Дели и умножай

Каршаринг – совместное пользование автомобилями – довольно распространенное явление в западном мире. Кооперироваться могут люди и фирмы, которым не по карману собственные легковые машины, фургоны, грузовики, сельскохозяйственная и промышленная техника. Особенностью бергенского каршаринг-сообщества Bildeleringen является то, что его создателей и участников прежде всего интересует не прямая экономическая выгода, а экологическая составляющая каршаринга: воздух станет чище, если горожане будут использовать меньшее количество автомобилей.

Отказаться от единоличного владения машиной ради повышения качества жизни всех горожан? Кто-то скажет, что это экологический фанатизм и крайность. На самом деле норвежские автовладельцы-экологи куда более прагматичны, чем это кажется на первый взгляд. Они знают, что "здоровый" город будет лучше благоустроен, а семейство самого эколога получит больше экономических, социальных и культурных ресурсов для развития.

Давайте подумаем, что люди на самом деле хотят привнести в свою жизнь, покупая личный автомобиль? Большинство скажет, что их цель – комфортное и независимое перемещение по городу. Но на практике мы видим, что автомобиль используется как транспорт не только в буквальном смысле. Люди хотят создать видимость благополучия, иллюзию высокого качества жизни, переместиться в престижный социальный класс. Тот, кто не может купить автомобиль, размещает в интернете свою фотографию на фоне чужой дорогой машины.

Что люди получают, когда делают социально ответственные инвестиции? Они действительно изменяют свой социальный статус и приобретают то, что, казалось бы, купить нельзя: чистые воздух и воду, долгую счастливую здоровую жизнь для себя и своих потомков, будущее. В случае каршаринга к этому добавляется возможность в любое время взять наиболее подходящий для текущей рабочей или семейной ситуации автомобиль: чтобы уместились все родственники, приехавшие в гости, все дети, отправляющиеся на пикник по поводу дня рождения, все вещи при переезде или все покупки в строительном магазине. Каршаринг активно используют участники фестивалей, политических или общественных мероприятий. Эти люди перевозят на кооперативных машинах звуковую технику, палатки, продукты и другие тяжелые грузы.

Что если норвежских автомобилистов интересует удовольствие от реального социального доминирования – возможность прямого действия, влияния на такие значимые явления, как экология города?

Давайте перейдем от общих рассуждений к практическому вопросу: как работает норвежский каршаринг. По условиям договора стать членом Bildeleringen и затем выбирать любую из имеющихся машин может только достаточно ответственный и опытный водитель. Иностранные водительские права допускаются. Водитель должен заполнить схемы, внести залог (7400 норвежских крон, курс кроны к рублю 1:8,35), ежемесячно платить небольшую сумму (125 NOK). Получение машины стоит 30 NOK, затем надо платить за каждый километр поездки (до 250 км – 2,5 NOK, после 250 км – 1,5 NOK ) и за время пользования (с 8:00 до 22:00 в зависимости от типа машины один час владения машиной стоит от 16 до 34 NOK). В эту цену входят бензин, страховка, плата за дороги и въезд в город. Максимальная сумма, которая выплачивается водителем в случае аварии или повреждении машины, – 10 000 NOK, все остальное включено в страховку. Аренда небольшого грузовика на 3 часа и на 70 километров обойдется всего в 237 NOK, аренда небольшой машины на 3 суток и на 100 километров будет стоить 2452 NOK. На арендованной машине можно выезжать в другие страны.

Автопарк Bildeleringen состоит из машин самого разного типа – большие и маленькие, новые и подержанные, электрические, гибридные и бензиновые, многоместные пассажирские и грузовые. Бергенец – участник автокооператива (или фирма, которая заключила контракт с сообществом) может подать заявку на использование трех десятиместных VW Caravelle, тринадцати семиместных Peugeot 5008, двух Nissan Leaf Elbil, девяти Ford Fiesta, восемнадцати Peugeot 208, двадцати четырех Toyota Yaris, двадцати двух Ford Focus, девятнадцати Peugeot 308, десяти Peugeot 508, четырех Skoda Octavia 4x4, одиннадцати Toyota Avensis. Также можно заказать любой фургон или грузовик из двух Peugeot Partner, трех Peugeot Expert, четырех Ford Transit, трех VW Transporter.

Сколько автомобилей можно взять одномоментно? Столько, сколько залогов уплачено по контракту. Автомобиль можно получить практически сразу после подачи заявки, но иногда гораздо удобнее подождать час или два и взять автомобиль, паркующийся недалеко от вашего дома или недалеко от нужного магазина.

Тайник для ключей от автомобиля. Прохожий оставил вопрос "Почему?". Снимок Джонни Нордстрема

Момент получения ключей, на мой взгляд – самое любопытное звено во всем бергенском каршаринге. Ключи спрятаны в специальных ячейках в стенах домов неподалеку от мест парковки. Участник использует собственный ключ, чтобы открыть ячейку и достать автоключ. Это не единственные тайники в стенах норвежских домов. Банки используют ячейки для получения денег от клиентов. К банковским тайникам все в городе уже привыкли, а вот каршаринговые тайники пока вызывают недоумение у прохожих. С виду они похожи на замок в стене, но это замок, который ничего не открывает. Один из членов Bildeleringen, Джонни Нордстрем, сфотографировал граффити-вопрос, оставленный около одной из ячеек с ключами: "Почему?"

По возвращении на автопарковку надо сделать запись в бортовом журнале. Важно указать замеченные технические неисправности, километраж, время и собственные координаты. После чего ключ возвращается на прежнее место.

Каршаринг – не единственная инициатива по обобществлению личной собственности. Наверняка вы слышали прежде слово "буккроссинг". Буккроссеры – это крупное всемирное читательское сетевое сообщество, которое в некоторых странах уже занимается созданием общественных книжных шкафов, а также двух почтовых вариантов свободного обмена книгами – букрея (без возврата) и букринга (с возвратом).

В то время как сторонники теории борьбы за выживание строят лестницы из костей своих собратьев, некоторые их удивительные современники создают кропоткинские "бесчисленные общества для объединенных действий со всевозможными целями", позволяют нам чувствовать себя разумными людьми и осознавать, что человечество не безнадежно

Фудшаринг – разветвленное международное движение, которое специализируется на культуре потребления и утилизации пищи, а практически занимается разумным распределением и использованием лишней еды. Коллекторы лишней еды – общественные холодильники или столы, карта которых доступна через интернет и телефонные приложения. Наполнением холодильников и столов заняты не только обычные участники сети, но и крупные фирмы, поставщики продуктов, рестораны. Существует и благотворительное международное сообщество, название которого переводится как "Продуктовый банк", "Пищевой банк" или "Банк продовольствия". Это движение объединяет тысячи людей по всему миру, есть объединенная "Глобальная сеть пищевых банков". Малообеспеченные и голодающие люди составляют большинство на общественных обедах. Состоятельные, состоявшиеся и одновременно социально-ответственные граждане также участвуют во фриганских и фудшаринговых мероприятиях в качестве организаторов и участников. Фудшаринг на Западе не является стигматизирующей инициативой, напротив, среди неофитов распространено бравирование участием в сети. С некоторыми оговорками можно сказать, что всемирная инициатива "Еда вместо бомб" является социально-политической разновидностью фудшаринга.

Что внутри каршаринговой ячейки? Снимок Любавы Малышевой

В русскоязычном поле активистских экспериментов широко известно слово "Фримаркет", но мало кто знает о том, что существует всемирная сеть Really Really Free Market. Фримаркеты проводятся анархистами во многих крупных городах мира. Суть акций состоит в том, что люди приносят вещи: одежду, обувь, украшения, технику, книги, мебель, растения, которые считают лишними, и пробуют найти что-то актуальное для себя среди принесенного другими. Бесплатные магазины работают по этому же принципу, но, в отличие от фримаркета, который имеет скорее фестивальный формат, магазины – место для волонтерского подвига и повседневного распределения "лишних" вещей.

Известно множество социальных сетей, которые создавались для совместного пользования жильем. Сквоттерские, байкерские, феминистские, хичхайкерские, хиповые, религиозные, эсперантистские, пацифистские, студенческие сети издавна предоставляли бесплатный – или практически бесплатный – ночлег путешественникам по всему миру. После распространения интернета гостевые сообщества добились действительно грандиозных результатов. Самый крупный гостевой сайт называется Hospitality Club ("Клуб гостеприимства"). Согласно его статистике, больше всего гостеприимных людей в Германии (97 663), во Франции (65 000), в США (53 931), Польше (49 380), России (39 818), Испании (30 685), Турции (27 275). Здесь вы можете узнать о других гостевых клубах.

Разумно ли это – уподобляться Франциску Ассизскому, разделяя с малознакомыми людьми жилища, одежду, еду, книги, жизнь? Для каких сообществ эффективна кооперация, а где она начинает буксовать? Элинор Остром, получившая Нобелевскую премию по экономике в 2009 году, написала книгу "Управление общими ресурсами: эволюция институтов коллективного действия", в которой показала, что коллективное управление собственностью действительно эффективнее единоличного или олигархического даже на глобальных уровнях (например, на уровне природопользования).

Факт, что древние идеи о солидарности снова становятся мейнстримом, не может не радовать. Но медлительность, с которой общество начинает прозревать, поражает. Библиотека утопической солидарности весьма велика, но мне хочется упомянуть сейчас только одно недооцененное на родине автора произведение. В 1907 году русский географ, историк и анархист Петр Кропоткин опубликовал книгу "Взаимная помощь как фактор эволюции", исследование о том, что солидарность имеет ключевое значение для прогрессивного развития биологического вида.

В то время как сторонники теории борьбы за выживание строят лестницы из костей своих собратьев, некоторые их удивительные современники создают кропоткинские "бесчисленные общества для объединенных действий со всевозможными целями", позволяют нам чувствовать себя разумными людьми и осознавать, что человечество не безнадежно.

Любава Малышева – гражданский активист, фотограф-документалист, живет в норвежском городе Берген