В минувшие выходные в московском районе Измайлово полиция и ОМОН с применением силы разогнали участников согласованного с властями фестиваля красок ColorFest-2015, который проходил на стадионе "Ракета" недалеко от Измайловского парка. Среди пострадавших при разгоне – в основном подростки школьного возраста, хотя на фестивале были и семьи с маленькими детьми, и взрослые. По одной из версий, причиной произошедшего может быть желание местных депутатов от партии "Единая Россия" и чиновников районной управы получить контроль над территорией стадиона, часть которой сейчас занимает пейнтбольный клуб, один из организаторов фестиваля.
Фестиваль, который проводится не первый год и собирает в основном подростков в возрасте 14–16 лет, был согласован с районной управой еще 30 июля – документы об этом опубликованы в группе мероприятия в социальной сети "Вконтакте". Тем не менее в назначенный день на место мероприятия – стадион "Ракета" – приехала полиция, член исполкома местного отделения "Единой России" и исполняющий обязанности главы районной управы, которые потребовали прекратить фестиваль. Тех, кто отказался подчиниться требованию покинуть стадион и пройти в сторону ближайшей станции метро "Партизанская", начали избивать, в ответ наиболее радикально настроенные участники фестиваля стали бросать различные предметы в полицейских, а также разрисовали аэрозольными баллончиками полицейский автомобиль. Несколько человек были вынуждены обратиться в больницы с травмами, многих участников посадили в автозаки, отвезли в отделение полиции и оштрафовали на 500 рублей за нарушение общественного порядка.
"Фестивали красок", идея которых позаимствована из индийского праздника Холи, проходят в Москве и других российских городах уже довольно давно, несколько раз за лето. Как правило, такие мероприятия не только не вызывают противодействия местных властей, но и поддерживаются ими. Не исключением был и этот раз – руководитель исполкома "Единой России" в районе Измайлово Юлия Земская еще в июле направила письменную просьбу согласовать мероприятие исполняющему обязанности главы управы района Алексею Савичеву. Праздник был согласован, в интернете есть копия соответствующего документа с подписью Савичева.
Тем не менее в день фестиваля, причем уже спустя три часа после его начала, на стадион приехал член исполкома местного отделения партии "Единая Россия" Олег Крутилин, который, как оказалось, замещает Юлию Земскую на время ее отпуска, а также сам Савичев. Оба заявили, что мероприятие отменяется, и без предъявления каких-либо документов потребовали от собравшихся разойтись.
О том, что было дальше, Радио Свобода рассказал очевидец событий, 14-летний учащийся московской школы Андрей:
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– Мы приехали развлечься, покидаться краской. Прошло где-то два часа, все отдыхали, играли в игры всякие, потом заехала машина с милицией. Ее не восприняли люди, начали бегать от нее.
– Где все это происходило? Уже на какой-то специально огороженной территории?
– Да, это стадион "Ракета", там уже был поставлен забор, ограждения, была полиция.
– То есть вы уже вошли спокойно внутрь, и можно сказать, что фестиваль уже начался, люди сидели, отдыхали, играли?
– Да, фестиваль начался. Люди даже не подозревали, что может быть такое. Потом, когда приехала милиция, все начали убегать, но были люди, которые остались на стадионе и начали как бы провоцировать полицию.
– А почему от полиции стали убегать?
– Сначала полиция культурно попросила уйти всех со стадиона, но я этого не слышал. Я разговаривал с ребятами. Когда уже все побежали от милиции, я спросил, почему бегут, и начал тоже убегать. Потом приехали уже машины с ОМОНом, толпа ОМОНа шла на толпу людей. Те люди, которые сопротивлялись, их били по шее. Есть ребята, которым хорошо попало, даже из моей компании. Мы стояли возле метро, к нам подошел омоновец и ударил по шее одного из пацанов, и сказал: "Идите в метро!" Мы и шли в метро. Вот это, я считаю, нечестно. А были люди, которые специально кричали, заводили толпу, и вот этого я не понимаю, правильно, что их забрали. Это взрослые люди, не 14–15 лет, а уже 17–18.
Толпа ОМОНа шла на толпу людей. Те люди, которые сопротивлялись, их били по шее. Есть ребята, которым хорошо попало
– Я правильно понимаю, что сначала полиция выдавила людей со стадиона, через выход, а потом уже продолжила преследовать людей после выхода со стадиона?
– Да, нас уже начали гнать к метро. Вообще, мы стояли возле заборов и спрашивали, в чем дело. Потому что я вообще ничего не понял. К нам просто заехала милиция и сказала: "Выходите! Мероприятие прекращается!" Все начали, стоя у заборов, кричать на тему "полиция плохая", снимать все. Потом приехал ОМОН, и уже они начали двигать нас к метро.
– Они шли цепочкой, чтобы вас выдавить?
– Да. Потом, я так понял, начали уже окружать. С трех сторон, как я увидел, ОМОН подъехал, и они шли линией, и все, уже никуда нельзя было убежать.
– На ваших глазах много людей пострадало от действий полицейских и ОМОНа? Как это вообще происходило?
– Забирали людей, которые отказывались идти или начинали провоцировать. Били сильно, но по одному разу. Мы тоже остановились возле метро – и нам попало. Я не думал, что люди так отреагируют на полицию, я даже немного испугался, что нас окружают такие неадекваты. Вокруг меня все вели себя как всегда, без какой-то агрессии.
– То есть была непонятная группа людей постарше, которые вели себя особенно агрессивно?
– Да. Сначала я их даже не видел, этих людей, а потом, когда они уже начали кидаться камнями, бутылками, это уже видно было.
– Что думают о произошедшем ваши друзья и люди, которые все это сейчас обсуждают в социальных сетях?
– Вообще, люди винят полицию и организаторов, некоторые даже хотят повторить это действие 29-го числа на "Холе" (похожий "Фестиваль красок", но уже с другими организаторами, должен состояться 29 августа неподалеку, в Измайловском кремле. – РС). Но есть люди, которые против, и я в их числе. Мы будем отлавливать этих людей и отводить в полицию. Есть очень много бесед в интернете, где собираются нехорошие люди, которые собираются "проучить" полицию. Начать что-то типа бунта или в этом роде, в отместку.
– Действительно ли аудитория этих фестивалей – это в основном люди вашего возраста, то есть школьники старших классов?
Я видел там женщину, она инвалид, у нее со спиной что-то, и она тоже уходила, все бежали прямо на нее, и очень страшно было
– Да. Ну, есть там и маленькие, конечно, дети, но их очень мало. В основном это 14–16 лет. Я очень много людей знаю, познакомился на этом фестивале, и всем от 14 до 16.
– А в этот раз на "Ракете" вы видели детей с родителями, кто-то семьями приходил?
– Да, были маленькие дети, прямо на руках у родителей, были и постарше, лет 8–9.
– И эти людям с детьми тоже приходилось убегать от полиции?
– Да. Я видел там женщину, она инвалид, у нее со спиной что-то, и она тоже уходила, все бежали прямо на нее, и очень страшно было.
Столкновения подростков с полицией в Измайлове, видео из группы "Вконтакте", смонтированное одним из участников событий, 18+, нецензурная лексика:
Видео сайта грани.ру, 18+, нецензурная лексика:
Наталья Щербакова – сотрудница тренировочно-пейнтбольного центра "Гарнизон", расположенного на стадионе "Ракета". Клуб выступал одним из организаторов фестиваля красок. По словам Щербаковой, несколько лет назад ТПЦ "Гарнизон" уже пытались выселить с занимаемой им территории, но с нынешним руководством управы и районного отделения "Единой России" никаких конфликтов пока не было. Организаторы в первую очередь винят в срыве мероприятия Олега Крутилина. Помимо того, что он является членом исполкома районного отделения "Единой России", Крутилин курирует проект партии под названием "Безопасная столица" – в его рамках вместе с активистами организаций "Трезвая Россия" и "Офицеры России" он устраивает рейды по району Измайлово, вылавливая компании людей, распивающих спиртные напитки. По словам Натальи Щербаковой, Крутилин и исполняющий обязанности главы управы Алексей Савичев потребовали отменить фестиваль еще вечером, накануне его начала, но организаторы отказались делать это, пока им не будут предоставлены соответствующие документы:
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– За день до проведения мероприятия, 14 августа, раздался звонок от Олега Крутилина, который говорит: "Все сворачивайте, фестиваля не будет, согласований не будет", попытался забрать у нас бумагу о согласовании, говорит: "Где эта бумага?" Мы говорим: "Мы ее отдали уже, она у людей, которые это все организуют". Нужно быть полным идиотом, чтобы отдать бумагу, когда сцена фактически уже смонтирована у нас, и звук, и свет, все есть. Они нам говорили, что не нужно проводить это мероприятие, "слейте организаторов", а здесь, понимаете, каждый из организаторов отвечает за свою часть, здесь много организаторов. Вообще, все это должно было пройти под эгидой партии "Единая Россия". Глава управы Савичев, который подписал распоряжение о том, чтобы провести мероприятие, потом же его устно и отменил. А Олег Крутилин – это посредник между главой управы и организаторами. По какой причине, есть ли на это какие-то документы – не ясно. Он сказал: "Закрывайте и все!" Ну, как мы его закроем? Как мы его отменим, когда все уже оповещены? Так не делается. Письменного обоснования нет на закрытие, запрета никакого нет. Мероприятие началось. И тогда приехал глава управы с ОМОНом и разогнал это мероприятие, опять же это происходило без всяких документов. Он сам нагнал эту волну, довел молодежь, и по этой причине начались массовые беспорядки.
– Вы при этом присутствовали? Вы это оцениваете именно как массовые беспорядки?
Мы с 5-летней дочкой танцевали, обнимались с совершенно незнакомыми людьми, с детьми, все были в краске! Это было суперпозитивное мероприятие, пока его не начали разгонять
– Не то что массовые беспорядки, на самом стадионе не было драк. Были люди, которые скандировали лозунги: "Один за всех, и все за одного!" Что-то еще полиции кричали, вроде "Позор полиции!" Мероприятие началось в 12 часов, в половине третьего примерно начали разгонять. Мероприятие было суперпозитивным, я сама присутствовала там. Я и моя дочка были в толпе, все в краске. Мы вместе с ней тусовались, ребенку 5 лет. Неужели я бы в 5 лет ребенка отправила в толпу, где есть хоть какая-то опасность? Мы вместе с ней танцевали, обнимались с совершенно незнакомыми людьми, с детьми, все были в краске! Это было суперпозитивное мероприятие, пока его не начали разгонять власти.
– Вам тоже с пятилетним ребенком пришлось убегать от полиции?
– Нет, когда начались волнения, мы просто сели в машину и уехали.
– По условиям согласования этого мероприятия у него не было возрастных ограничений?
– Нет, не было, там возраст от нуля и выше. Самому маленькому посетителю мероприятия было, по-моему, полтора года.
– По вашей версии, почему так произошло? Это какой-то конфликт вокруг стадиона, который вы арендуете, или что-то еще?
Были попытки выселить наш клуб, да, это было
– Кроме самодурства, не могу ничего предполагать. Были попытки выселить наш клуб, да, это было. Раньше пытались выдавить – здесь была война с совершенно другими людьми, которые выдавали себя за арендодателей, говорили без всяких бумаг, что мы должны платить аренду. А мы просто попросили их показать бумаги, и они ушли, потому что не смогли этого сделать. Да, были какие-то войны, но последнее время мы работали очень спокойно, тренировались, работали над тем, чтобы наши пейнтбольные команды побеждали, и все. Сейчас, получается, может быть, кому-то пришло в голову убрать пейнтбольный клуб и построить здесь что-то свое. Получается, что глава управы решил вдруг это сделать.
– Правда ли, что на следующий день после этой истории к вам приезжали какие-то бульдозеры, которые пытались снести ваши постройки на стадионе?
– Да, это правда. По распоряжению того же главы управы. После того, как разогнали, Савичев ходил по стадиону – я этого не видела, но мне ребята из нашего клуба рассказывали – и говорил: "Это вот убрать, это убрать, это снести..." И сказал в лицо нашим ребятам: "Убирайте свои личные вещи, завтра вашего пейнтбольного клуба здесь не будет!" Ну, так оно и произошло. Где-то около 9 утра приехала техника, и начали пилить наши столбы, где висят сетки. Мы попросили разрешающие документы, на каком основании они портят наше имущество? Оснований у них не было, они собрались и уехали. То есть мы первую волну атаки отбили.
– Вы собираетесь подавать какие-то заявления в полицию или в прокуратуру в связи с произошедшим?
– Сейчас пока все притихло, на самом деле, потому что сейчас они разбираются, наверное, между собой по этому мероприятию. СМИ это все подняли и стали разбираться в этом деле, кто прав, кто виноват. Мы подождем решения правоохранительных органов и посмотрим, что будет происходить дальше, – рассказала Радио Свобода сотрудница пейнтбольного клуба "Гарнизон" Наталья Щербакова.
В официальной московской сводке происшествий события в Измайлове заняли скромное место, хотя на фото и видео столкновения подростков с полицией выглядят куда серьезнее, чем, например, столкновения полицейских и демонстрантов на Болотной площади 6 мая 2012 года. Как сообщил 17 августа "Интерфаксу" руководитель пресс-службы ГУ МВД по Москве Андрей Галиакберов, "столичная полиция доставила в ОМВД группу молодых людей, которые отказались покидать площадку проведения несогласованного с властями фестиваля красок". "В субботу на стадионе "Ракета" должен был состояться фестиваль красок, однако его организаторы не уведомили правоохранительные органы о мероприятии, поэтому была создана ситуация, угрожающая жизни и здоровью его участников. Там находилось более тысячи человек, молодые люди переходили проезжую часть в неположенном месте, что создавало угрозу для них самих и для водителей, возникла угроза давки". Галиакберов отметил, что после беседы с сотрудниками полиции организаторы объявили об отмене фестиваля, после чего большинство его участников разошлись. "Однако группа молодых людей отказалась подчиняться требованиям полиции. Они начали возмущаться, кидаться бутылками, поэтому были доставлены в отдел полиции, где с ними провели профилактическую беседу, на некоторых составили протоколы об административном правонарушении. Затем все они были отпущены".
В управе района Измайлово Радио Свобода отказались отвечать на какие-либо вопросы о произошедшем, посоветовав обратиться в префектуру Восточного округа Москвы. Там на вопросы Радио Свобода также никто ответить не согласился. Не удалось связаться по телефону, указанному на сайте районного отделения "Единой России" в Измайлове, и с кем-либо из представителей этой партии.