Прошло 25 лет со дня гибели Виктора Цоя. Если бы музыкант был жив сегодня, какую сторону он выбрал бы в политическом противостоянии? Участники группы "Мирко Саблич" уверены, что Цой выступил бы против сегодняшней российской власти и секты "КрымНаш".
Переделывая российские и советские фильмы и мультфильмы, объединяя их с новейшими фото- и видеодокументами, участники "Мирко Саблича" говорят о войне между Россией и Украиной. "Наша целевая аудитория – граждане двух стран, которые понимают, в какую бездну тянут нас нынешние российские власти", – объясняют музыканты. Это исключительно интернет-проект: Мирко Саблич и его друзья не хотят выступать на сцене, рассказывать о себе, предпочитают полуанонимность. Имени солиста, поющего за Виктора Цоя в новом клипе, они тоже не называют, сообщают только, что это известный человек.
Участник группы Евген Татарченко рассказал Радио Свобода о "Зоне Крым".
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– Мы решили выбрать Цоя, потому что это человек, которого знают и помнят многие и на песнях которого вырастало более чем одно поколение, он очень актуален. В этой песне нет лубочного юмора, мы попытались передать грусть от того, что происходит сейчас. Это грустная песня. У нас сначала был вариант другой, более шуточной песни, но мы решили выбрать печальную.
– Вы думаете, Виктор Цой, будь он жив сегодня, поддержал бы Украину? Вы знаете, какие метаморфозы происходят со многими кумирами – хотя бы недавняя история с Олегом Табаковым, его шокирующие высказывания... С Цоем тоже могло бы случиться такое.
– Мы можем только предполагать, но, зная круг общения Виктора Цоя – Борис Гребенщиков, Артемий Троицкий, многие другие, мне кажется, что его позиция была бы более похожа на ту, которую мы попытались вложить в его песню. Мы попытались это сделать с душой и честно.
– Вы несколько раз напоминаете, что "КрымНаш" – это секта. Но ведь это не секта – это государственная идеология, которую поддерживают миллионы людей.
Евгений Федоров выдает в эфир на полном серьезе, что Цой – агент ЦРУ, а песни ему писались в Голливуде
– Да, это очень тяжелый вопрос. Государственная идеология и техники, которые используются пропагандистской машиной, сродни тем, которые уже тысячелетия используются в религиозной сфере, то есть в сфере иррациональной. Такие техники используют идеологи Российской Федерации для донесения понятных месседжей для населения. И мы видим, что в российском обществе подавляющее большинство в той или иной степени разделяют верования, задекларированные руководителями секты "КрымНаш", как мы ее назвали в этой песне.
– И все же ваш Виктор Цой поет, что "крысы вот-вот сбегут с крымского корабля". То есть надежда есть?
– Надежда есть, но она базируется скорее на ощущении, чем на сухих фактах. Надежда есть, да.
– Вы использовали в клипе самые последние события, назначение православного священника директором заповедника в Херсонесе, фотографию россиян, которые разбирают на помойке раздавленные фрукты...
– Мы стараемся включать наиболее актуальные, знаковые события, которые получили огласку в сети. Нас не могла оставить безучастными попытка навязать светскому научному институту руководителя, который не имеет не только профильного образования, но и высшего образования вообще, является стороной, которая участвует в конфликте между научным учреждением и православной церковью.
– Я не опознал фрагмент из старого фильма, который вы использовали. "Консервация времени – это наш девиз", – кричит персонаж. Откуда это?
– Это из фильма "Игла". Александр Баширов играл героя по имени Спартак, к которому Цой приехал за деньгами. Нам это выступление показалось актуальным.
– И еще замечательный фрагмент из выступления депутата Евгения Федорова, который говорил, что Цоя придумали в ЦРУ и Голливуде.
– Это заявление, конечно, стоит отдельной песни. Но многие заявления современных российских политиков достойны быть в центре пародий, сатирического пассажа. Евгений Федоров выдает в эфир на полном серьезе, что Цой – агент ЦРУ, а песни ему писались в Голливуде, работники советских спецслужб знали об этом, но руководство спецслужб вступило в тайный сговор с американскими спецслужбами, поэтому Цою удалось донести этот сформулированный в Штатах месседж о том, что перемен требуют наши сердца. Это замечательный пассаж. Конечно, большинство подняло на смех это заявление, но ведь находятся и те, которые верят. Если есть хотя бы 5% верящих в это, то что говорить о других менее явно сфабрикованных посылах, которые мы слышим в средствах массовой информации современной Российской Федерации?
– Много в клипе рисунков Васи Ложкина. Любите этого художника?
– Да, Вася Ложкин получается нашим визуальным партнером, он отражает многие настроения, которые мы пытаемся передать в музыке и в текстах. Очень хорошо ложится его творчество под наш видеоряд. Опять же мы аматеры, мы хотели бы сделать более усовершенствованный технический продукт, но пока обходимся такими средствами. Хотелось бы более технично сделать, рафинированнее. Но это, наверное, мы отложим на следующие ролики.
– Группа переживает расцвет, у вас все больше поклонников, новые идеи. До заката далеко?
– До заката далеко. У нас много идей, разрастается число сторонников. Как вы знаете, сам проект "Мирко Саблич" – это сетевая инициатива, то есть она не предусматривает единого центра. Участники и те, кто поддерживает идеи, которые мы пытаемся распространить, помогают проекту тем, что распространяют линки "Мирко Саблича" в соцсетях или публикуют заметки в локальных СМИ. Число участников сердцевины проекта уже возросло, к нам подтягиваются люди более профессиональные. Мы начинали как любители, а сейчас уже есть несколько человек с профессиональными навыками. Если получится дальше существовать в таком гармоничном виде, будет хорошо, если вдруг возникнут творческие разногласия, мы можем разойтись на два проекта, один умеренный, другой – более жесткий.
– Показывают ваши клипы украинские телеканалы?
– Да, мы встретили наши клипы на трех или четырех украинских каналах, и мы, конечно, этому очень рады. Многие центральные каналы делают посты в соцсетях, когда выходят наши песни. Конечно, мы с благодарностью относимся к Радио Свобода, которое дает нам возможность высказать свои идеи и поделиться творческими планами.
– В таком случае спрошу о планах: какой музыкальный материал вы теперь планируете переработать?
– У нас уже готовы два или три ролика. Один лирический, задушевный: это герой Любшина в фильме "Пять вечеров" Никиты Михалкова, поющий "Губы окаянные". Песня очень камерная, для небольшого числа сторонников того аспекта нашего творчества, с которого мы, собственно, начинали. Но есть две другие заготовки, которые должны, судя по нашим микрофокус-группам, прозвучать, но это будет уже осенью, когда градус температурного режима в Украине спадет, а градус политического, скорее всего, опять, к сожалению, поднимется.