В Петербурге на Дворцовой площади полиция задержала троих ЛГБТ-активистов, которые пытались развернуть в День ВДВ радужные флаги. А руководителя петербургской ЛГБТ-организации St.Petersburg Pride Юрия Гаврикова, собиравшегося провести на Дворцовой площади в 14 часов одиночный пикет, полицейские задержали при выходе из дома. Акции за права сексуальных меньшинств в России 2 августа должны были состояться в Москве, Архангельске, Екатеринбурге и других городах, однако организаторам либо было отказано, либо они сами отказались от своих планов по причинам безопасности и откровенного давления и угроз, в том числе со стороны властей и полиции.
На своих страницах в социальных сетях Юрий Гавриков написал, что на него "налетели" двое мужчин, после чего подошли сотрудники полиции и доставили активиста в отделение, обвинив в том, что он нецензурно выражался и нарушал общественный порядок. Гавриков категорически отвергает обвинения. Суд над ним должен состояться в понедельник, 3 августа. Сам Гавриков напоминает, что в мэрию Санкт-Петербурга заявки на проведение и митинга, и шествия подавались на разные числа – 25 июля, 1 или 2 августа (на Марсовом поле), а также 8 или 9 августа, но во всех случаях власти города ответили отказом. В одних случаях это, по словам Гаврикова, было сделано по откровенно надуманным предлогам, в других якобы из-за возможных нарушений заявителями законов о защите детей от вредной информации и о запрете на пропаганду гомосексуализма.
После всех отказов Юрий Гавриков заявил, что выйдет на одиночный протестный пикет, во время которого он, по его словам, заодно хотел показать сотрудникам полиции, что, в случае его задержания, они сами нарушают закон. При этом Юрий Гавриков подчеркивает, что дата 2 августа, День ВДВ, выбрана им не случайно – как было и год назад, когда в аналогичном пикете на Дворцовой площади несколько секунд простоял его знакомый, активист ЛГБТ-движения Кирилл Калугин. Угрозы насилия со стороны ветеранов ВДВ, сказал Гавриков в интервью Радио Свобода за несколько часов до своего задержания, его не пугали:
– Напряженность, которая возникает в соединении двух аббревиатур, "ВДВ" и "ЛГБТ", как раз вызывает определенные дискуссии и интерес. И это как раз возможность использовать этот интерес, чтобы донести все-таки те послания и требования, которые хотелось. Но власти такой возможности нам не предоставили.
– Я читал ваши тексты в соцсетях, где вы рассуждаете о понятиях "свободы" и "безопасности". Вы считаете, что в головах людей в России постоянно происходит выбор в пользу того или иного, и что это несовместимые в нашей жизни пока вещи?
– Понятие "безопасность" и понятие "свобода" в моем представлении лежат на достаточно противоположных полюсах. В демократических странах, которые так или иначе имеют цивилизованные законодательные нормы, где четко работают правоохранительные и судебные органы, безопасность находится в определенном балансе с правами и свободами. Но как только происходит перевес в одну из сторон, я имею в виду – в сторону безопасности, это приводит к автоматическому ограничению прав и свобод. В России мы находимся на той стадии, когда ограничение прав и свобод заметно достаточно сильно. И вот этот спектр возможностей, свободы, ограничен для целого ряда политических движений, для целого ряда правозащитных движений и для целого ряда социальных групп, в том числе – в отношении ЛГБТ.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– Если оценивать именно гражданскую позицию российского ЛГБТ-сообщества, то оно очень расколото. Большая часть ваших личных знакомых скорее живет сейчас в страхе или в надежде?
– ЛГБТ-сообщество – это, конечно, не однородная структура. Люди здесь придерживаются абсолютно разных взглядов и мнений. Структура ЛГБТ-сообщества абсолютно четко отражает структуру всего российского общества. В этом плане разницы никакой – за исключением того, что обычные люди, которые живут своей обычной жизнью, не подвергаются такому количеству прессинга и насилия и со стороны законодательства, и с бытовой стороны – при полном отсутствии гарантий со стороны государства, правоохранительных органов. Геи, подвергшиеся физическому нападению или ограблению, потом, приходя в полицию, получают не то что усмешки, а еще и угрозы! Таких случаев много, и потому многие люди живут в ощущении не прекращающейся опасности. Это необходимо каким-то образом менять. Одна из возможностей – доносить подобные проблемы путем публичных акций, публичных мероприятий.
– Говоря о переменах, есть ли "лекарство", образно говоря, которое может что-то поменять в головах даже не власти, а обыкновенных жителей России в их отношении, в их стереотипах касательно ЛГБТ?
Геи, подвергшиеся физическому нападению или ограблению, потом, приходя в полицию, получают не то что усмешки, а еще и угрозы!
– ЛГБТ – это социальная группа. Такая же, как и этнические меньшинства, и различные религиозные объединения. Деление, общества на подобные социальные группы приводит к их самоизоляции. Социум зачастую не имеет представления о тех или иных проблемах отдельных социальных групп. Соответственно, они не вырабатывают должного понимания, возможности диалога и путей решения этих проблем. Если другие социальные группы имеют доступ к образовательным процессам, не в смысле школ и институтов, а в смысле донесения информация, могут распространять ее, чтобы объяснять те или иные проблемы, правовые коллизии, с которыми приходится сталкиваться людям, то мы этой возможности лишены. ЛГБТ – это изолированная со стороны государства социальная группа. У нас нет возможности донести даже элементарную информацию до общества, чтобы оно меняло свое отношение и сознание. Чтобы это сделать, можно и нужно идти путем искусства, идти путем культуры, образовательных программ, менять законодательные нормы, в первую очередь брачное законодательство для однополых пар, как это сделано во многих европейских странах и в США. В современном обществе, в XXI веке общество настолько глобализировано и настолько объединено коммуникациями, что мы прекрасно знаем, как живет мир, как живут другие страны. И почему они вводят те или иные законодательные нормы в отношении ЛГБТ-сообщества: для защиты от преступлений и ненависти, для регулирования законного равноправия, для регулирования правовых отношений между семьей и государством.
– Вы верите в то, что в России через какое-то время будут приняты законы, полностью закрепляющие права ЛГБТ, в первую очередь право на нормальные законные браки?
– Безусловно! Наш социум меняется, так же как и любой другой. И мы развиваемся, несмотря на политические пертурбации и экономические проблемы. В 80-90-х годах в тех же США в обществе было примерно похожее отношение к ЛГБТ. Но понадобилось 30-35 лет для того, чтобы поменялись взгляды – и на межрасовые браки, которые были также когда-то запрещены, и потом на браки однополые. В этом плане мы точно так же проходим этот путь, как и любая другая страна. Это вопрос времени – и попыток либо способствовать этому, либо пытаться повернуть время вспять и вернуться в средневековье.
– Я среди ЛГБТ-активистов встречал другие, более пессимистические мнения. Поэтому, наверное, они даже уже не уезжают, а бегут из России. Можно вспомнить ту же Наталью Цымбалову, например.
– Я думаю, что нужно взглянуть на историю развития других стран и сравнить наше общество в данное время с теми процессами, которые происходили в других странах в 60-х, 70-х, 80-х, 90-х годах XX века. Динамика абсолютно четкая. Просто мы в России запаздываем. Да, естественно, нельзя всю жизнь положить на борьбу с государственными и общественными стереотипами, с религиозным мракобесием. Но ситуация меняется – медленно, но меняется, и только за счет усилий людей.
– Когда вас, а это неизбежно, я думаю, обвиняют в саморекламе, в самолюбовании, что вы отвечаете этим людям? Как и на неизбежные выпады в стиле: "Ну, что тебе тихо не сидится?"
– У меня – активная гражданская позиция. Если я могу говорить, если я могу доносить какой-то "месседж", я это делаю. Если этого не делают другие люди, то ли потому, что они не умеют, то ли потому, что они не хотят или опасаются, в этом нет ничего плохого. Это вопрос личностного развития. Я раньше тоже не делал ничего подобного. Например, когда меня обвиняют в каком-то "самопиаре", я, действительно, часто слышу подобные упреки, я отвечаю: другие точно так же могут давать интервью и рассказывать о своих проблемах – социальных, иных, о проблемах других людей, которые сталкиваются со сложностями, и отражающими всю суть проблем ЛГБТ-сообщества. Мир большой, все могут это делать! – считает глава петербургской ЛГБТ-организации St.Petersburg Pride Юрий Гавриков.
На прошлой неделе в проведении акции 2 августа ЛГБТ-активистам отказали власти Архангельска. В мэрии этого города также сослались на возможное нарушение закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". "В Архангельске нет мест, где не находились бы дети, в связи с чем власти не могут предложить какое-либо другое место для проведения публичных мероприятий", – заявил глава департамента организационной работы мэрии Сергей Намойлик.