Одесские ЛГБТ-активисты планировали 13 августа открыть фестиваль квир-культуры "ОдессаПрайд". В его программу, помимо выставок и дискуссий, входил и намеченный на субботу Марш равенства, маршрут которого был согласован с милицией. Однако городской совет подал на организаторов акции в суд, и на заседании в среду, за день до начала фестиваля, суд решил запретить шествие, поскольку его проведение "может создать реальную опасность и угрозу общественному порядку в городе, а также здоровью и жизни участников и других граждан". Суд в своем решении учел, что в дни фестиваля в городе будут проводить два футбольных матча.
Организаторам фестиваля поступали угрозы от праворадикальных организаций, в частности, от "Правого сектора", а российская пропаганда использовала "ОдессаПрайд" для шельмования нового губернатора. На различных прокремлевских сайтах появились публикации о том, что будто бы Саакашвили и Гайдар хотят превратить Одессу в гей-столицу Украины и даже возглавить шествие по Дерибасовской. На самом деле решение о проведении фестиваля ЛГБТ-активисты приняли задолго до назначения Михаила Саакашвили губернатором и уже тем более до появления в Одессе Марии Гайдар. О том, что происходит сейчас, Радио Свобода рассказала председатель оргкомитета фестиваля Анна Леонова.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– В 8 часов вечера нас пригласили на заседание суда, где представитель мэрии потребовал запретить абсолютно все мероприятия, которые были указаны в планах мероприятий прайда. Это и дискуссионные площадки, и кинопоказы, и фото-, и арт-выставка. Суд удовлетворил обращение мэрии только частично – запретил нам проведение правозащитного мероприятия. Но мы столкнулись с другой проблемой. Сегодня утром нам позвонили абсолютно все наши арендодатели, с кем мы заключали договоры на дискуссионные площадки, на галерею для фотовыставки, на проведение развлекательных мероприятий, и сообщили, что в течение всей ночи на них оказывалось давление, поступали угрозы якобы от представителей власти, по телефону люди представлялись сотрудниками милиции и гарантировали им, что, если они не откажут нам в аренде площадок, у них будут проблемы, взрывы, они пострадают и понесут материальный ущерб. Сегодня утром мы оказались в ситуации, когда все участники, которые приехали на наши мероприятия, не смогли поселиться в хостел, потому что хостел отказался их принять.
– И как вы решили эту проблему?
– Мы частично расселили людей по квартирам, частично они находятся в некоторых номерах, которые нам удалось через логистическую службу снять по городу. Но, к сожалению, это временное решение, и завтра мы должны просто понять, что мы делаем дальше. У нас в городе не оказалось такой общественной площадки, где для нас была бы создана возможность даже с оплатой услуг аренды провести подобные мероприятия.
– То есть все мероприятия, запланированные на первый день фестиваля, сорваны?
– Сегодня оказался сорван воркшоп по обсуждению темы использования искусства как элемента правозащитной деятельности, мирного протеста. Также был сорван тренинг по безопасности и волонтерский тренинг по организации и проведению вот таких вот массовых культурно-образовательных мероприятий. К нам постоянно заходят представители милиции, представители СБУ и всячески настаивают, чтобы мы отказались вообще от проведения каких-либо фестивалей, а участники прайда покинули город.
– Почему все это произошло в последний момент? Ведь поначалу были договоренности и с милицией, и с городскими властями. Почему они вдруг поменяли свою позицию?
Из любой ситуации институт Киселева придумает медиаповод
– Меня это тоже очень удивляет, и я не могу понять этого. Мы были абсолютно открыты для диалога, были готовы обсуждать любой формат изменений места и времени, технических деталей, и, как нам казалось, милиция шла с нами на контакт. Но в течение последних трех дней ситуация резко изменилась, и было принято властью решение вообще игнорировать и саботировать проведение фестиваля квир-культуры в Одессе.
– Может быть, что это решение принято на уровне Михаила Саакашвили, или это исключительно городской уровень?
– Я, если честно, не знаю. Я сегодня была в обладминистрации, и мне была озвучена официальная позиция обладминистрации, она заключается в том, что обладминистрация будет хранить нейтралитет, и она очень надеется на то, что обе стороны – это мы и радикальные, маргинальные группы – будут находиться в правовом поле и попытаются избежать столкновений. Это официальное заявление обладминистрации.
– Действительно радикальные группы, "Правый сектор" вам угрожали. Возможно, запреты связаны с тем, что власти опасаются того, что будут столкновения и жертвы?
– Действительно в Одессе в эти выходные проходит футбол. Причем объявление о проведении футбольных матчей было оглашено существенно позже, чем мы объявили о проведении в Одессе прайда. То есть мы уже не могли никаким образом скорректировать время и место. Почему наши правоохранительные органы не могут держать ситуацию в городе под контролем, почему такое, как мне кажется, скромное событие, как фестиваль квир-культуры, который состоит в основном из дискуссионных площадок и получасовой правозащитной акции, приравнен к вопросам национальной безопасности, – мне это непонятно.
– Многие говорят, что во время войны такое мероприятие вообще не стоит проводить, потому что это на руку российской пропаганде. И тут есть некоторая логика, потому что российская пропаганда уже воспользовалась вашим мероприятием, связала его с именем Михаила Саакашвили, Марии Гайдар, и появляются публикации, что вот, значит, Саакашвили и украинская власть пытаются провести в городе парад секс-меньшинств. Что вы думаете об этой логике?
– Есть определенное зерно истины в том, что российские СМИ создают скандал. Но, как показывает практика, российские СМИ создают скандал и там, где его нет, из любой ситуации институт Киселева придумает медиаповод. Другое дело, почему наша обладминистрация не выступила с четкой информационно озвученной позицией относительно проведения фестиваля, почему я в течение всей этой недели не слышала никакого официального обращения ни от аппарата губернатора, ни от самого губернатора, ни от информ-службы губернатора относительно его отношения к фестивалю или развеивания мифов о том, что фестиваль каким-то образом был организован обладминистрацией?
– Много приехало гостей из других городов и стран?
– Иностранных гостей у нас 19 человек, это представители Германии, ребята из Белоруссии, из Румынии, из Молдавии. Из других городов Украины приехали 102 человека. На данный момент мы пытаемся каким-то образом связаться, и нам удалось связаться с 60, которые сейчас находятся в Одессе. Плюс заявлялись еще одесситы на участие в мероприятиях.
– А из России никто не приехал?
– Нет, к сожалению.
– Можно ли сказать, что фестиваль сорван?
– На нас оказывается очень серьезное давление, однако вариант полной отмены фестиваля мы не рассматриваем и считаем для себя принципиальным провести если не в полном заявленном объеме все мероприятия, то провести то, что можем сделать, обеспечив, пусть даже своими силами, безопасность для участников.