Магараджа Рояля

Оскар Питерсон

Его богом был Арт Тейтум. Смешно сказать: его учителем был боцман с виргинских островов, музыкальный самоучка, в жизни реальной – его отец. Он умел учиться. Йоахим Берендт писал про него, что он мог в минуту сыграть сто нот, а его коллеги – десять. Но сто нот Оскара ВСЕ были оправданы.

Какой был на дворе год? Ранняя осень 1991-го? Его вывели на сцену под руки. Он шел мелкими шаркающими шажками. Но когда его посадили, усадили за рояль, он встряхнулся, повел плечами, сбросил с себя что-то невидимое, задрал голову к потолку и положил руки на клавиши. А дальше? Дальше он был самим собой, великим канадцем, великим пианистом, Оскаром Питерсоном, «магараджой рояля», как называл его Эллингтон. Сегодня ему должно было бы исполниться девяносто лет. Но в 1993 году у него был инсульт, он выжил, левая рука двигалась, начал преподавать. В мае того же года он был удостоен самой странной и самой утонченной из всех его многочисленных премий…

От Владивостока и до Калининберга, от Архангельска и до Сочи, а так же от Тихуаны и до Шанхая вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза». На коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Oscar Peterson - Falling in love with love – 6:22 (Oscar Peterson - DIMENSIONS – Pablo)

«Falling in love with love», «Влюбляясь в любовь…» - Роджерса и Харта. 21 октября 1978 года, Royal Festival Hall, Лондон. Оскар Питерсон – рояль и лидер; Джон Хээрд – контрабас и Луи Бэлсон – ударные.

«… Я не могу точно вспомнить мою первую, назовем это «встречу», с пианино. Наверняка это было любопытство, столь характерное для пятилетних мальчиков. Любопытство, моментально перешедшее в искреннее безразличие. Большинство детей в этом возрасте, вне зависимости от таланта и музыкальных потенциалов, относятся к пианино, как ко временной забаве, к игрушке, которая может помочь привлечь внимание взрослых. Дети обычно долбят по клавишам в определенный момент: пришли гости или все говорят о своем и нужно переключить их внимание на себя, или же когда отец катапультируется из кровати с дикой головной болью». Оскар Питерсон, автобиография «Джазовая Одиссея», 2002 год, издательство «Континуум», Нью-Йорк.

The Oscar Peterson Trio - Night Train – 4:50 (Oscar Peterson - Night Train – Verve)

«Night Train», «Ночной поезд» Дюка Эллингтона. Оскар Питерсон – рояль; Рей Браун – контрабас и Эд Сигпэн – ударные. 16 декабря 1962 года, Голливуд, Калифорния.

Пианист Бенни Грин писал об этом виниле, того же названия, что и пьеса Дюка: - Создается такое ощущение, что импровизация на известные темы в этом альбоме, это нечто вроде дани прошлым версиям, их ауре и преодоление этого бывшего. Ведь Питерсон настолько мощен, его личность настолько феноменальна, что он создает версии, превосходящие всё задуманное автором (в данном случае Дюком!). «Ночной поезд» был написан для оркестра. Но слушая версию трио, начинаешь предполагать, что «Поезд» был, написан как раз для трио! В исполнении трио гораздо больше роскошной плотности звука, чем во всех мне известных вариациях больших оркестров, исполнявших «Night Train».

«… Наши мнения, мое и отца, не совпадали. Он уже давно решил, что все его дети будут музыкантами. Решил он это в одиночку, лично. В результате все мы превратились в учеников музыки: мой старший брат Фред, моя старшая сестра Дейзи, еще один брат (все еще старше меня) Чарльз и моя младшая сестра – Мэй. Ну и, конечно, я. Все мы начинали на пианино, и папаша Питерсон был единственным судьей наших успехов и провалов»… Оскар Питерсон, «Джазовая Одиссея».

Вы слушаете еженедельное календарное и внекалендарное «Время Джаза» на волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.Оскару Питерсону 15 августа исполнилось девяносто лет. Наследие его, наследие его таланта, его работы, его поиска – неизмеримо. Восемь премий «Грэмми», Музыкальный Зал Славы Канады, премия Мартина Лютера Кинга, Премия Би-Би-Си за пожизненные заслуги, 16 почетных докторских премий, премия Джаза и Блюза… И это только малая часть орденов и медалей Оскара.

Milt Jackson & Oscar Peterson - Ain't But a Few of Us Left – 7:26 (M.Jackson & O.Peterson - Ain't But a Few of Us Left – Pablo)

«Ain't But a Few of Us Left», «Нас осталось всего лишь несколько….» Композиция Милта Джэксона. Оскар Питерсон – рояль и лидер; Рей Браун – контрабас; Грэйди Тэйт – ударные и гость трио Милт Джэксон – вибрафон. 30 ноября 1981 года, студия звукозаписи «Atlantic», город Желтого Дьявола, то бишь Нью-Йорк.

Оскар Питерсон

«Папаша мой родился на виргинских островах, на Санта-Крус. Он был матросом, точнее – боцманом. Именно во время его морских путешествий он купил себе мини-орган и научился на нем играть…. Так для развлечения. Во время одного из плаваний к берегам Канады он познакомился с моей матерью, Олив, Оливией, которая сама была родом с Сент-Китса, острова британской Вест-Индии. Они решили пожениться и поселились в Монреале. Мама моя эмигрировала в Канаду в нежном возрасте шестнадцати лет по просьбе семьи англичан, которые хотели, чтобы она остались с ними и занималась бы домом и кухней. Она прилежно трудилась в этом английском доме и перестала лишь тогда, когда нам, всем ее детям, было за десять. Она заботливо воспитывала всю нашу банду, а отец уезжал в долгие поездки – теперь он работал на канадской тихоокеанской железной дороге. Когда он возвращался из поездок, отец рутинно устраивал нам целые недели упражнений – гаммы, пьески… Когда он оставался на два-три дня – у меня ничего не получалось. Но когда он укатывал в Виннипег, Калгари, Эдмонтон или Ванкувер – я успевал освоить домашнее задание». Оскар Питерсон, автобиография.

Oscar Peterson - Whisper Not – 5:51 (Oscar Peterson - The Trio – Verve)

«Whisper Not», «Не шепчи…» - шедевр саксофониста Бенни Голсона. Оскар Питерсон – черно-белые; Рей Браун, который уже развелся с Эллой Фитцджеральд, контрабас и Эд Сигпэн – ударные. Октябрь 1961 года, «Verve».

Что сказать…? «Начало было так далеко, так робок первый интерес…» - писал поэт. Вот еще один отрывок:​

Я чрезвычайно усердно трудился над еще одним аспектом, очень важным для импровизации, — я старался развивать в себе способность во время исполнения одной музыкальной фразы одновременно продумывать у себя в голове следующую — иными словами, научиться мыслить, опережая руки

«…Некоторое время я самостоятельно пытался развивать свои музыкальные навыки. Как-то в ходе одного из занятий я пришел к выводу, что смогу играть на этом инструменте без напряжения только в том случае, если выявлю как можно больше трудностей технического характера. Сделав это умозаключение, я потратил немало дней на то, чтобы определить, в каких случаях я постоянно запинаюсь, и записал их. Я даже помню, как пришел однажды к маме и рассказал ей о своей мечте, что в один прекрасный день стану по-настоящему великим пианистом. Она терпеливо выслушала меня и, немного подумав, сказала: «Я уверена, сынок, если будешь работать над собой, и попросишь у Господа помощи, у тебя все получится». Мне вспоминается, как в эту минуту я еще подумал, а может ли Господь играть в тональности фа-диез. С удовольствием бы его послушал. Немало парней, даже годы спустя, бились над этой тональностью, включая вашего покорного слугу!»

«Джазовая Одиссея» Питерсона вышла на русском языке в издательстве «Скифия», Санкт-Петербург, пять лет назад. В данном случае это перевод Макбал Мусиной. Книга распродана. Надеюсь на новый тираж для наших слушателей.

Ella Fitzgerald - Whisper Not - 3:04 (Ella Fitzgerald - Whisper Not – Verve)

«Whisper Not» Бенни Голсона, слова Леонарда Фезера… Элла Фитцджеральд и оркестр Марти Пейча. 20 июля 1960 года. Голливуд, Лос- Анджелес.

Начиная с предыдущей цитаты, импровизированные переводы из «Одиссеи» не мои, а профессиональные Макбал Мусиной.

Прошло еще десять лет: «… я чрезвычайно усердно трудился над еще одним аспектом, очень важным для импровизации, — я старался развивать в себе способность во время исполнения одной музыкальной фразы одновременно продумывать у себя в голове следующую — иными словами, научиться мыслить, опережая руки. Все это были лишь некоторые из пианистических и джазовых атрибутов, которые, как я решил, мне просто необходимо совершенствовать, и тогда можно будет в спокойной обстановке уделять внимание содержательной стороне музыки, постоянно заботясь о гармонии, мелодии и, конечно же, ритме. Я поклялся дни и ночи проводить за инструментом. При таких интенсивных занятиях у меня не было возможности тратить время на многое другое. В старших классах большую часть свободного времени я занимался тем, что проигрывал в уме музыкальные произведения или же упражнялся в актовом зале, где стоял хороший рояль. Почти все обеденные перерывы я проводил там. Такие занятия имели для меня двойную выгоду: во-первых, я совершенствовал свои музыкальные навыки, а во-вторых, общался с девушками. Как оказалось, некоторые девушки, узнав, что я играю в актовом зале, стали наведываться туда, чтобы послушать музыку и немного поболтать, — эти милые беседы впоследствии вылились в несколько весьма удачных свиданий».

Oscar Peterson – Nightingale - 6:42 (Oscar Peterson Trio - Tristeza on Piano – MPS)

«Nightingale», «Соловей» - композиция Оскара Питерсона и Джина Лис. Трио Питерсона, запись 1970 года. Оскар – рояль; Сэм Джоунс – контрабас и Бобби Дарэм – ударные. Пять звездочек, по шкале Скотта Яноу, но можно и шесть…

В моей голове не укладывалось, как это вообще возможно так играть. Было понятно, что этот слепой пианист достиг гораздо большего в своем мастерстве, чем это сделал я, зрячий.

«… Однажды папа вошел в комнату, подозвал меня, завел свой граммофон и спросил: «Что ты думаешь об этом пианисте?» (Позже я выяснил, что на пластинке Арт Тэйтум играл Tiger Rag.) Моей первой реакцией был смех: я решил, что отец меня дурачит, ведь на пластинке играют два пианиста. Он спросил, что меня так развеселило, и я ответил, что оценил его шутку и что это — два пианиста. И тогда он с преогромным удовольствием сообщил, что играет один человек, к тому же слепой! Во мне все будто оборвалось. В моей голове не укладывалось, как это вообще возможно так играть. Было понятно, что этот слепой пианист достиг гораздо большего в своем мастерстве, чем это сделал я, зрячий. Я впал в состояние глубокого уныния и в течение месяца не подходил к инструменту — такой невероятной была музыка, которую мне довелось услышать, и такое впечатление она оказала на меня. Ничего подобного я не слышал прежде. О существовании Арта Тэйтума я не знал — в Канаде его выступления по радио практически не передавались. Помню, как все домашние поочередно уговаривали меня поиграть, но я не мог».

Ваши, имеющие право выхода на пенсию спидолы, вэфы, океаны и меридианы, с привычном азартом настраиваются на волну «Свободы». Вы может так же слушать нас с нашего бессонного сайта www.svoboda.org. У микрофона вы знаете ГДЕ – ваш ДС.

Oscar Peterson – People – 7:42 (Oscar Peterson - The London Concert – PABLO)

«People», «Люди» - эту гениальную песню-стандарт написали Джюли Стайн, музыка, и Боб Мэррил (88% успеха), слова. Бася Стрейзанд исполнила эту песню в мюзикле 64 года «Funny Girl», за что была введена за ручку в Зал Славы Грэмми в 98 году. Я всегда жалел, что Барбара не поет чистый джаз или, с ее голосом, классику.

И вот главное. Скотт Яноу писал, что высшего мастерства, высшего самовыражения Оскар достиг в сольных импровизациях. Их мало, но они есть. И они должны быть у вас, если Оскар – ваш джазмен:

Oscar Peterson Solo - Dancing On The Ceiling – 5:07 (Oscar Peterson - Tracks – MPS Rds)

Скульптурная композиция в Центре национальных искусств в Оттаве

Импровизация на тему «Танцы на потолке» Ричарда Роджерса и Лоренца Харта – «Dancing On The Ceiling». Оскар Питерсон записал этот стандарт, соло, в 1970 году в Германии, в Филлингене, в Баден-Вюртемберге. Этот диск называется очень просто «Питерсон – Tracks», это конечно «дорожки», как на пластинке, но значение обладает огромной расширительной силой.

И вот здесь, прежде чем закончить, я и скажу, какую самую странную премию получил Оскар в 1993 году. Это была премия Глена Гульда, гения классического фортепьяно (слишком много хотелось бы сказать), чей стейнуей был настроен (я думаю) как у джазменов на blue notes, блюзовые ноты.

Вот и все, что уместилось в этот выпуск «Времени Джаза». Спасибо Александру Аркадьеву, продюсеру джаза на «Свободе». Наш адрес вы знаете - это www.svoboda.org. У микрофона был – ваш неизменный, из Латинского квартала, ДС.