Самым обсуждаемым текстом в связи со вчерашним приговором Олегу Сенцову стала написанная по горячим следам реплика Олега Кашина с призывом "отвыкать называть Российскую Федерацию своей родиной", а привыкать - считать ее "чужим государством", которое "враждебно любому русскому человеку". "Пусть за Российскую Федерацию будет стыдно Российской Федерации".
С выводами Кашина многие согласились.
Elena Chekalova
Помню, как прочитала в 10 классе тогда еще запрещенные Мемуары Надежды Мандельштам. Меня поразила фраза про 37-й: когда надо было кричать, все молчали. Пошла к бабушке и дедушке и со слезами упрекала: ну как вы могли, почему были такими трусами? Ко мне внуки тоже придут с тем же вопросом...Да, я боюсь того монстра, который называет себя российским государством. Читать свежего Кашина обязательно
Karina Orlova
Наконец-то появилось программное заявление эпохи. Один из лучших текстов не только Кашина, но и написанных за последние годы вообще.
Ekaterina Sergatskova
Хороший Кашин
надо четко понимать, что все это вытворяет никакая не страна, а кучка властных кадавров со съехавшей крышей. За страну мне страшно, потому что в случае настоящего краха (к которому эти кадавры ее ведут), прольется кровь не тех, кто это заслужил.
Впрочем, довольно скоро зазвучал и голос оппонентов. Первую их группу составили "охранители":
Maxim Sokolov
"Отвыкайте называть Российскую Федерацию своей родиной. Отвыкайте называть Путина своим президентом..." Проще -- если кто еще этого не сделал -- отвыкнуть от гуру Кашина.
Твиттер Геннадия Зюганова начеку.
(впрочем, что-то пошло не так:
Oleg Kashin
Пресс-секретарь председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова Александр Ющенко рассказал в среду, 26 августа, Дождю, что твит о колонке журналиста Олега Кашина, опубликованный с твиттера-акаунта главы партии, был написан не им и, вследствие этого, будет удален).
Вторую группу оппонентов составили те, кто припомнил Кашину прежние "грехи" - в том числе работу на прокремлевскую прессу и "Спутник и погром".
Алиса Зюс
А можно как-нибудь напомнить автору, что это он сам, вот этими вот ручками строил наше счастье?
Дмитрий Трещанин
Почему-то я читаю нашумевшую колонку Кашина про стыд и ответственность за РФ следующим образом:
«Несу ли я, Олег Кашин, ответственность за раскрутку "Спутника и погрома" и "русской весны" — нет, не несу».
«Несу ли я, Олег Кашин, ответственность за колонку про "уникальный миротворческий опыт" на фоне призывов "Путин, введи войска" и дальнейших событий в Иловайске и т.д — нет, не несу».
Ayder Muzhdabaev
Тут российские крымнашисты из рядов якобы "оппозиции кровавому режиму" начали жалеть Сенцова и Кольченко. Пшли вон. Лимонов и то порядочнее. Закройте ваши имперско-рабские рты. Олег и Саша, уверен, скоро будут свободны, вы — никогда.
На упреки в "крымнашизме" Кашин отвечает ссылкой:
По которой можно прочитать, что Крым сейчас, безусловно, оккупирован Россией.
Наконец, самая многочисленная группа оппонентов спорит непосредственно с тезисами Кашина. Кто-то делает упор на то, что ответственность за Российскую Федерацию разделяют все ее граждане, кто-то настаивает, что ему-таки стыдно за РФ. Своего рода манифестом стал этот пост Руслана Левиева:
Для меня депутаты, Президент, чиновники — это наши наёмные менеджеры, которым мы платим зарплату. И это ведь действительно так — мы платим налоги, из которых все эти наёмные менеджеры получают зарплату.
Если эти наёмные менеджеры, которых мы выбрали (в том числе путём молчаливого согласия), совершили что-то ужасное, то конечно мы несём за них ответственность, за их поступки. Подчеркну, что это не избавляет от ответственности самих наёмных менеджеров тоже (в первую очередь). Если ваш ребёнок похулиганит и разобьёт окно в школе — вам же будет за него стыдно, вы будете за него нести ответственность? Если ваш кот прыгнет из окна вашей квартиры и разобьёт соседскую машину — вам же будет за него стыдно, вы будете за него нести ответственность? Так же и с властями, с Президентом, нашими судами, и нашим государством, Российской Федерацией.
Могу ли я сказать, что мне не стыдно за то, что Российская Федерация развязала войну на Донбассе? Нет, не могу, мне стыдно. Несу ли в том числе я ответственность за эти действия России? Безусловно, ведь я, как полностью дееспособный, ответственный гражданин, должен был сделать так, чтобы этого не случилось. <...>
Поэтому я никогда не буду говорить, что Российская Федерация — это «где-то там». Это моя страна, я отождествляю себя с ней, я чувствую свою ответственность перед ней. Я никогда не буду говорить, что Путин — не наш Президент. «Не наш» он только в том смысле, что я его не выбирал и не поддерживаю. Но сейчас он совершает действия от имени моей страны, и я тоже несу за них ответственность, и мне за эти действия стыдно, и на мне лежит обязанность сделать всё, чтобы остановить его.
Впору писать историю России от "эффективного менеджера" Сталина до "наемного менеджера" Путина. С аргументацией Левиева не все согласны:
Но многие все же более согласны с ним, чем с Кашиным:
Зоя Светова
Хорошо Олегу Кашину, он во внутреннюю эмиграцию уходит. И ему теперь не стыдно. Ему классно.
А что делать тем, кто туда не хочет? Ни во внутреннюю, ни во внешнюю?
Gleb Pavlovsky
чтоб спасти свежесть чувств, Олег Кашин сочиняет небывалое (увы) "государство", незаметно усадив на шею скудное МЫ/НАМ.. Но последнее и закаменеет политическим осадком на будущее, когда чувство личного алиби - дешевый бонус - истратится
Сергей Давидис
Почтенный Oleg Kashin талантливо вбрасывает, продолжая агрессивную проповедь эскапизма и безответственности.
Трудно не согласиться с его посылками. Россияне действительно порабощенный, оккупированный кликой узурпаторов народ. Действительно ни у кого, кроме меньшинства бенефициаров государства "Российская Федерация", делящих между собой административную ренту, нет оснований отождествлять себя с этим государством. <...>
Но так же трудно согласиться с основным выводом Кашина: не оснований испытывать стыд за это государство. Точнее говоря, вывод верен для тех, кто не отождествляет себя со страной и народом, но речь не о них.
А если мы считаем своими эту страну и этот народ, то то, что они порабощены и вынуждены плясать под дудку оккупантов, вполне унизительно. И стыдиться того, что это государство делает от нашего имени и за наш счет есть основания не потому, что мы выбрали этих чиновников и судей (это, разумеется не так, никто их не выбирал), а потому, что они ссылаются на мандат страны и народа. Потому, как это ни банально, что и мы позволили случиться тому, что происходит.
Vsevolod Chernozub
Олег Кашин соорудил удобную всем рамку: "Пусть за РФ будет стыдно РФ. Я не РФ. РФ враждебна русскому человеку". И её радостно разнесли по фейсбуку.
Такая же инфантильная позиция привела нас от Совка к нынешней РФ. От одного враждебного русскому человеку государству к другому. И всё благодаря заботе о душевной гармонии этого русского человека.
Пусть за преступления Сталина стыдно Сталину. Пусть за преступления чекистов будет стыдно чекистам. Пусть за ужасы депортации и Голодомора будет стыдно депортации и Голодомору.
Я не я, Россия не моя. Сплошное моральное удобство и комфорт.
С другой стороны,
Ответственности без рычагов контроля не бывает.
Об этом спор в Фейсбуке у Ильи Клишина:
По поводу того, о чем писал Кашин. Мое Отечество — Россия, и мне плевать, какие вывески висят в настоящий момент на присутственных местах. Россия это не Путин, и я бы не хотел, чтобы Россия равнялась, скажем, Навальному. Россия это мы. Все, что мы можем и не можем. Все, от чего нас тошнит. И то, от чего мы улыбаемся в одиночестве. А теперь все чаще хмуримся. России с оружием в руках я обещал мужественно защищать свободу и проч. и проч., и из-за того, что сейчас какие-то ублюдки принимают идиотские решения, я от нее отрекаться не намерен. Хотя стыдно бесконечно.
А как связано Отечество с начальством-то? И почему надо упорно заставлять себя считать нынешнюю власть в РФ синонимом Отечества. Это мазохизм. Не стоит путать Родину с начальством.)
Так я как раз и не путаю. Стыдно говорю за Родину, что ее гнобит нынешнее начальство
а что за Родину-то стыдится? Россия никуда не денется. Начальство стыдное, но ведь вы же его не выбирали и даже делали все, что могли? Пусть стыдятся те, кто выбирал и одобрял
Собственно, тема стыда (уже вне прямой связи с колонкой Кашина) - одна из самых обсуждаемых в связи с приговором Сенцову.
Akunin Chkhartishvili
Как же стыдно за это время будет потом, если уже сегодня невмоготу. Сенцов просидит в тюрьме, надеюсь, недолго - не дольше, чем Путин в Кремле. Васильева, наверное, тогда же в тюрьму вернется (не то чтоб я ей этого желал). Но стыд от этого никуда не денется.
Многие, впрочем, относятся к этой эпидемии стыдливости скептически:
Ирина Павлова
Слава Богу, никто из моих знакомых не написал сегодня, что "ему стыдно".
Кто-то матерился, кто-то писал эпиграммы, кто-то просто тихо охреневал, но вот это сакраментальное "мне стыдно" (за мою страну - за то, что я русский - за то, что я живу - etc.) не писали.
Всё-таки, видимо, понимают, насколько это пошло.
И на том спасибо.
Ostap Karmodi
Вижу в ленте, что всем очень стыдно. Стыдно почему-то всегда не тем, кому надо. В России что-то изменится, когда детям тех уродов, которые сажают Сенцова, Савченко, тех, кто выходил на Болотную, будет стыдно называть имена своих родителей. Когда нынешним работникам МВД, прокуратуры, СК, избирательных комиссий, государственных СМИ будет стыдно выйти на улицу и в магазин, потому что их там узнают и скажут им всё, что о них думают, без лишней стыдливости.
А наш с вами стыд никому не нужен и ничему не поможет.
Олег Козловский формулирует так:
Стыд - крайне неприятное чувство, а дежурные признания в нем действительно набили оскомину почти как рассуждения о достижении дна. За Путина, которого мы не выбирали, и войну, которую мы не поддерживали, конечно, можно не извиняться. Но вот за собственную неспособность это все предотвратить может и должно быть стыдно.
А вот мнение Сергея Смирнова:
Должно ли быть мне стыдно? Вот Кашин считает, что нет. Ну вот серьезно, мне лично за приговор по Сенцову не стыдно. Я конечно извиняюсь, но не стыдно. Крым, я как раз еще Кашину год назад говорил не «наш», а Путина и Рамзана. Мне за другое стыдно. Что нет никакой альтернативы вот этой «РФ». Никакой солидарности. Если вы хотите противостоять, проявляйте ее. За это стыдно. Больше солидарности – меньше шансов на 20 лет Сенцову. Я вполне серьезно, кстати.
Есть, конечно, и те, кому ничуть не стыдно:
Andrei Babitski
О Сенцове достало! Понятно, что партизанская ячейка только складывалась, ничего серьезного не успела сделать. А сложилась бы? А стала бы успешной? Что? - подрыв городских коммуникаций, составов - какое расстояние от взорванного Ленина прошли, до каких объектов и операций добрались, если бы подполье было организовано профессионально? <...>
Если бы акционизм бомбистов в Крыму оказался бы успешным, то дело вполне могло бы доехать до приморских партизан в вышиванках - причем, в промышленных масштабах.
Sputnik&Pogrom со всей прямотой:
Очевидное мужество Сенцова на процессе заслуживает уважения, но это мужество врага, то есть человека, из-за своих личных качеств еще более опасного для дела Великого Русского Воссоединения. Устроенное либеральной общественностью облизывание Сенцова показывает, что эти люди не являются русскими и враждебны русским интересам, как и журналисты, в Первую Чеченскую воспевавшие героизм чеченских боевиков.
Таким образом оправдывается признаваемый даже "Спутником" судебный произвол. Кирилл Рогов пишет о том, что процесс над Сенцовым и Кольченко стал "сталинским" по всем основным атрибутам:
Мне кажется, процесс Сенцова - абсолютно сталинский процесс. Разговоры о том, что "что-то там было", они не смешны, нет, они - часть всякого сталинского процесса. Люди в 30е годы также точно заставляли себя думать и говорить. И это часть страха.
Самбе главное здесь цифра - двадцать. Это квинтэссенция одной из сторон сталинизма. У нас в стране ежегодно проходит множество судов над убийцами, вина которых с той или иной мерой тщательности выглядит доказанной. Но они не получают 20 лет. В норме они получают существенно меньше. Это такой человеческий счет. Но есть другой счет. Счет репрессии.
Sergei Medvedev тоже пишет о приговоре как о новой стадии развития нынешней властной системы:
Да, был Магнитский, был закон Димы Яковлева и умершие от него дети, да, есть и другие заложники власти -- Савченко, Кохвер, Олег Навальный, но 20 лет за поджог двери "Единой России" -- это какой-то онтологический сдвиг, новая стадия чекистского фашизма. <...> Избыточность насилия и устрашения -- важная часть символической экономики власти: так избыточны сталинские процессы 1930х, так избыточно показательное убийство невинного паханом в камере, так избыточно личное участие Грозного в казнях и пытках; это оргия власти, логика абсолютного суверена, агамбеновского Homo Sacer, исключающего себя из человеческих норм и понятий. Я, кстати, уверен, что и сталинский срок в 20 лет, и синхронизация приговора с поспешным, бесстыжим УДО Васильевой утверждались на самом верху: так уголовнику мало убить человека, надо еще помочиться на труп. Показательная несправедливость и банальная подлость является способом существования этой власти, для ее описания нужен Достоевский -- с карамазовщиной, бесами и подпольным человеком.
Max Trudolubov
У государства не может быть облика и воли. Есть правила, условности, страхи. Судьи принимают решения, повинуясь логике системы, построенной, чтобы унижать и наказывать, а не чтобы вершить, простите за выспренность, правосудие; чиновники врут и прячут деньги, как собаки Павлова, потому что так устроены их стимулы; одни друзья Путина отнимают дойную корову у других друзей, потому что им хочется иметь больше и потому что получается. Все они по отдельности современные люди, умеют пользоваться компьютером и любят морские побережья. Но все-таки трудно не видеть во всем их разнонаправленном шевелении единый образ - уж слишком отчетливо он читается. Эта козья морда сталинского государства - которое лезет из всех щелей, потому что никто не вбил в этот полутруп осиновый кол. Как его сшили в подвалах теоретики самодержавия и практики чекизма, и как освятили его комиссары церкви, так он, хотя и не живой в полном смысле, а живет и куражиться может еще долго, если его не остановить
Долго, очень долго:
Boris Grozovski
20 лет Олегу Сенцову как заявка на Стратегию-2035: вот столько мы еще будем с вами. Все время, все время этот чрезмерный оптимизм в прогнозах
Иными словами, "навсегда, пока не кончится". А о тезисах Олега Кашина можно проголосовать в опросе на "Эхе".