Фильм "Порок сердца" (режиссер Сева Галкин, сценарий Валерия Печейкина) отмечен на завершающемся в Петербурге ЛГБТ-фестивале ApogayFest. Одну из ролей исполнил трагически погибший в прошлом году Алексей Девотченко, она стала его последней работой в кино. Об идее фильма и об актерах, в нем сыгравших, рассказывает Сева Галкин, удостоенный премии в номинации "лучший продюсер".
– Начнем с исполнителя главной роли Алексея Девотченко. Еще одна мистическая история, случившаяся с актером. Он сыграл в кадре мертвого человека и вскоре сам умер. Ваш фильм появился в сети на 9-й день после смерти Алексея. И уже все это должно было подогреть интерес к фильму "Порок сердца". Но этого не случилось. Насколько я знаю, даже на фестивалях ЛГБТ-сообщества этот фильм редко показывают. В чем причина?
– Сказанное вами произвело определенный эффект, но в соцсетях. В "Фейсбуке" было довольно много просмотров и кликов на этот фильм. Но он остался "сетевым", что ли. Что касается истории участия в фестивалях, то я сам не педалировал его участие в ЛГБТ-фестивалях. Я делал упор на участие в более общих фестивалях (фильм демонстрировался на фестивале имени Андрея Тарковского), чтобы не превращать это в "междусобойчик", чтобы не закрываться, чтобы о фильме узнавали люди не из узкого круга.
Нет никакого "особого пути" у России
– Как-то мешает прокату этого фильма ненормативная лексика, которая в нем звучит?
– Поскольку подобный фильм – это всегда фестивальная история, а не показ фильма за деньги, то как-то удается избежать этого "острого угла" с использованием лексики. Более того, я всегда перед показом выхожу на сцену и предупреждаю людей в России о том, что в этом фильме использована ненормативная лексика. И, если это оскорбляет, пожалуйста, можно, пока не поздно, покинуть зал. В общем-то, формально говоря, это нарушает закон. Но дело в том, что в России любые законы нарушаются в одну или в другую сторону.
– Диалог между главными героями в первые секунды фильма заставил меня подумать, что вы сняли ленту о том, что однополые пары в России нуждаются в узаконивании отношений. Такой конъюнктурный отклик на решение Верховного суда США об узаконивании однополых браков. Но дальше, конечно, стало понятно, что все гораздо глубже, да и решение в Америке было принято уже после того, как вышел фильм. Как бы вы сами определили, о чем фильм "Порок сердца"?
– Он про отношение общества к теме однополых отношений. Я уверен, что рано или поздно Россия придет к таким законам, которые вышли недавно в США. Другой вопрос, что вся политика, все законодательные действия нашей власти пока идут в прямо противоположном направлении. Но это какие-то временные скачки. Это просто оттягивает назад развитие. Все равно Россия пойдет по европейскому, по западному пути развития. И нет никакого "особого пути" у России. Мы к тому же самому придем, только, видимо, намного позже. Тема ЛГБТ в России где-то, наверное, года 2–3 назад начала использоваться для того, чтобы отвлечь внимание, наверное, населения, "смотрителей телевизора" от каких-то более важных проблем. Чтобы люди не задавали вопросы – почему стагнация в экономике, почему приходится больше за квартиру платить. "Посмотрите на геев! Они требуют себе прав! Скоро Европа загнется, и Америка потонет!" Риторика такая. И это сыграло не очень-то позитивную роль с нынешним положением ЛГБТ в России. Если бы особо не привлекали к нему внимания, то все бы шло нормально. А сейчас, когда геев представили в черном свете, выкрасили черной краской, то общее развитие прав ЛГБТ стагнирует, рецессирует и развивается в обратном направлении.
Когда перед актером профессиональный вызов, то ему даже интересней
– А трудно найти актеров для такого рода кино? С одной стороны, Девотченко был очень востребованным артистом, несмотря на свою общественную деятельность. Уж больно был велик талант. Юлия Ауг (главная женская роль. – РС) снималась и в арт-хаусном кино, и в сериалах, идущих на федеральных каналах. С другой стороны, после принятия известного "гомофобного закона" можно угодить в "черный список". Как вы искали артистов?
– Актер – это такая профессия, которая позволяет разное... У людей разная степень даже мифических соображений. Вообще, профессиональный актер сыграет все что угодно. И чем интереснее образ и сложнее задача, когда перед актером профессиональный вызов, тем интересней ему работать. В этом проблем не было. Люди соглашаются или нет. Там какие угодно могут быть соображения. На самом деле, я сразу хотел Девотченко пригласить. Наши переговоры были недолгими. Он почти сразу согласился.
– А Юлию Ауг вы тоже выбирали специально?
– Там, может быть, какой-то стереотип сработал. Мы остановились на Девотченко, а они когда-то в одном театре играли. Они друзья. И тогда, на момент съемок фильма они вместе работали в "Гоголь-центре". Это уже такое пакетное предложение было – давай попробуем и Юле заодно предложить, потому что она очень подходит на эту роль антигероя. Мне ее порекомендовал Печейкин (автор сценария. – РС). С ней, конечно, подольше пришлось повозиться. Потому что она человек особенный. Но она тоже согласилась довольно быстро, потому что там уже был Девотченко. Девотченко был магнитом для состава.
– Алексей Девотченко в фильме "Порок сердца" играет очень пронзительно. Вас наверняка забросали вопросами – был ли он геем?
– Да, забрасывали. Но я всем отвечал, что я никогда не был Алексеем уполномочен отвечать на этот вопрос.
– Быть режиссером – это ваша основная профессия?
– Нет, я главный редактор гей-портала tguy.ru. Я фотограф, я продюсер. А режиссер – это такое хобби. Сейчас я подумываю о "большом метре". Это всегда связано с бюджетом. Бюджет на короткий фильм можно найти, как-то выкрутиться. Но недостаток бюджета даже в "Пороке сердца" в каких-то вещах виден. Вопрос только финансовый. Когда это будет – я не знаю. Но, как говорится, надежды юношей питают.