На уходящей неделе Государственное агентство Украины по вопросам кино лишило прокатного удостоверения еще один российский сериал – "Легавый". С июня этого года, когда на Украине вступил в силу закон о запрете демонстрации фильмов, содержащих "популяризацию органов государства-агрессора", такая же судьба постигла около 400 российских фильмов и сериалов. Сериалы, выпущенные с начала агрессии России против Украины, то есть с 2014 года, попадают под запрет автоматически. Остальную теле– и кинопродукцию российского происхождения приходится просматривать членам специальной комиссии, которая голосованием решает вопрос о запрете или разрешении на его показ. Каково это – часами смотреть "Бандитский Петербург", "Спецназ-2" и "Ментовские войны"? Приходит ли на место запрещенных российских сериалов качественная украинская продукция? Радио Свобода поговорило с членом экспертной комиссии Госкино Украины по вопросам публичной демонстрации и распространения кино– и видеофильмов Сергеем Осначем.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– Как вы попали в состав комиссии Госкино, чем вы занимались до этого?
– В комиссию меня делегировало общественное гражданское движение "Вiдсiч" ("Отпор"). По профессии я инженер, но в жизни мне приходится заниматься больше творческой деятельностью. В свое время я писал сценарии, небольшие пьесы, переводил. Так что для меня это не новый вид деятельности. Кроме того, в своей гражданской деятельности я занимаюсь изучением пропаганды. Можно сказать, что это основной род моей деятельности. Я мониторю телевизионный эфир, радиоэфир, изучаю вопросы информационной безопасности страны. Написал про это книжку "Языковой аспект гибридной войны". Занимаюсь в основном информационной безопасностью.
– На днях на Украине был запрещен к показу очередной российский сериал, "Легавый". Я посмотрел на сайте Госкино протокол заседания комиссии (текст протокола, .doc), члены которой голосовали за и против этого решения, оно было принято практически единогласно. Как это происходит? Что предшествует этому голосованию? Члены комиссии вынуждены смотреть все серии подряд, что-то избранное, или решение принимается по формальным признакам?
– Госкино у нас некоторые фильмы может запрещать автоматически, без участия комиссии. Под запрет подпадают фильмы, которые пропагандируют органы государства-агрессора, то есть России, если в этих фильмах персонажи создают позитивный образ работников органов государства-агрессора. В первую очередь это работники спецслужб, российские военные, милиционеры и так далее. Кроме того, под запрет попадают фильмы, в которых снимались или принимали участие те, кто внесен в список людей, угрожающих национальной безопасности. Этот список формирует Министерство культуры по согласованию с СБУ и еще некоторыми органами. Также под запрет попадают фильмы, выпущенные начиная с 2014 года. Это такая санкционная норма, то есть Украина отказывается потреблять продукт государства-агрессора. Поэтому что касается запрета, то могут использоваться либо эти критерии, либо комиссия находит в фильме, который под эти критерии не попадает, российскую пропаганду. Тогда этот фильм тоже запрещают.
Нам Госкино выдает диски, члены комиссии смотрят фильмы на этих дисках дома и выносят вердикт. Это на самом деле ад. Нам нужно молоко давать за вредность
Нам Госкино выдает диски. Каждый член комиссии смотрит фильмы на этих дисках дома и выносит свой вердикт. Это на самом деле ад. Нужно сказать, что хорошие русские фильмы к нам в комиссию не попадают. Во всяком случае, очень и очень редко. Приходится смотреть этот трэш про российских ментов, спецназовцев и бандюганов. К сожалению, иногда бывает, что мы пропускаем что-то, что-то не замечаем, но в принципе комиссия достаточно внимательно смотрит эти фильмы и выносит соответствующее решение.
– Но это же огромное количество материала, десятки серий. Это, наверное, занимает все свободное время. Можно здоровым человеком остаться на такой работе?
– Без сомнения, нам должны давать молоко за вредность. И вообще, для того чтобы качественно отслеживать всю российскую пропаганду в теле- и кинопродукции, нужен огромнейший штат и средства. К этому вопросу нужно подходить фундаментально. Конечно, у нашей комиссии, в состав которой входит около 30 человек, очень много работы. Отфильтровать все не удается. Именно поэтому общественность в Украине выступала за полный запрет российской продукции, за исключением, возможно, фильмов и кинематографистов, которые открыто поддержали Украину, или же за исключением фильмов, которые на самом деле являются шедеврами киноискусства, которые, например, получили какие-то призы на международных фестивалях.
Диалог из российского сериала "Детективы", 2006 год:
– Члены комиссии получают какие-то деньги за свою работу?
– Гонорар членов комиссии достаточно скромный – это 30 гривен (86 рублей. – РС) за фильм, который идет два часа. Его надо посмотреть, чтобы изучить, чтобы проверить персоналии в этом фильме. Можете сами судить об уровне оплаты труда. У нас члены комиссии этим занимаются в основном не за деньги, а чтобы защитить страну.
– Есть ли что-то такое в этой бесконечной череде телепродукции и кинопродукции, что вам запомнилось, вызвало какие-то особенные яркие эмоции? Может быть, даже в российских сериалах "про ментов" попадаются талантливые актеры, хорошие диалоги, крепкие сценарии?
Если персонаж украинец, то это обязательно либо предатель, либо трус, либо какой-то идиот
– Ничего хорошего я в российских сериалах про ментов не видел. Напротив, постоянно попадаются российские фильмы, не только про ментов, а вообще, где если персонаж украинец, то это обязательно либо какой-то предатель, либо трус, либо идиот или энкавэдэшник. Обязательно это будет украинец с украинской фамилией. Это очень часто в российских фильмах попадается. Яркий пример такого пропагандистского русского кино – это сериал, который, к счастью, сейчас уже запрещен в Украине, "Если завтра в поход" (основное название – "Тайна волчей пасти". – РС). Там снимался Пореченков. Этот фильм мы запретили еще в прошлом году. Самое ужасное, что это фильм для детей. Он снимался еще в 2004 году. Там показан конфликт между россиянами и украинцами в Крыму. Тогда он был еще не военным конфликтом. Украинцы там показаны идиотами, которые слушают Сердючку. Рядом с ними показаны россияне, воспитанные, интеллигентные, патриотичные. Это ужасно. Ужасно, что такая фашистская телепродукция производится даже для детей. В принципе, такие лейтмотивы прослеживаются во многих и многих российских фильмах.
– Были какие-то российские фильмы или сериалы, которые комиссия отсмотрела и разрешила показывать?
– Конечно! Мы запрещаем все, что попадает под действие закона. Мы не можем руководствоваться какими-то своими эстетическими вкусами и запретить какой-то российский сериал. Если он не содержит пропаганды и не попадает под действие закона, то такой фильм мы разрешаем. Я могу назвать цифры. После вступления в силу закона "О защите информационного пространства", в украинском телеэфире осталось 29% российских фильмов. До того было где-то около 30%. На самом деле, объемы российского и русскоязычного телепродукта в эфире украинских телеканалов почти не сократились. При этом на украинском телевидении только 28% украиноязычного продукта. Говорить о том, что введены очень жесткие нормы, я бы не стал. Скорее наоборот, Украина очень сдержанно отвечает на информационную агрессию со стороны России.
– Получается, что российский пропагандистский продукт был замещен более качественным?
– Я бы сказал, что качество всего российского продукта приблизительно одинаково, что пропагандистского, что нет. Другой вопрос, что частично мы убрали некоторые пропагандистские российские фильмы из эфира. Частично еще телеканалы позволяют себе нарушать закон и показывать фильмы, которые должны быть запрещены. А что касается качества, то оно как было, так и осталось на достаточно низком уровне.
– Юрий Артеменко, председатель украинского Национального совета по телевидению и радиовещанию, три месяца назад в интервью РС сравнивал российские сериалы и российскую телепродукцию с героином. Удалось ли, если следовать этой метафоре, украинским телезрителям хоть немного слезть с этого наркотика?
– Есть такое издание и общественная организация "Телекритика". Она проводила мониторинг и выяснила, что более 60% украинцев не смотрят российских сериалов. Это означает, что телеканалы (а у нас в основном все ведущие телеканалы показывают российские сериалы в прайм-тайм) сознательно отвергают большую часть своей потенциальной аудитории, показывая эти фильмы. Кроме того, телеканалы платят за это огромные деньги. В прошлом году за российские сериалы Украина платила иногда в десятки раз дороже, нежели за сериалы из других стран. В этом году уже не такая разница в ценах, но все равно российские сериалы стоят для Украины в разы дороже, чем сериалы из других стран. Наши телеканалы сознательно идут на ограничение своей аудитории и сознательно платят огромные деньги за русское кино, за русские сериалы. Это говорит о том, что им в своей деятельности важней не информационная безопасность и не запросы аудитории, а что-то другое. По нашему мнению, во-первых, они, скорее всего, получают откаты от российских производителей. Есть и пророссийски настроенные менеджеры определенных каналов.
Определенная категория людей у нас смотрит практически все, что им показывает телевизор
Сказать, что украинский зритель слез с этой иглы? Нельзя сказать, что весь украинский зритель сидел на этой игле. Можно сказать, что определенная категория людей у нас смотрит практически все, что им показывает телевизор. Поэтому некачественный и вредный контент просто нужно заменить. Для этого нужно влиять на телеканалы, которые, к сожалению, пока что не заботятся об интересах зрителя. И влиять на телеканалы в первую очередь должен был бы как раз Национальный совет по телевидению и радиовещанию. К сожалению, он это делает очень пассивно, я бы сказал, чрезвычайно пассивно.
Сцена из российского сериала "Яблоневый сад", 2012 год:
– Что с украинской телепродукцией? Ей удается пробиться на телеэкраны?
По закону у нас как минимум половина контента на телевидении должна быть украинской. Наши телеканалы считают украинским контентом рекламу – это уже 20%. А остальное дополняют некачественными шоу
– Это еще одна больная тема. Дело в том, что по закону у нас как минимум половина контента на телевидении должна быть украинской. Наши телеканалы считают украинским контентом рекламу – это уже 20%. А остальное дополняют некачественными шоу. Изредка показывают какое-то украинское кино. Как правило, они это делают ночью, чтобы никто не увидел. В Украине достаточно много снято фильмов и за период независимости, и раньше в Украине существовало хорошее кино. Но эти фильмы почему-то очень настойчиво игнорируются. То же самое можно сказать и о мировой киноклассике. Всего этого на украинском телевидении нет. У нас просто идут очень примитивные российские фильмы и часто не менее примитивные фильмы из других стран. К сожалению, есть целые сообщества кинематографистов, которые снимают современный интересный контент, но украинские каналы этот контент не покупают, не демонстрируют. Они больше склонные показывать какие-то украинские сериалы типа "Последний москаль", нашумевший сериал, который больше похож на издевательство над украинцами, нежели на какой-то нормальный кинопродукт.
– У вас есть любимые советские, российские фильмы, которые вы пересматриваете, которые, по вашему мнению, при любых политических раскладах должны остаться в украинских кинотеатрах и на телеэкранах?
– Без сомнения, такие фильмы есть. Не скажу, что их много, но, например, я уважаю творчество Данелии, могу еще долго перечислять. Но сейчас у нас в стране такая ситуация, когда гибнут люди, когда на нас напал сосед. Погибли уже тысячи украинцев, многие получили увечья. Даже если в стоящем фильме попадется какой-нибудь рашист, который поддержал агрессию, который поддержал оккупацию Крыма, который ездил поддерживать оккупантов на оккупированной украинской территории, у меня рука не дрогнет такой фильм запретить.