали сигнал из Москвы и решили снять нас по самому фантастическому основанию.
Подписей нам надо было сдать совсем немного — 615 штук, мы собрали больше 1000 и из них выбрали лучшие. Мы многократно говорили, что наши подписи — образец качества для подписных листов, мы отправляли их графологу в Новосибирск на проверку, проверяли по всем возможным базам — ФМС, РосРеестр, ЦИК, устраивали общественную проверку (на которую не пришел ни один местный представитель власти, только СМИ, хотя приглашения разослали всем), исправляли все возможные неоднозначные восприятия символов. <...>
И по какому же основанию нас решили снять? За рисованные подписи. То есть чуваки просто собрались, пораскинули мозгами и решили взять самое наглое и адовое основание: “Ага, они говорят, что целыми днями ходили по квартирам и собрали идеальные подписи? Ну тогда скажем, что они их нарисовали”. Причем, рисованными признали в первую очередь мои подписи. Ни одна подпись “платников” не была забракована. То есть я, как кандидат, собрал 100 с лишним подписей и 10 нарисовал. Ад.
Владимир Милов так оценивает нынешнюю ситуацию с региональными выборами:
Ну что, противостояние Единая Россия vs. Демкоалиция на региональных выборах 2015 года перешло в горячую фазу. В Новосибирске нам не только пока отказали в регистрации (мы обжалуем в ЦИК), но еще и пытаются дело возбудить - судя по всему, по доносу "токсичного сборщика". В Костроме, как вы, наверное, слышали, арестовали Андрея Пивоварова. У меня есть данные, что по Калуге готовится против нас провокация. В Магадане сейчас решение по регистрации списка только предстоит в ближайшие дни, но на Демкоалицию выливаются самые бурные потоки грязи в местной прессе.
В общем, как там в целом разрешится ситуация, будет ясно в ближайшие пару недель, однако уже сейчас ясно, что:
1) Демкоалиция стала главным политическим соперником партии власти на выборах, против нее скоординированно направляются все возможные ресурсы - медиа, силовики, административная машина, избиркомовская вертикаль. Никто такого внимания больше не удостаивается. По сути, то что мы видим - бинарное противостояние "Единая Россия vs. Демкоалиция", реально активных участников политического процесса больше нет, все остальные поджидают в сторонке и готовятся привычно "питаться падалью" после того, как реальную оппозицию с выборов снимут.
2) Предпринимаются такие скоординированные усилия по недопуску Демкоалиции на выборы, что не остается сомнений - это все делается из единого центра, из Кремля. По крайней мере, на это наводят два фактора - (а) активное участие силовиков и (б) то что сильнейшее давление имеет место во всех регионах, не эпизодически.
Кирилл Шулика
Произошло следующее. Власть поставила заградительный барьер с подписями, причем, реально заградительный и запретительный. В прошлом году на выборах в Мосгордуму он сработал, очень мало оппозиционеров собрали подписи (3% от числа избирателей в округе), а те, кто собрал, ничего не могли противопоставить справкам УФМС.
В Новосибирске выяснилось, что оппозиция теперь этот барьер преодолевает. <...>
И вот с утра приходит информация об аресте в Костроме начальника штаба Андрея Пивоварова, а к вечеру информация о расследовании якобы мошенничества при сборе подписей в Новосибирске.
Означает это одно - закон о выборах оппозиция преодолела, поэтому включили репрессивный аппарат государства, то есть опричнину. То есть теперь решено прямо через действия опричнины не пускать оппозицию на выборы.
Это новая политическая реальность для нас и мы будем думать, что в ней делать. Одно дело, когда тебе просто отказывают в регистрации, а другое дело, когда при этом еще и сажают в тюрьму.
А что желать в этой "новой" политической реальности - пока не очень ясно. Александр Кынев на "Слоне" написал целый панегирик "Демократической коалиции" - по его мнению, новосибирская история изменила российскую политику:
Сидеть за чашкой чая на кухне – значит, по сути, признаваться в своей политической импотенции. Власти еще лучше и удобнее, когда вы просто уезжаете и не мешаете ей делать все, что ей заблагорассудится. И дело так обстоит не только в политике. Можно ли представить, чтобы Джордано Бруно с чашкой чая в руках рассуждал о том, что доказывать что-то бессмысленно, рано или поздно общество дозреет само и что главное в борьбе с научными заблуждениями – это не участвовать в них? <...>
Превращение избирательной кампании и сбора подписей для Демократической коалиции в реалити-шоу тоже может повлиять на многие последующие избирательные кампании в России, уже не говоря о тотальной дискредитации института сбора подписей и их проверок в нынешнем виде.
Допустим, институт этот дискредитирован. Но, может быть, властям это и надо?
Marina Litvinovich
Если встать на гипотетическую позицию Володина, то совершенно непонятно, зачем ему вообще допускать кого бы то ни было несогласованного до участия в выборах.
У нас в голове есть ложное, на мой взгляд, предположение, что "власть хочет хорошо выглядеть и делать вид, что соблюдает демократические нормы и политичесую конкуренцию". Перед кем она так хочет выглядеть? Раньше считалось, что перед Западом. Но сейчас это смешно, потому что после 300 трупов в малазийском боинге, после зеленых человечков, захватывающих органы власти другого государства, после участия в войне с Украиной, где количество "200-ых" посчитать затруднительно - ну какие могут быть идеи по поводу "изобразим соблюдение демократических норм и конкурентных выборов"? Ни России, ни Западу эти маскарады уже давно не нужны.
Не нужен этот маскарад и гражданам России. Придя на выборы, гражданин, безусловно, получит "широкую политическую конкуренцию" у себя в бюллетене, куда будут вписаны партии - начиная от думских и, заканчивая одобренными АП спойлерами и карликами.
Остается аргумент: "Ну, Володин же сам говорит, что не хочет повторения волнений после выборов 2011 года..." Конечно, не хочет. Но для этого уже задействованы другие методы: силовые, медийно-ударные, методы запугивания и физического устранения.
Не дает ответа на вопрос "что делать?" и Кирилл Шулика
Вот раньше что говорили? Не ходите на митинги, особенно несанкционированные, вас посадят, поэтому ходите на выборы. Теперь стали сажать за походы на выборы. Это все понятно и тут мы имеем новую политическую реальность, повторю.
При этом я вот что вам скажу... Если вы хотите организовать уличное сопротивление, Майдан или что угодно, то, пожалуйста, флаг в руки и барабан на шею. Только вам слабо. Вы можете писать мне сюда, что нельзя играть с шулерами и вообще вот у Украины получилось, сделать же что-либо вам слабо. Я же за вас ничего делать не буду. В том числе и сидеть. Удивительные люди, говорят, не ходите на выборы, идите на Майдан. Идите... Я тут причем?
В комментариях жаркие споры.
Считаю, что играть с шулерами - бессмысленно. Надо или свои правила игры или колоду.
Но пока сдают они - вам да и нам - ничего не светит.
Правила же можно поменять только создав свою аудиторию, которая будет значительна до такой степени, что с тобой - будут считаться... <...>
Проблема всей нашей оппозиции в том, что она срачится, дурачится, ноет, хнычет, клянчит, делает что угодно, только не работает над имиджем и своей аудиторией.
Не предлагает идеи, проекты, шаги, реализации, а только срачится....
Другие считают, что "идея" и "проект" сейчас может быть только одна - защита от репрессий.
Anton Maliavski
Задержание в Костроме Andrey Pivovarov для Парнаса - проверка на наличие яиц. <...>
Касьянову бы сейчас не бесполезные петиции Колокольцеву сочинять, а ехать в Кострому и делать невозможное, чтобы отбить Андрея. Пусть хоть снимает свой пиджак от Brioni, ложится на нем у порога СК вместе с Яшиным и объявляет голодовку. Если не отобьют Пивоварова, - грош цена и Касьянову, и Яшину, и всей партии.