Офицер без дома и наград

Подполковник Сергей Коновалов

Отставной подполковник, отчаявшийся получить жилье, вернул свои боевые ордена и медали президенту России

Сергей Коновалов, подполковник Вооруженных сил Российской Федерации, после тщетных попыток получить квартиру вернул президенту Владимиру Путину свои боевые награды, полученные за участие в войне в Чечне. Таких офицеров, действующих и в отставке, потерявших право на жилье, в России тысячи.

Подполковник Военно-морского флота Сергей Коновалов уже пять лет не может получить положенную ему по закону квартиру. Участник боевых действий на Северном Кавказе, преподаватель Военно-Морской академии, отдавший армии боле 23 лет и уволенный по состоянию здоровья в 2010 году, Коновалов в соответствии с Законом "О статусе военнослужащих" от 25.051998 №76-ФЗ имеет право на дополнительные 15–25 метров выделяемого жилья. 8 пункт 15 статьи этого закона гласит:

"Офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие – преподаватели военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, военных кафедр при государственных образовательных организациях высшего образования, военнослужащие – научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров".

Однако кардинально изменившаяся в последние годы трактовка этого закона судами и руководством Министерства обороны, в частности, руководством Департамента жилищного обеспечения МО, привела к тому, что Сергей Коновалов, как и многие другие офицеры, действующие и в отставке, права на жилье лишились. О том, насколько сейчас серьезной стала проблема жилья для офицеров, можно посмотреть на их Форуме правовой взаимопомощи военнослужащих. Сам Сергей Коновалов о своих мытарствах рассказывает:

Многочисленные обращения в приемную Президента РФ, в органы военной прокуратуры не увенчались успехом

– Я Коновалов Сергей Александрович, подполковник в отставке Вооруженных сил РФ. В отношении меня государство не исполнило своих обязательств в части обеспечения жилой площадью с учетом права на дополнительные метры общей площади. Многочисленные обращения в приемную Президента РФ, в органы военной прокуратуры не увенчались успехом. Восстановить свои нарушенные права в судебном порядке не удалось, поскольку суды в последнее время приняли сторону Министерства обороны, и данным категориям военнослужащих, которые не были обеспечены жильем во время прохождения военной службы, суды отказывают в удовлетворении их законных требований. Т. е., может быть, встали на путь сговора с Министерством обороны, чтобы сэкономить денежные средства. У меня нет уверенности, что это так, но до 2013 года данные категории военнослужащих обеспечивались полагающимися им дополнительными метрами общей площади без всяких судебных решений. А если и были суды, то они принимали сторону военнослужащих и восстанавливали их право на законное жилое помещение. В настоящее время практически невозможно восстановить наши права. Вопрос стоит еще и так: как это так, Министерство обороны в течение трех лет считало, что я имел право на полагающееся мне жилье, а в последующем сняло данное право, поскольку я уже не являюсь военнослужащим Министерства обороны и не исполняю обязанности преподавателя высшего военно-учебного заведения.

Многочисленные обещания со стороны Министерства обороны так и остались обещаниями

После окончания Военной академии я был назначен на должность преподавателя одного из учебных заведений Министерства обороны, что мне давало право быть обеспеченным жильем как служебным, так и постоянным, с учетом права на дополнительные метры общей площади. Однако до своего увольнения я не был обеспечен полагающимся мне жилым помещением. А многочисленные обещания со стороны Министерства обороны так и остались обещаниями. Министерство в течение трех лет меня кормило "завтраками". Однако после 2013 года оказалось, что я не обладаю тем правом, которым я обладал на момент увольнения с военной службы. Я два раза пытался восстановить свои нарушенные права в суде. Однако все мои старания не увенчались успехом. Самое интересное, что, вынося свое определение в отношении меня, судья Верховного суда вынес определение в отношении совсем другого человека. Это свидетельствует о несостоятельности нашей судебной системы. Во время повторной попытки дойти до Верховного суда, он сослался на одно из своих постановлений, и вынес определение о том, что данная категория имеет право на обеспечение соответствующим жильем только во время службы. О чем тогда можно говорить, если во время прохождения службы я не был обеспечен никаким жилым помещением, на которое я имел право? Это не моя вина. Эта вина лежит полностью на Министерстве обороны. Обещания, что мы будем обеспечены жильем, так и остались на бумаге.

– 5 августа вы возвратили президенту Владимиру Путину свои боевые награды, какие?

– В Администрацию президента мной были возвращены Орден Мужества и медаль "За отвагу", полученные при проведении боевых действий в Чеченской республике в период с 1994 по 1995 год.

Орден Мужества

– Что вы хотели показать, возвращая президенту свои награды?

– Это не знак протеста. Я хотел добиться, чтобы обратили внимание на нашу проблему, поскольку она никак не решается.

– А что вам до этого отвечали из Администрации президента?

– Что мои все обращения отправлены в Министерство обороны, а оттуда приходят ответы, в которых указано, что в связи с тем, что вы не являетесь военнослужащим, дано право на жилую площадь вы потеряли.

Сегодня в России, в ситуации, подобной той, в которой оказался подполковник Сергей Коновалов, оказались сотни, а, может, и тысячи офицеров по всей стране, в том числе преподаватели высших военно-учебных заведений. Один из них, подполковник по имени Андрей, просивший не называть свою фамилию и место службы, рассказывает:

– Я поступил в ВС РФ в 1989 году, закончил военное училище, служил на Дальнем Востоке. Закончил Военную академию в Москве, адъюнктуру. Получил ученую степень и ученое звание, доцент. Я кандидат наук. Был преподавателем в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского, которая сейчас переехала в Воронеж. Так получилось, что с 2009 года я стоял в очереди на жилье с дополнительными метрами, в соответствии с указом для всего преподавательского состава. Никаких проблем с этим не было, все было признано и жилищной комиссией, и Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны. И проблема, первые слухи пошли о том, что преподавателям отказывают в этой площади, с конца 2014 года. С начала 2015 года это перестало носить эпизодический характер и к настоящему времени приобрело массовый характер. Причем лишают права на жилье в одностороннем порядке, не давая никаких объяснений, дают отказы на квартиры, которые положены и которые сейчас есть. Это – личная позиция департамента и, наверное, руководства Министерства обороны. Мне в настоящее время была предоставлена квартира, все документы на нее были проверены, и утверждены инспектором департамента. А потом пришли отказы. В настоящее время, хотя год моего распределения, аж, 2005, я так и не получил квартиры.

– Много таких же, как вы, преподавателей военных учебных заведений, оказались в такой же ситуации с жильем, как и вы?

– Практически все военные академии из Москвы выводятся. Это не десятки, не сотни, это тысячи человек. И это только по одной Москве. Но военные училища и заведения есть не только в Москве, но и в регионах. Поэтому эта проблема касается большинства офицеров. Причем не только преподавательского состава, но и научного, т. е. сотрудников военных научно-исследовательских институтов. Это касается и командиров, которые были сокращены после реформ сначала Сердюкова, а потом и Шойгу. Это проблема тысяч человек.

Это проблема тысяч человек

Александр Передрук, юрист правозащитной организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга", в которую обратился подполковник Сергей Коновалов, так комментирует эту ситуацию:

– Дело заключается, в некотором смысле, в разной трактовке закона. Как показывала практика, нормы, которые предусматривались для военнослужащих, уволенных с военной службы по состоянию здоровья, и стаж которых более 20 лет, а также имеющих определенный статус, принимались одно время правоприменительными органами, т. е. судами и ведомством Министерства обороны, в пользу военнослужащих. Т. е. если офицер, как, например, Сергей Коновалов, является военнослужащим, проходит службу и при этом преподает в военном учебном заведении, то он автоматически имеет право на получение дополнительных метров выделяемого жилья. Данная позиция была поддержана одно время и Конституционным судом, и судами общей юрисдикции. Однако буквально несколько лет назад эта позиция была пересмотрена, и теперь за несколько лет и суды, и Министерство обороны, пересмотрев эту тактику, стали считать, что получение дополнительных метров возможно для военнослужащих только в период исполнениям ими своих обязанностей. Причем преподаватели вузов исключены из этого списка. Как только они утрачивают этот статус, статус действующего военнослужащего, так сразу и теряют право на дополнительные метры. В соответствии с этой изменившейся трактовкой закона подполковнику Сергею Коновалову и не предоставили жилье. Однако при этом в законе четко прописано, что при увольнении военнослужащий должен получить жилье в случае, например, при увольнении по состоянию здоровья. И сейчас мы пытаемся инициировать новое судебное производство, в котором будем добиваться признать действия Министерства обороны незаконными и добиваться предоставления подполковнику Сергею Коновалову жилья, положенного ему по его статусу, – рассказывает Александр Передрук.