По пути в супермаркет и обратно, почти каждый день, я прохожу мимо школы №22. Типичная средняя школа, каких в Благовещенске еще два десятка. Сквозь металлическую ограду видно трехэтажное здание, уже не новое – полвека в эксплуатации, асфальтированная спортивная площадка и "визитная карточка" этого учебного заведения – панно с черным профилем мужчины с бородкой клинышком и надписью: "Будь, как Дзержинский, честным и смелым, верность Отчизне доказывай делом!".
В советское время школа №22 носила имя Ф.Э. Дзержинского. Пришли иные времена, про "Железного Феликса" стали рассказывать анекдоты, а деяния основателя ВЧК и его преемников назвали преступлением против российского народа. Но это осуждение зла было эмоциональным, законодательных же мер по удалению памятных знаков творцам "красного террора" и массовых репрессий не последовало. В Благовещенске также были школа №1 имени Крупской, на фасаде которой и сейчас есть мемориальная доска с профилем Надежды Константиновны, и школа №4 имени Калинина, у входа в которую стоит памятник Михаилу Ивановичу.
Мне интересен такой педагогический момент. Первоклассники обязательно спросят у взрослых, кто были эти люди, имена которых украшают школы. Я не хотел бы оказаться на месте учителей истории, которым придется говорить что-то, не предусмотренное школьной программой. Мол, были Калинин и Дзержинский строителями советского государства, и много постарались для блага рабочих и крестьян. Но по ходу этого строительства допустили серьезные ошибки, в результате которых было напрасно расстреляно и замучено много тех же самых рабочих и крестьян. А старшеклассники и сами где-нибудь прочитают про Крупскую (Ульянову). В грехе смертоубийства лично не участвовала, но и в ее биографии есть непонятные места. Как она стала заместителем наркома просвещения РСФСР и получила степень доктора педагогических наук, имея образование восемь классов царской гимназии? По злой иронии судьбы, благовещенская школа №1 теперь опять называется гимназией – все труды Крупской по созданию единой трудовой школы пошли прахом.
Еще типична благовещенская школа №22 тем, что дети в ней учатся в две смены. Как и в упомянутых школах №№1 и 4, и во всех остальных городских, за исключением двух. И все-таки Благовещенску есть чем гордиться – здесь нет ни одной школы с трехсменным графиком учебы, а во многих российских городах есть. Не зря ведь принята федеральная программа Министерства образования России, которой к 2018 году намечено полностью ликвидировать в школах третью смену, к 2021-му учеников начальных классов и старшеклассников (10–11-й классы) перевести на обучение в одну смену, а к 2025 году перевести учащихся 5–9-х классов на занятия в первую смену. Ох уж эти мне кремлевские мечтатели! Если к 2025 году эта программа не будет выполнена, с кого тогда спросить?
У российской казны появились непредвиденные расходы. В Крыму аукнулось, на Амуре откликнулось
Вернемся к проблеме средней общеобразовательной школы №22 управления образования города Благовещенска. Здание рассчитано на 520 учеников. Сейчас в школе занимается 750 детей. Под учебные кабинеты переоборудованы все более-менее пригодные помещения, включая учительскую, и все равно классы переполнены. Почему такое безобразие стало возможным? В последние годы в нашем микрорайоне построено много жилых домов. Но у города не нашлось денег на строительство второго корпуса школы №22 на 520 мест. Благовещенский бюджет смог выделить 4 миллиона рублей, которых хватило лишь на привязку типового проекта к местности.
Для строительства здания нового школьного корпуса, наверное, рассчитывали получить деньги из федерального бюджета. Но федеральный бюджет – не бездонный карман. Тем более что у российской казны появились непредвиденные расходы. В Крыму аукнулось, на Амуре откликнулось.
Что такое план пожарной эвакуации? Это не просто схема здания со стрелочками. Дверные проемы, коридоры и лестничные марши – все это по пропускной способности должно соответствовать количеству людей, находящихся в кабинете, на этаже и в здании. Могли бы закрыть до устранения нарушений переполненные школы региональные управления МЧС и Роспотребнадзора? Могли бы директора таких школ прекратить прием сверхнормативных учащихся? По всей России.
По закону не только могли бы, но и должны. Но в России дышло закона, когда надо, поворачивают, куда надо.
Евгений Гончаров – благовещенский литератор